Усть-илимск

I. Приоритетом деятельности Департамента является повышение эффективности управления и распоряжения земельными, лесными ресурсами, имуществом муниципального образования город Усть-Илимск, создание благоприятных условий для населения и хозяйствующих субъектов при решении имущественных, земельных и градостроительных вопросов, увеличение доходной части бюджета, привлечение инвестиций для развития города, поддержка предпринимательства.

1. В результате деятельности Департамента за 2007 год в бюджет города перечислено 229 667 тыс. рублей. Пополнение доходной части бюджета города в 2007 году осуществлялось за счет продажи объектов недвижимости, земельных участков, их передачи в аренду и субаренду, за счет доходов от размещения рекламных конструкций, мест сезонной торговли, и прочих поступлений.


№ п/п

Статьи доходов

Перечислено в бюджет города в 2005г.

(тыс. руб.)

Перечислено в бюджет города в 2006г.

(тыс. руб.)

Перечислено в бюджет города в 2007г.

(тыс. руб.)

1

продажа муниципального имущества

35515

133693

113959

2

аренда и субаренда муниципального имущества

75257

18698

15183

3

аренда в муниципальных учреждениях

3215

3111

3591

4

аренда земельных участков до разграничения государственной собственности

29217

29081


23441

5

аренда земельных участков городского округа

-

2153

19125

6

продажа земельных участков

540

3579

41748

7

продажа права на размещения объектов сезонной торговли

589

721

446

8

доходы от прибыли

603

419

156

9

регистрация сделок

43

46

42

10

прочие поступления

77

89

11976


ВСЕГО ДОХОДОВ:

145056

191590

229667


2. В 2007 году зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Усть-Илимск на земельные участки общей площадью 16 237 558,33 кв.м. Действует около 230 договоров аренды муниципальных земель городского округа, по которым арендная плата в местный бюджет поступает в соответствии с бюджетной классификацией в размере 100% начислений и составляет 19 124 774,80 рублей.

В целях оптимизации работы по разграничению государственной собственности на землю были решены следующие вопросы:

  • Организована деятельность специалистов Департамента (отдел архитектуры и градостроительства, земельный отдел, отдел муниципального имущества) по подготовке документации на земельные участки для регистрации прав муниципальной собственности на землю;
  • Проводилась разъяснительная работа с органами Роснедвижимости, Росрегистрации по вопросам оформления документов и регистрации права муниципальной собственности на землю;
  • Отработаны схемы взаимодействия Роснедвижимости, Департамента, ОКСа, Земельно-кадастровой палаты по оформлению документации на земельные участки и постановки их на кадастровый учет в целях разграничения государственной собственности на землю; в целях сокращения сроков разграничения госсобственности на землю отработан механизм электронного документооборота с отделом Роснедвижимости по предоставлению сведений из ГЗК о земельных кварталах и участках;
  • Отработан порядок взаимодействия Роснедвижимости, Департамента, Земельно-кадастровой палаты, землеустроительных организаций и Росрегистрации по оформлению документации и регистрации прав муниципалитета на единое землепользование под линейными объектами муниципальной собственности;
  • Отработаны: порядок формирования земельных участков под многоквартирными домами в целях постановки их на кадастровый учет, порядок подготовки и проведения публичных слушаний по проектам межевания микрорайонов города с целью дальнейшей приватизации таких земельных участков.


II. Актуальные проблемы 2007 года:

    • значительная удаленность города и ограниченность местного бюджета не позволяют направлять специалистов на тематические обучающие семинары по вопросам деятельности Департамента (семинары проводятся в г.г. Москве и Санкт-Петербурге);
    • отсутствие заинтересованности землепользователей (собственников недвижимости) в вопросах выкупа земельных участков в собственность;
    • ограниченность в обороте значительной территории города (городские леса); длительный и дорогостоящий процесс проведения лесоустройства с целью дальнейшего управления лесными ресурсами городского округа (что не позволяет эффективно использовать городские леса в настоящее время и получать доход в бюджет муниципального образования);
    • отсутствие заинтересованности инвесторов в строительстве на территории города, большой процент неосвоенных земель, подлежащих застройке;
    • отсутствие единой информационной базы по земельным участкам и объектам, расположенным на них, разногласия в сведениях муниципальных и государственных органов по учету земельных участков;
    • длительность процедуры разграничения государственной собственности на землю, неэффективность установленного законом порядка разграничения государственной собственности на землю, так как к собственности муниципальных образований не относятся земельные участки, приносящие существенные доходы муниципальной казне (то есть сдаваемые в аренду физическим и юридическим лицам);
    • проблемы аннулирования (ликвидации) муниципальных земельных участков в Государственном земельном кадастре, возникающие при изменении площадей (конфигурации) земельных участков;
    • отсутствие реальных действенных полномочий у муниципального земельного контроля, низкие размеры штрафных санкций за нарушение земельного законодательства РФ, захват, захламление земель;
    • несовершенство института концессии муниципального имущества: отсутствие регламентации порядка определения концессионной платы не позволяет заключать концессионные соглашения на автомобильные дороги, мосты, иное имущество;
    • проблемы бухгалтерского учета муниципального жилищного фонда, переданного муниципальным унитарным предприятием в казну города в соответствии с требованиями жилищного законодательства;
    • выбытие доходного муниципального имущества из муниципальной собственности в связи с реформой законодательства о местном самоуправлении, и как следствие, уменьшение доходов бюджета города от использования муниципального имущества:



III. Наиболее важные задачи (в том числе для обсуждения в рамках семинаров АСДГ) 2008 года:


  1. Поиск дополнительных источников пополнения бюджета города взамен выбывающих.
  2. Переход муниципальных учреждений в автономную форму деятельности (оптимизация использования муниципального имущества, уменьшение расходов муниципального бюджета).
  3. Передача муниципальных объектов социальной сферы в концессию.
  4. Реализация задач, поставленных Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  5. Продолжение работы по разграничению государственной собственности на землю.
  6. Создание рынка земли, переход на аукционный метод предоставления земельных участков под строительство.
  7. Стабилизация системы земельных платежей, усиление контроля за поступлением арендной платы за землю, оптимизация муниципального контроля за использованием и охраной земель.
  8. Формирование базы единого городского кадастра, с целью последующего перехода на деятельность в режиме «единого окна».
  9. Проведение лесоустройства, предоставление лесных участков в аренду, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, заключение договоров аренды земельных участков, на которых расположены городские леса.


IV. Помощь и содействие АСДГ- выработка предложений и обращение Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в Правительство РФ, Государственную Думу РФ с соответствующими предложениями по разрешению неурегулированных вопросов.

Кроме того, предлагаем рассмотреть вопрос о проведении тематических обучающих семинаров (вопросы имущественных, земельных, градостроительных, лесных и водных отношений) в городах Сибирского и Дальневосточного регионов.

V. Проведение конференций (совещаний) по обозначенным проблемам в сферах градостроительства, управления муниципальным имуществом, природными ресурсами (земельными, лесными, водными) считаем целесообразным.

Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска сообщает, что в городе Усть-Илимске имеется возможность проведения обучающих (московских) семинаров в режиме "он - лайн". Если муниципалитеты заинтересуются, просьба обращаться по данному вопросу в Департамент.