Томск


Сообщаем Вам, что к основным достижениям в области земельных отношений в работе администрации города Томска можно отнести следующие направления работы:

1. Подготовлен картографический материал и утверждены границы муниципального образования «Город Томск» с учетом присоединенных территорий Томского района, а также установлены границы 7 населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. В настоящее время площадь муниципального образования «Город Томск» увеличена с 25210 га до 29179 га.

2. Налажено взаимодействие по определенным вопросам с федеральными структурами, курирующими  земельные отношения, в частности:

- с ФГУ «Земельно-кадастровая палата по Томской области» в части обмена информацией о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет; 

- с Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области в части обмена информацией о проведении государственной регистрации договоров аренды земельных участков; 

- с Инспекцией ФНС по городу Томску в части обмена сведениями и проведении сверок о правах на земельные участки.

3. Внедрена система работы с населением по принципу «Единого окна» по вопросам оформления земельных участков для индивидуальных нужд (жилые дома, сады, огороды). В начале 2007 года администрацией города Томска был проведен конкурс на осуществление работ по землеустройству в рамках «Единого окна» и определена землеустроительная организация, осуществляющая указанный вид работ за счет средств городского бюджета. В целом за 2007 год в «Единое окно» обратилось за консультациями порядка 1500 граждан, принято 498 заявлений (из них 214 для льготной категории граждан), оказано услуг на  сумму в 2 млн. 573 тыс. руб.

Помимо этого,  администрацией города Томска разработан и утвержден проект решения Думы города Томска о предоставлении 100% льготы отдельным категориям малоимущих граждан по оформлению землеустроительной  документации, выполняемой для них за счет средств городского бюджета.

4. Впервые осуществлена процедура резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Данная процедура была необходима для успешного осуществления инвестиционных проектов, реализуемых на территории Томской области (строительство инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа, строительство новых автомобильных дорог и развязок), а также для значительного сокращения средств, затрачиваемых при компенсации убытков, и дальнейшего изъятия земельных участков.

5. Впервые на практике реализован Закон Томской области № 171-ОЗ «Об административной ответственности за неисполнение правового акта органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля», согласно которому на территории Томской области введены штрафы за неисполнение правового акта об устранении нарушений земельного законодательства. По итогам 2007 года было выдано 14 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, составлено и передано в мировой суд 10 протоколов, привлечены к административной ответственности в виде штрафа 5 землепользователей на общую сумму штрафа в 41 тыс. руб.

Вместе с тем,  не все задачи, поставленные в 2007 году, удалось решить максимально эффективно. Так, например:

1. В 2002  году была проведена и утверждена Постановлением Губернатора Томской области государственная кадастровая оценка земель поселений Томской области. Согласно действующему законодательству, указанная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Срок кадастровой оценки земель муниципального образования «Город Томск» истек 29.11.2007 года, однако до настоящего момента новая кадастровая оценка не утверждена. Одной из причин данного факта является отсутствие прав и полномочий на проведение такой оценки у муниципальных образований. В настоящее время полномочия по организации работ, финансированию и утверждению результатов кадастровой оценки земель закреплены за субъектами Российской Федерации, что, в свою очередь, приводит к прямой зависимости формирования налогооблагаемой базы и объема доходов городского бюджета по земельному налогу от своевременной организации и обеспечения проведения работ областных администраций.  

В настоящее время рассматриваются предварительные результаты работ, однако поздний срок проведения вышеуказанных работ не позволил осуществить актуализацию налоговой базы по земельному налогу, вследствие чего бюджет города Томска недополучил значительную часть потенциально возможных доходов.

2. Не решена проблема оформления прав на земельные участки под индивидуальными гаражами, разрешение на строительство которых получено в 70-80 годы. Данные объекты не являются самовольно построенными, однако, согласно действующему законодательству, не имеют надлежаще оформленных прав как на объект капитального строительства. Данный парадокс связан с изменением п.3. ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ранее дающим возможность гражданину узаконить в судебном порядке право собственности на построенный индивидуальный гараж. В настоящее время на территории муниципального образования «Город Томск»  находится порядка 10 тысяч капитальных гаражей, права на которые не могут быть оформлены иначе, чем в судебном порядке.

3. Не в достаточной мере ведется оформление земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Одной из основных причин, тормозящих данный процесс, является проблема с избранием собственниками жилых помещений лица, уполномоченного на подачу от имени ТСЖ заявления о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом. В данном случае, как правило, возникают проблемы с явкой собственников помещений для участия в голосовании, что, в свою очередь, ведет к нелегитимности принятого решения. В настоящее время администрацией города Томска принимаются все необходимые меры для проведения общих собраний собственников жилья, и вместе с тем, инициируется законодательная инициатива, которая смогла бы помочь муниципалитетам проводить формирование земельных участков под многоквартирниками без заявлений уполномоченных лиц. В дальнейшем же, любое изменение границ и площади сформированного под многоквартирным жилым домом земельного участка станет возможным лишь по заявке уполномоченного лица.

Для включения в сводный план проведения семинаров АСДГ  направляем Вам список вопросов, которые, на наш взгляд, являются актуальными и могут быть рассмотрены на ближайших заседаниях и конференциях. К таким вопросам относятся:

- организация и эффективность работы муниципального земельного контроля, и его взаимодействие с государственным земельным контролем;

- порядок и условия взимания платы за фактическое пользование земельными участками, права на которые не оформлены в соответствии с действующим земельным законодательством, на которых находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие частным и юридическим лицам;

- порядок и условия оформления объектов недвижимого имущества и земельных участков под ними, разрешение на строительство которых получено до 1992 года;

- проблемы формирования и механизм ведения реестра свободных земельных участков для строительства на территории муниципального образования.