Ч и т а


       1. В течение 2007 года одним из важных направлений деятельности комитета здравоохранения администрации городского округа "Город Чита" и муниципальных учреждений здравоохранения являлась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

       С этой целью комитетом здравоохранения был разработан план мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории городского округа «Город Чита», который был утвержден распоряжением Мэра города Читы от 12.04.2007 №942-р. Ежемесячно представляется отчетность о реализации национального проекта в администрацию городского округа и Комитет здравоохранения Читинской области. В целях контроля за реализацией национального проекта комитетом здравоохранения администрации городского округа "Город Чита" издан ряд приказов, согласно которым назначены ответственные лица за каждый блок проекта. Перед руководителями ЛПУ поставлены задачи, определены сроки исполнения мероприятий. Контроль за реализацией мероприятий национального проекта осуществляется специалистами комитета здравоохранения. Руководителей ЛПУ заслушивали на заседании штаба о реализации национального проекта. В течение года проведено 20 штабов. В течение года ход реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» освещался 3 раза на пресс-конференциях в администрации городского округа, организовано 11 «горячих линий», 22 «круглых стола», в СМИ прошло 39 публикаций.

       В результате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории городского округа «Город Чита» муниципальными учреждениями здравоохранения дополнительно получено в 2007 году 109,9 млн. руб., в т.ч. на выплаты специалистам первичного звена получено 37,5 млн. руб., диагностическое оборудование получено на сумму 12,4 млн. руб., поставлено МИБП на сумму 7,4 млн. руб., по родовым сертификатам получено 38,5 млн. руб., за дополнительную диспансеризацию граждан в бюджетной сфере, с вредными условиями труда, за оказание первичной медико-санитарной помощи работающих граждан получено 14,1 млн. руб.

       За 2 года реализации нацпроекта муниципальными учреждениями здравоохранения получено 239,0 млн. руб.

По блоку «Оснащение диагностическим оборудованием». В рамках реализации национального проекта ЛПУ городского округа за 2 года получили 85 единиц диагностического оборудования на сумму 57,6 млн. руб.


Перечень диагностического оборудования, полученного в рамках национального проекта в 2006-2007 годах


Лабораторное оборудование

Рентген оборудование

УЗИ аппараты

Электро-кардиографы

Эндоскопи-ческое оборудо-

вание

Следящая аппаратура

15 единиц

9 единиц

13 единиц

32 единицы

9 единиц

7 единиц

Комплект № 1- 2 ед.

Маммограф 1 ед.

Стационарный ультразвуковой аппарат цветной MYLAB - 3 ед.

6 ти канальный ЭКГ - 13 ед.

ФГС 4 ед.

Фетальные мониторы

Комплект № 2 8 ед.

Рентгенаппарат на 2 рабочих места с линейным томографом 1 ед.

Стационарный черно-белый ультразвуковой аппарат Toshiba - 10 ед.

3- канальный ЭКГ - 19 ед.

ФКС 1 ед.


Комплект № 3- 5 ед.

Рентген-диагностическая система Proteus XR 2 ед.



Цисто-уретроскоп 4 ед.



Рентгенаппарат на 2 рабочих места Multix PRO Siemens -2 ед.






Цифровой флюорограф 2 ед.






Комплекс рентгендиагно-стический телеуправляемый «Телемедикс» - Р-АМИКО 1 ед.






При поставке медицинского оборудования необходимо было подготовить помещения для его установки. Финансовые средства на эти цели в 2006 году не были предусмотрены в бюджете, но руководителями ЛПУ своевременно были проведены все работы по подготовке помещений, и медицинское оборудование устанавливалось в сроки, определенные поставщиками. На подготовку помещений было затрачено за 2 года 4,8 млн. рублей, в т.ч. в 2006 году 3,6 млн. рублей, в 2007 году 1,2 млн. рублей. Так же для бесперебойной работы диагностического оборудования своевременно приобретались расходные материалы. Сумма затрат на эти цели за 2 года составила 10,0 млн. руб., в т.ч. 2006 году 1,2 млн. руб., в 2007 году 8,8 млн. рублей.

Блок «Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов».

Для повышения качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов была введена система родовых сертификатов. Данная система позволяет беременным женщинам осуществлять право выбора учреждения родовспоможения, а это способствует созданию здоровой конкуренции между такими учреждениями и влияет на качество медицинской помощи.

С 2007 года введен талон № 3, который оплачивается детскими поликлиниками за наблюдение детей первого года жизни.

В 2007 году по родовым сертификатам учреждениями родовспоможения получено 38516,0 тыс. рублей, в том числе за:

-талон № 1 12320,0 тыс. рублей;

-талон № 2 24965,0 тыс. рублей;

-талон № 3.1 1231,0 тыс. рублей.

Все полученные средства были израсходованы и направлены:

-на зарплату всего 18,8 млн. руб. (48,8% от общей суммы);

-оснащение медицинским оборудованием - 8,2 млн. руб. (21,4% от общей суммы);

-лекарственные средства 4,8 млн. руб. (12,7% от общей суммы);

-изделия мед. назначения 599,8 тыс. руб. (15,6% от общей суммы);

-питание 442,2 тыс. рублей (1,1% от общей суммы);

-прочие расходы (мягкий инвентарь) 164,5 тыс. рублей (0,4%).

В результате дополнительных выплат из средств, полученных ЛПУ по родовым сертификатам, средняя ежемесячная надбавка к зарплате в 2007 году составила:

По консультации:

врачам акушерам-гинекологам 5216 руб.,

врачам других специальностей 1217 руб.,

среднему медперсоналу 2012 руб.

мл. медперсоналу - 0 руб.

По родильному отделению:

врачам акушерам-гинекологам, неонатологам, анестезиологам: 4539 руб.,

врачам других специальностей 4218 руб.,

среднему медперсоналу 2457 руб.

мл. медперсоналу 0 руб.

       За счет родовых сертификатов приобретено: стерилизационное и физиотерапевтическое оборудование, оборудование для выхаживания новорожденных, видеокольпоскопы, мониторы слежения за сердечной деятельностью матери и плода, кресло гинекологическое.

       Столь значительные финансовые вливания в сферу родовспоможения, сказалось на качестве и эффективности оказания медицинской помощи женщинам. В 2007 году показатель ранней поставки на учет по беременности возрос до 76,4 по сравнению с 2005 годом 67,7%. В течение последних 3-х лет на территории городского округа не регистрируются случаи материнской смертности. Своевременная постановка на учет по беременности (до 12 недель) позволяет наблюдать за течением беременности, своевременно проводить необходимые медицинские обследования и создать условия для благоприятного исхода родов.

В течение 2007 года проводилась работа по обследованию новорожденных на наследственные заболевания. Всего обследовано 4546 новорожденных, выявлено 2 случая ФКУ и 1 случай гипотиреоза.

       Блок «Иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа».

В рамках нацпроекта в 2007 году осуществлялась иммунизация от следующих инфекций:

       -вирусный гепатит В взрослые от 18 до 35 лет, не привитых ранее;

       -краснуха: дети от 8 до 14 лет, девушки и женщины от 18 до 25 лет, ранее не болевшие и не привитые;

       -полиомиелит дети раннего возраста с клиническими признаки иммунодефицитного состояния; дети ВИЧ-инфицированные и рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, дети, имеющие онкологические заболевания и дети домов ребенка;

       -грипп иммунизации подлежат медицинские работники, работники образовательных учреждений, дети, посещающие ДОУ, школьники 1-9 классов и взрослые старше 60 лет.

       В ЛПУ городского округа поставлено вакцин на сумму 7,4 млн.р.

       За 2 года реализации нацпроекта получено вакцин на 18,0 млн. рублей.


Иммунизация населения в рамках национального проекта в 2007 году



Наименование инфекции

Получено вакцин (доз)

Сумма (тыс. руб.)

Привито количество лиц

1

Краснуха

19772

883,8

19772

2

Полиомиелит

2130

599,4

710 (3-х кратно)

3

Вирусный гепатит В

112729

2254,5

45582  (2-х кратно)

4441 (3-х кратно)

4

Грипп

78840

3705,4

78840


ИТОГО

213471

7443,2

144904


       Дополнительно закуплено за счет средств бюджета 15000 доз вакцины против гриппа на сумму 1408,5 т.р. и привито дополнительно 15000 человек. Всего от гриппа привито 93840 человек 33% от обслуживаемого населения (2006 год 74890 человек 26,3%).

       Учитывая такое большое количество вакцин, поступившее в рамках нацпроекта, руководителями ЛПУ в 2007 году было закуплено 19 единиц холодильников, 27 единиц термоконтейнеров для хранения вакцин. На эти цели были израсходованы средства ОМС в сумме 247,5 тыс. рублей.

       За 2 года реализации нацпроекта закуплено 61 единиц холодильников, 66 единиц термоконтейнеров на общую сумму 898,6 тыс. рублей.


       По блоку «Профилактика ВИЧ-инфекций, гепатитов В и С» ЛПУ городского округа работают тесно с ГУЗ «Областной центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» и «Областная инфекционная больница».

       На 01.01.2008 в городе зарегистрировано:

-ВИЧ-инфицированных - 1710 чел.;

-инфицированных ВГС - 2430 чел.;

-инфицированных ВГВ - 854 чел.

В 2007 году выявлено ВИЧ-инфицированных 211 человек, что на 61% больше чем в 2006 году. В течение года ВИЧ-инфицированные получали антиретровирусную терапию и 178 человек пролечено, в т.ч. из них 47 беременных получали химиопрофилактику.

В 2007 году 51255 человек обследованы на ВИЧ-инфекцию (план 42000); 27691 человек обследовано на ВГС (план 21503) и 26591 человек обследовано на ВГВ (план 20345).

В 2007 году в рамках реализации нацпроекта на территории Читинской области поступали противовирусные препараты для лечения больных вирусным гепатитом В. В течение года 86 больных ВГВ и ВГС получали противовирусную терапию.


Блок «Дополнительная диспансеризация работающего населения, оказание первичной медико-санитарной помощи работающим гражданам».


Наименование отрасли

Подлежало

Осмотрено

Здравоохранение

7629

7629

Образование

10370

10370

Социальная сфера

746

746

Культура, физическая культура и спорт

1192

1192

НИИ

69

69

Итого

20006

20006


       В городе Чите подлежало диспансеризации работники бюджетной сферы в количестве 20006 человек. Это работники здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, социальные работники и работники НИИ.

       Специалистами ЛПУ осмотрено 20006 человек. ТФОМС перечислил в лечебные учреждения 10,1 млн. руб. В соответствии с нормативными документами полученные средства идут на доплату узким специалистам, участвующим в диспансеризации и на приобретение расходных материалов. Из 10,1 млн. руб. направлено на доплату узким специалистам 6,9 млн. руб., что составило 68%, на приобретение расходных материалов 3,2 млн. рублей 32%.

По результатам ДД определены следующие группы здоровья:

1 группа практически здоровые - 3846 чел. - 19% от числа всех осмотренных;

2 группа - риск развития болезни - 4438 чел. - 22%;

3 группа - нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в амбулаторно-поликлинических условиях - 11162 чел. - 56%;

4 группа - нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях - 540 чел. 2,7%;

5 группа - нуждается в ВМП - 20 чел. - 0,1%.

       Из числа нуждающихся:

-в амбулаторном лечении - 11076, получили - 4987 чел. - 45%;

-в стационарном лечении - 535, получили -326 чел. - 61%;

-в ВМП- нуждается 12 чел., получили 3 - 23%, в т.ч.: 1 чел. в обл. ЛПУ, 2 чел. в федеральной клинике (г. Иркутск - заболевание глаз; г. Новосибирск ИБР);

-в санаторно-курортном лечении нуждается-1831 чел., направлено 484 (с учетом реабилитационных центров).

       Всего выявлено заболеваний в ходе проведения ДД 8194 41%, в т.ч. с заболеванием на поздней стадии - 3 чел.

       Дополнительно взято на диспансерный учет - 3305 чел. 16,5%.

       В структуре выявленных заболеваний:

1 место - болезни системы кровообращения 1984 - 24%, из них артериальная гипертензия составляет 839 - 42%.

2 место - болезни глаз 1649 - 20%, из которых ведущее место занимает катаракта 1431 87%.

3 место - болезни эндокринной системы - 1422 - 17%, в т.ч. сахарный диабет 112 7,9%.

4 место КМС 1052 - 13%.

В структуре диспансерной группы:

1 место - болезни системы кровообращения 1230 - 37%, артериальная гипертензия - 631 чел. - 51%.

2 место - болезни эндокринной системы 458 - 14%, в т.ч. сахарный диабет 68 чел. 15%.

3 место - система пищеварения 365 - 11%.

4 место - болезни глаз - 352 - 11%.

       Диспансеризация проводилась в 2007 и среди работающих с вредными условиями труда, осмотрено 1337 человек и ЛПУ получено 588,6 тыс. рублей.

       В рамках нацпроекта предусмотрена оплата лечебному учреждению за оказание первичной медико-санитарной помощи работающим гражданам. За 2007 год в ЛПУ за этот раздел работы перечислено 1,2 млн. руб., которые также идут на доплату специалистам поликлиник.

       Всего в рамках данного блока ЛПУ городского округа получили 14,1 млн. руб.


Блок «Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи». В соответствии с нормативными документами в каждом ЛПУ создана база данных на пациентов, нуждающихся в лечении в федеральных клиниках. Аналогичная база данных имеется и в комитете здравоохранения администрации городского округа "Город Чита".

В 2007 году направлены на лечение в федеральные клиники 253 чел. (2006 год - 176 чел.), в т.ч. дети 45; получили ВМП на территории Читинской области 859 чел. За 2 года получили ВМП в федеральных клиниках 429 чел., на территории Читинской области 1545 чел.

В базу данных нуждающихся в ВМП по городскому округу «Город Чита» на 01.01.2008 включено 676 чел., в т.ч. 52 ребенка.

Таким образом, итогом реализации нацпроекта «Здоровье» за 2006-2007 годы явилось:

-повышение качества и доступность бесплатной медицинской помощи населению;

-увеличение заработной платы медицинских работников;

-укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;

-повышение квалификации медицинских работников;

-расширение перечня профилактических мероприятий, в том числе в рамках нацкалендаря прививок;

-осуществление мониторинга здоровья работающего населения; - улучшение оказания медицинской помощи женщинам и детям;

-увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи.


       В 2007 году увеличилось финансирование учреждений здравоохранения за счет бюджета городского округа на 12,9% по сравнению с 2006 годом. Получено средств ОМС на 18,5 млн. руб. больше, чем в 2006 году. Финансирование учреждений здравоохранения в 2005-2007 за счет бюджета, ОМС и предпринимательской деятельности и представлено в таблице.


млн. руб.

Показатели

2005 год

2006 год

2007 год

1

Потребность по смете

905,4

1109,2

1188,4

2

Утверждено по бюджету

433,0

526,9

595,2

3

Исполнено по бюджету

429,6

526,6

595,2

4

Процент от потребности

47,4

47,5

50,1

5

Процент от городского бюджета

16,2

19,7

17

6

Получено средств ОМС

Всего

В т.ч. целевые

Субсидии


242,9

14,7

10,0


314,8

14,9

14,1


333,3

30,1

5,8

7

Процент оплаты по реестрам

88,6

97,4

78,3

8

Средства от предпринимательской деятельности

37,9

40,9

45,6

9

Процент финансирования из всех источников от потребности

78,5

79,5

82,0

10

Получено средств из всех источников финансирования

710,4

882,3

974,1


       Начиная с 2006 года в городском округе «Город Чита» отмечается увеличение показателя рождаемости и в течение 2007 года составил 16,1, уменьшается смертность населения и в 2007 году смертность составила 13,1. естественный прирост населения за 2007 год + 3,0. Продолжающаяся реализация приоритетного национального проекта позволяет ожидать дальнейшее повышение качества и доступности медицинской помощи, что, безусловно, благоприятно скажется на демографической ситуации.

       В 2007 году удалось снизить показатель младенческой смертности с 6,7%0 в 2006 году до 5,3%0.


Младенческая смертность по территории (на 1000 родившихся живыми)



2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Младенческая смертность

8,6%о

5,2%о

6,7%о

5,3%о


       На протяжении последних 3-х лет в городском округе «Город Чита» не регистрировались случаи материнской смертности. Реализация мероприятий нацпроекта позволила дополнительно получить финансовые средства от родовых сертификатов 38,5 млн. руб. из них 21,4% было затрачено на приобретение медицинского оборудования как в родильные дома, так и в женские консультации. Улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения позволило улучшить качество оказания медицинской помощи женщинами новорожденным. Это, безусловно, сказалось и на улучшении показателей работы учреждений родовспоможения.

       

2. Информацию о достижениях коллег из других городов комитет здравоохранения администрации городского округа "Город Чита" представить не может, так как не обладает подробными данными по этому разделу.


3. В течение 2007 года администрацией городского округа и комитетом здравоохранения в основном решались самые актуальные вопросы по здравоохранению. Это улучшение финансирования отрасли, улучшение материально-технической базы, совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи населению и практически особых проблем, которые не удалось решить в 2007 году, нет.

Остается глобальной проблемой, которая должна быть решена на уровне Федерации это не включение стационаров в приоритетный национальный проект «Здоровье». Муниципальные стационарные учреждения оказывают первичную медико-санитарную помощь населению, где так же имеются проблемы с обеспечением диагностическим медицинским оборудованием, недостаточной заработной платой специалистов. Включение этих учреждений в национальный проект позволит улучшить качество оказания медицинской помощи населению.


       4. Анализируя состояние здравоохранения городского округа «Город Чита» необходимо отметить, что за последние годы и особенно начиная с 2006 года начала реализации нацпроекта «Здоровья», наметились положительные тенденции в развитии системы здравоохранения городского округа. Отмечается увеличение финансирования отрасли в 2007 году в 1,5 раз по сравнению с 2005 годом с учетом финансовых средств, поступивших в рамках нацпроекта. ЛПУ городского округа пополнились современным медицинским оборудованием, улучшилась материально-техническая база учреждений, что положительно сказывается на качестве оказания медицинской помощи. Отмечается приток молодых специалистов в отрасль. Происходит снижение показателя младенческой смертности, уровень которой отражает состояние здоровья населения и развитие здравоохранения, подчеркивает уровень экономического развития и социального благополучия общества. Учитывая итоги работы за 2007 год, комитетом здравоохранения администрации городского округа "Город Чита" совместно с ЛПУ планируется решение задач, которые направлены на улучшение показателей здоровья населения, качества и доступности медицинской помощи:

-продолжение реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».

-подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

-осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, участковым медицинским сестрам терапевтических, педиатрических участков и медицинским сестрам ВОП с учетом объёма и результатов их деятельности;

-оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений городского округа;

-иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа;

-неонатальный скрининг новорожденных на наследственные заболевания;

-дополнительная диспансеризация работающего населения;

-организация оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.

-строительство и реконструкция:

-продолжение строительства кардиоожогового корпуса МУЗ «Городская клиническая больница № 1»;

-строительство и ввод в эксплуатацию детской консультации в пос. Восточный;

-продолжение капитальных ремонтов и реконструкции лечебных учреждений, согласно плану.

-приобретение медицинского оборудования в соответствии с мероприятиями ведомственной целевой программы «Развитие материально-технической базы ЛПУ городского округа на 2008-2010 годы» и комплексной программы «Социально-экономического развития здравоохранения на 2008-2022 годы».

-продолжение выполнения Федерального закона № 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.


       5. Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов могла бы оказать содействие в решении вопроса о включении муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, в приоритетный национальный проект «Здоровье».

       В связи с реализацией национального проекта «Здоровье» и проведением дополнительной диспансеризации резко возросла нагрузка у узких специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации. Участие их в дополнительной диспансеризации создает трудности в организации первичного приема пациентов узкими специалистами. В связи с этим, назрел вопрос изменения нормативов укомплектованности муниципальных учреждений здравоохранения узкими специалистами. В решении данного вопроса АСДГ так же могла бы оказать содействие.


       6 и 7. Комитет здравоохранения администрации городского округа "Город Чита" считает целесообразным проведение совещания по обсуждению следующих вопросов:

       -в средствах массовой информации прозвучало сообщение министра здравоохранения и социального развития РФ о разработке Концепции здравоохранения до 2020 года. В связи с этим, комитет здравоохранения администрации городского округа "Город Чита" считает, что муниципалитеты должны принять участие в обсуждении концепции на уровне Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов.

       -необходимо инициировать формирование закона «О здравоохранении», где были бы отражены вопросы муниципального здравоохранения.

       -включение в национальный проект «Здоровье» стационарных учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.