Информация

об итогах социально-экономического развития

городского округа  «Город Южно-Сахалинск»

за 2007 год и задачах на 2008 год


Экономическая сфера.

В целом социально-экономическое положение городского округа «Город Южно-Сахалинск» по результатам 2007 года можно охарактеризовать устойчивым. В течение 2007 года удалось закрепить позитивные тенденции в развитии основных отраслей экономики и социальной сферы. Город уверенно занимает ведущее место в Сахалинской области по уровню собираемости налогов, объему промышленной и сельскохозяйственной продукции, объему строительно-монтажных работ, уровню потребительского рынка, вводу жилых домов и другим показателям.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам экономической деятельности в городе Южно-Сахалинске в 2007 году увеличился к уровню 2006 года на 30,1% и составляет 18,5 млрд. рублей.

В 2007 году высокие темпы роста отмечены на предприятиях, добывающих полезные ископаемые (в 1,6 раза), в обрабатывающих производствах (1,3 раза), производящих и распределяющих электроэнергию, газ и воду (1,2 раза).

За 2007 год возросло производство макаронных изделий  в 1,7 раза, колбасных изделий - на 6,4%, цельномолочной продукции на 2,1%, безалкогольных напитков на 1,1%, деловой древесины - в 1,6 раза, пиломатериалов на 30,5%, нерудных строительных материалов на 19,8%, сборных железобетонных изделий в 1,3 раза, электроэнергии на 6,1%, выпуск газет увеличился на 19,5%.

На рыболовство приходится более 18% общего объема промышленного производства. Общий объем квот, выделенных на 2007 год предприятиям рыбопромышленного комплекса областного центра, возрос на 18,4% и составляет 174,2 тыс. тонн. Квотами на добычу водно-биологических ресурсов наделено 65 предприятий. В 2007 году освоено 80% общего объема выделенных на год квот или 135,0 тыс. тонн, что составляет 118,3% к уровню 2006 года.

Рыбоперерабатывающим комплексом выпущено 168,4 тыс.тонн пищевой рыбопродукции или 151,0% к уровню 2006 года и 2896 туб. рыбных консервов, что на 33,2% меньше, чем за январь-декабрь 2006 года.

За январь-декабрь 2007 года сельскохозяйственными предприятиями, расположенными на территории города Южно-Сахалинска, произведено 7794,7 тонн овощей, 12730 тонн картофеля, 1046,1 тонн мяса, 90,6 млн. штук яйца, 3430,4 тонн молока.

За 2007 год сельскохозяйственными предприятиями города поставлено в региональный продовольственный фонд 6232 тонн картофеля; 6121,8 тонн овощей; 1094,1 тонн мяса всех видов;  90  млн. шт. яйца и 3526 тонн молока.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, расположенными на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», произведено 95 тонн мяса всех видов, 929,5 тонн молока и 45,1 тыс. шт. яйца.

Объем работ, выполненный строительными организациями на территории города за 2007 год, составляет 24377,4 млн. рублей, что к уровню 2006 года составляет, в сопоставимых ценах, 112,9%.

За 2007 год, за счет всех источников финансирования, введено в эксплуатацию 58529 кв. метров общей площади жилых домов, что  составляет 60,3% от общего ввода жилья по Сахалинской области и на 11,6% превышает соответствующий показатель за  2006 год.

За 2007 год введены в эксплуатацию: культурно-оздоровительный комплекс «Панорама» с гостиницей общего типа, плавательным бассейном, фитнес клубом, кинотеатром на 140 мест; китайский торгово-выставочный центр, общей площадью 3959 кв.м. с кафетерием на 4 этаже, оборудован эскалатором; поликлиника (блок № 1 женская консультация); административное здание Федерального казначейства; административное здание ДВТУ (Сахалинская таможня).

Начато строительство таких интересных в архитектурном и строительном исполнении объектов как: комплекс, состоящий из гостиницы, ресторана, торгового центра;  учебный корпус современной гуманитарной академии. 

Администрацией города разработана и утверждена городским Собранием муниципальная программа «Доступное и комфортное жилье южносахалинцам на период до 2015 года».

Ведутся работы по разработке генерального плана городского округа «Город Южно-Сахалинск» с окончанием работ в 1 квартале 2009 года. Разрабатываются генеральные планы, совмещенные с проектами планировки и проектами межевания, сел Дальнее, Ключи и Новая Деревня с выделением земель под индивидуальную жилую застройку.

Проведена большая работа по разработке стратегии развития областного центра. Разработка Стратегического плана развития городского округа «Город Южно-Сахалинск» на период до 2020 года находится в стадии завершения.


Услуги городского хозяйства.

В 2007 году потребительский рынок городского округа «Город Южно-Сахалинск» сохраняет лидирующее положение в Сахалинской области. В городе Южно-Сахалинске сосредоточено 99,8% оптового оборота, 62,4% - оборота розничной торговли, 51,9% - оборота общественного питания от объемов в целом по области.

Объем оборота розничной торговли за 2007 год увеличился на 7,9% в сопоставимых ценах  к уровню 2006 года и достиг 31,3 млрд.рублей. Оборот предприятий общественного питания за 2007 год составляет 1,5 млрд. рублей, что  в сопоставимой оценке  на 19% больше по сравнению с 2006 годом.

Объем платных услуг, оказанных на территории городского округа, оценивается  в размере 17,7 млрд. рублей  и составляет 78,2% от объема платных услуг, реализованных в Сахалинской области. Прирост к уровню 2006 года в сопоставимых ценах составляет 14,5%. В 2007 году в расчете на 1 жителя г. Южно-Сахалинска  оказано платных услуг на сумму 98 тыс. рублей, в том числе бытовых услуг на 10,1 тыс. рублей.

В 2007 году в жилищно-коммунальную сферу города из местного бюджета направлено 1226,3 млн. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в  2006 году.

Предприятиями ЖКХ в 2007 году капитально отремонтировано 128,2 тыс. кв. метров жилищного фонда, что в 3,8 раза больше, чем в 2006 году, произведен ремонт кровли общей площадью 74,6 тыс.кв.метров, заменено 6,4 тыс.погонных метров труб отопления, 70 погонных метров канализационных сетей. За 12 месяцев 2007 года произведен  текущий ремонт 27,2 тыс.кв.метров асфальтобетонных покрытий улиц, отремонтировано 6,8 тыс.кв.метров грунтовых дорог. За 2007 год на капитальный и текущий ремонт объектов внутриквартального благоустройства из местного бюджета направлено 19,8 млн.рублей.

В соответствии с Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Южно-Сахалинска, в 2007 году продолжается формирование самостоятельных юридических лиц, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время на территории города действует 28 товариществ собственников жилья, 5 жилищно-строительных кооперативов, 20 управляющих компаний всех форм собственности. За 2007 год создано 6 ТСЖ, проведено 116 консультаций для собственников жилья, прошло 7 встреч с населением по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом.

В 2007 году проведен большой объем работ по капитальному строительству и капитальному ремонту объектов благоустройства, включая дороги. На приобретение специализированной техники для предприятий жилищно-коммунального хозяйства из бюджета городского округа выделено 27,5 млн. рублей, закуплена уборочная и дорожная техника. Проведены работы по асфальтированию внутридомовых территорий в объеме 33,0 млн. рублей. Для улучшения ситуации с водоснабжением проведены капитальные работы на водозаборе на реке Рогатка, работы по очистке и бурению новых скважин на Луговском водозаборе, по перекладке водопроводных сетей в планировочном районе «Луговое».

На рынке пассажирских транспортных услуг города Южно-Сахалинска на договорных отношениях действует 7 автотранспортных предприятий.

Объем пассажирских перевозок по г. Южно-Сахалинску за  2007 год составляет 16,2 млн. человек, что на 16,9% меньше, чем за  2006 год.

За  2007 год Сахалинской железной дорогой отправлено 444  тыс. человек, что на 5,5% больше, чем   за  2006 год.

Авиационным транспортом отправлено 314,4 тыс. пассажиров, что на 7,6% превышает показатель   2006 года. Объем  отправленной  воздушным транспортом почты и грузов в отчетном периоде увеличился на 25,5% и составляет  4038,9 тонн.

По состоянию на 1 января 2008 года на рынке услуг связи действует 3 телефонные компании и 4 оператора сотовой связи. В 2007 году количество абонентов городской телефонной сети составляет более 70 тыс. номеров. Общая телефонная плотность 388,6 телефонных аппаратов, включенных в сеть общего пользования, на 1000 жителей.

Экологическая обстановка в городе Южно-Сахалинске сохраняется достаточно напряженной. Наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха вредными веществами.

В  2007 году осуществлен выбор земельного участка под новый полигон твердых бытовых отходов для г. Южно-Сахалинска. Отведен земельный участок под строительство мусоросортировочного цеха.  

В рамках выполнения целевой программы «Экология и природные ресурсы муниципального образования «город Южно-Сахалинск» на 2003-2010 годы» реализуется перспективный план озеленения города, разработана программа очистки рек от мусора. 


Муниципальный сектор.

Повысилась эффективность использования муниципальной собственности и увеличение доли имущественных платежей. За январь-декабрь 2007 года доходы от использования и реализации муниципальной собственности, включая сумму дивидендов и платежи муниципальных предприятий, поступившие в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск»,   составляют 852,1  млн. рублей, что 1,4 раза  превышает сумму поступивших доходов за 2006 год и составляет более 27% в общем объеме доходов бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск». 

За период с января по декабрь 2007 года от сдачи в аренду земельных ресурсов  и продажи права на заключение договоров аренды земельных участков получено 270,2 млн. рублей, что 1,4 раза выше уровня доходов за 2006 год.

За 2007 год, в рамках реализации плана приватизации муниципального имущества, приватизировано 26 объектов. Сумма доходов, поступивших в бюджет города, от продажи материальных и нематериальных активов за 2007 год возросла в 2 раза по сравнению с данными за 2006 год и составляет 358,7 млн. рублей.

Сумма доходов от сдачи объектов муниципального имущества в аренду за 2007 год составляет 217,3 млн. рублей, что на 1,6 млн.рублей меньше фактических поступлений за 2006 год. Задолженность по арендным платежам  за муниципальное имущество на конец 2007 года составляет 30,9 млн.рублей.

По состоянию на 1 января 2008 года для оказания муниципальных услуг и обеспечения жизнедеятельности населения на территории города действуют 15 муниципальных унитарных предприятий, численностью работающих 1,4 тысячи человек.

Анализ эффективности управления муниципальной собственностью выявил ряд проблем в этой сфере. Это значительный физический износ большинства объектов жилого фонда, инженерных сетей коммунальной сферы, задержка финансовых средств федеральными и областными органами при их передаче в муниципальную собственность.

Финансовое состояние предприятий и организаций города остается довольно стабильным. Сальдированный финансовый результат по состоянию на 1 декабря 2007 года сложился прибыльным и оценивается в сумме 1983,7 млн. рублей, что на 47,4% превышает уровень аналогичного периода прошлого года.

Бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» за 2007 год исполнен по доходам в сумме 5293,8 млн. рублей при уточненном годовом  плане 5242,1 млн. рублей, из них собственные доходы поступили в размере 3103,8 млн. рублей при плановом задании 2958,0 млн. рублей. Исполнение к утвержденному плану на 2007 год составляет 101 %, в том числе по собственным доходам 104,9 %.

Объем налоговых и других обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами, за 2007 год составляет 12820,0 млн. рублей, что на 4211,0 млн. рублей или в 1,5 раза превышает аналогичные поступления за 2006 год.

Расходная часть бюджета исполнена в сумме 4943,3 млн. рублей или на 89,2% к  плану на 2007 год.

Социальная сфера областного центра характеризуется как стабильная и развивающаяся система. Удельный вес расходов на социально-культурную сферу составляет 61,7% в общем объеме расходов бюджета или 3050,3 млн. рублей, что в 1,3 превышает финансирование 2006 года, из них основная доля приходится на образование и здравоохранение.

Доля расходов на производственную сферу за январь-декабрь 2007 года составляет 26% или 1285,1 млн. рублей. Значительная часть в расходах бюджета города приходится на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, что составляет 24,8 % от общего объема расходов местного бюджета или 1226,3 млн. рублей.

В 2007 году бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 350,4 млн. рублей.

В городском округе «Город Южно-Сахалинск» успешно реализуются приоритетные национальные проекты «Здравоохранение», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье».  В целях осуществления контроля за ходом реализации приоритетных национальных проектов на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» и подготовки предложений по ее совершенствованию, при мэре города Южно-Сахалинска создан  Совет по реализации приоритетных национальных проектов.


Демография, занятость и  уровень  жизни населения.

Анализ показателей численности, естественного и  миграционного движения населения, говорит об относительной стабилизации демографической обстановки в областном центре. К числу позитивных моментов 2007 года следует отнести: снижение общего коэффициента смертности населения (с 12,1 в расчете на 1000 человек населения в январе-декабре 2006 года до 11,6 в 2007 году), стабилизацию рождаемости (с 11,0 в расчете на 1000 человек населения в 2006 году до 11,5 за январь-декабрь 2007 года); рост числа зарегистрированных браков (с 2088 в 2006 году до 2096 в 2007 году).

В 2007 году в городе Южно-Сахалинске родилось 2082 человека, что на 96 человек или на 4,8% больше, чем в 2006 году; умерло 2104 человека, что на 94 человека или на 4,3% меньше, чем за январь-декабрь 2006 года. Естественная убыль сократилась в 10 раз, составив 22 человека в 2007 году против 212 человек за 2006 год.

За январь-декабрь 2007 года число прибывших в областной центр возросло на  563 человека или на 20,4% по сравнению с уровнем 2006 года и составляет 3324 человека. Миграционный отток сократился на 196 человек: с 2790 человек за 2006 год  до 2594 человек за 2007 год.

Ситуация на рынке труда остается стабильной. В течение 2007 года по вопросам занятости обратилось более 12 тысяч человек. Численность безработных граждан на 1 января 2008 года составляет 159 человек. В 2007 году в областном центре уровень официально зарегистрированной  безработицы снизился по сравнению с данными за 2006 год и по состоянию на 1 января  2008 года составляет 0,1% к численности экономически активного населения, что значительно ниже областного уровня, составляющего 1,2%.

Заявленная предприятиями и организациями в службу занятости населения потребность в работниках  составляет 2,3 тыс. свободных рабочих мест и вакантных должностей, что на 0,6 тыс. человек ниже, чем на соответствующую дату 2007 года.

В 2007 году сохраняется тенденция роста реально располагаемых денежных доходов населения городского округа «Город Южно-Сахалинск», но при этом дифференциация по уровню денежных доходов  различных слоев и групп населения города продолжает иметь место. Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий в расчете на одного работника за 11 месяцев 2007 года сложилась в размере 24,6 тыс.рублей, что составляет 121,7% к уровню аналогичного периода 2006 года.  По состоянию на 1 января 2008 года просроченная задолженность по заработной плате по городу Южно-Сахалинску отсутствует.

По состоянию на 1 января 2008 года  средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат составляет 5085,61 рублей, что  на 29% превышает фактический уровень сложившейся пенсии на соответствующую дату 2007 года.


Проблемы.

Вместе с тем, самым проблемным и ответственным участком работы, от которого зависит нормальное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем города, остается жилищно-коммунальное хозяйство. На особом контроле находится вопрос водоснабжения города.

Проблемой остается состояние жилищного фонда и благоустройство города. Изношенная коммунальная инфраструктура является сдерживающим фактором развития жилищного строительства. На пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства стоит проблема проведения капитального ремонта жилищного фонда и наличия на территории города ветхих и аварийных домов. Для привлечения в коммунальный сектор инвесторов необходимо сформировать инвестиционный климат.

Остается проблема с качественной перевозкой пассажиров, так как недостаточно муниципального транспорта большой вместимости.

Одной из основных задач для администрации города является поддержка малого и среднего бизнеса, создание оптимальных условий для его развития, снижение административных барьеров, всесторонняя поддержка инициативных людей.

Учитывая стабильно напряженное состояние бюджета городского округа, необходимо особое внимание уделять экономии и рациональному использованию бюджетных средств, привлечению дополнительных источников финансирования, эффективному использованию муниципальной собственности, конкурсному отбору товаров, работ и услуг для нужд городского округа.

В социальной сфере не везде созданы условия для занятия спортом, нуждается в качественном улучшении система работы по месту жительства, недостаточен уровень охвата детей и подростков сетью спортивных школ. Остается проблема старения кадров преподавательского состава и отсутствие притока молодых специалистов в образовательные учреждения. Сохраняется проблема с детскими дошкольными учреждениями. Не решена полностью проблема укомплектованности участковым медицинским персоналом.

На ближайшую перспективу администрация города определяет приоритетные направления муниципальной экономической политики по следующим направлениям:

  • выполнение  мероприятий  по  реализации  Федерального  Закона  от  06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • реализация национальных проектов на территории города Южно-Сахалинска;
  • разработка генерального плана развития территории города Южно-Сахалинска;
  • разработка стратегического плана развития города до 2020 года;
  • экономия и рациональное использование бюджетных средств, привлечение различных источников финансирования;
  • проведение активной жилищной политики;
  • эффективное использование муниципальной собственности;
  • реформирование жилищно-коммунального хозяйства;
  • улучшение инфраструктуры города;
  • активизация работы по строительству полигона по переработке твердых бытовых отходов;
  • реконструкция дорожно-транспортной системы города;
  • обеспечение общедоступности социальной сферы для всех категорий населения.


Информация финансового управления администрации города


1. Основным результатом работы финансового управления администрации города в 2007 году явилось разработка и принятие бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2008 год с обеспеченностью в средствах 53,0 процента, что на 5,9 пункта выше, чем в 2007 году (47,1 процентов). Также возросла обеспеченность по отраслям: так по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» при потребности на 2007 год в объеме 1514,4 млн. рублей,  уточнённый плановый показатель составил 1354,0 млн. рублей (обеспеченность 80 процентов), на 2008 год соответственно 2600,0 млн. рублей и 1271,1 млн. рублей (обеспеченность 49 процентов). По разделу «Здравоохранение» при потребности на 2007 год в объеме 1425,7 млн. рублей,  уточненный плановый показатель составил 1258,8 млн. рублей (обеспеченность 88 процентов), на 2008 год соответственно 1647 млн. рублей и 1486 млн. рублей (90 процентов или +2 процента). По разделу «Социальная политика» при потребности на 2007 год в объеме 268,1 млн. рублей,  уточненный  плановый показатель составил 211,3 млн. рублей (обеспеченность 79 процентов), на 2008 год соответственно 223 млн. рублей и 165 млн. рублей (74 процента или -5 процентов). Снижение процента обеспеченности в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с уменьшением финансовой помощи из областного бюджета. Рост обеспеченности по прочим разделам расходной части бюджета городского округа в 2007 году по сравнению с 2006 годом составляет в пределах 6 процентов.

Следует отметить, что на большой показатель обеспеченности в 2007 году (80 процентов) по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» повлияло поступление во втором полугодии в бюджет городского округа целевой финансовой помощи за счёт средств федерального и областного бюджетов на общую сумму 373,5 млн. рублей, которая не была учтена при формировании бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2007 год.   

Несмотря на повышение оплаты труда работникам бюджетных учреждений, оплачивающихся по единой тарифной сетке на 15 и на 10 процентов, администрация города не допустила задолженности по оплате труда и начислениям на нее на конец отчетного года.

Кроме того, в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2007 году на выплату денежных средств медицинскому персоналу, оказывающему медико-санитарную помощь ЛПУ города, было получено 27,0 млн. рублей. Всего сумма расходов  на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» составила 22,7 млн. рублей. 

Средства, поступающие за пролеченных больных из фонда обязательного медицинского страхования, являются одним из существенных источников обеспечения денежными средствами учреждений здравоохранения города. Дополнительно к бюджетному финансированию лечебно-профилактическими учреждениями города за 2007 год получено от территориального фонда обязательного медицинского страхования за пролеченных больных 301,0 млн. рублей, что выше поступлений прошлого года на 90,2 млн. рублей, и составило 43 процента бюджетного финансирования учреждений здравоохранения.

За отчетный период на территории городского округа обеспечено исполнение 20 целевых программ, из них на социальную сферу - 15 программ, которые направлены на поддержание системы образования, культуры, здравоохранения, обеспечение занятости молодежи, социальную поддержку малообеспеченных граждан, на реализацию которых направлено 80,0 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года исполнение Программ  возросло в 2,7 раза (за 2006г.  направлено 62,0 млн. рублей или 68,0 процентов к уточненному годовому плану, за 2007 г.  направлено 168,1 млн. рублей или 39,0 процентов к уточненному годовому плану).

В условиях дефицита бюджета бюджетные учреждения города развивают платные услуги. Фактическое исполнение составило 203,7 млн. рублей, что выше поступлений прошлого года на 47,0 млн. рублей.

Несмотря на недостаток бюджетного финансирования по  всем  статья   затрат, можно отметить, что муниципальные учреждения городского округа «Город Южно-Сахалинск» справились с поставленными задачами и выполнили запланированные экономические, статистические  показатели работы.

Кредиторская задолженность городского округа «Город Южно-Сахалинск» благодаря мерам, принимаемым администрацией города и поддержке администрации Сахалинской области снижена с 1205,3 млн. рублей по состоянию на 1 января 2007 года до 1186,7 млн. рублей на конец 2007 года, то есть на 18,6 млн. рублей.

Особо хочется отметить о начале финансирования Подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в городском округе «Город Южно-Сахалинск» из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-2015 годах» в рамках муниципальной целевой Программы «Доступное и комфортное жильё южносахалинцам» на период до 2015 года», принятой решением городского Собрания от 28.06.2006 г. № 324/18-06-3. В целях обеспечения благоустроенным жильём граждан, проживающих в условиях, непригодных по санитарным и техническим нормам для постоянного проживания, в 2007 году было направлено за счёт собственных доходов местного бюджета 18,7 млн. рублей, что составляет 80 процентов от уточнённого объёма назначений на указанные цели. За счёт направленных средств приобретено 5 квартир.

Кроме того, за счёт средств федерального бюджета, поступивших в 2007 году на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда направлено 7,8 млн. рублей, за счёт которых приобретено 3 квартиры. 

Конечно, объём направленных средств и возможности местного бюджета не позволяет в полном объёме решить данную проблему, вместе с тем,  начало её решения в 2007 году было положено.  

Также, в 2007 году началось финансирование Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», входящей в муниципальную целевую Программу «Доступное и комфортное жильё южносахалинцам» на период до 2015 года». В 2007 году на реализацию мероприятий Подпрограммы за счёт средств трёх уровней бюджетной системы РФ направлено 30,2 млн. рублей, в том числе: федерального 4,4 млн. рублей; областного 21,2 млн. рублей; местного 4,6 млн. рублей. За счёт произведённого финансирования 31 молодой семье выдан жилищный сертификат дающий право на приобретение жилого помещения.

На осуществление мероприятий по улучшению плодородия земель в бюджете городского округа ежегодно предусматриваются расходы. В 2007 году за счёт средств местного бюджета сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, зарегистрированным на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на указанные цели направлено 2,9 млн. рублей.

Также в целях поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства ежегодно за счёт собственных доходов местного бюджета осуществляется предоставление им бюджетных кредитов, имеющих целевую направленность: краткосрочное кредитование затрат на ремонт и реконструкцию животноводческих помещений, для приобретения техники и других материальных ценностей, необходимых при проведении весенне полевых,   уборочных работ, заготовке кормов. В 2007 году предоставлено бюджетных кредитов на общую сумму 2,7 млн. рублей.

Консолидация средств федерального, областного и местного бюджетов позволила в 2007 году осуществить реконструкцию проезжих частей центральных магистралей города: ул. Ленина от ул. Сахалинской  до ул. Карла Маркса и от ул. Емельянова до ул. Пуркаева; Коммунистического проспекта от ул. Горького до ул. Вокзальной. Всего на их реконструкцию было направлено 146,1 млн.рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 136,7 млн. рублей, областного 7,0 млн. рублей, местного 2,4 млн. рублей. 

       Необходимо отметить положительные тенденции в области кредитной политики городского округа: все кредитные договоры заключались с кредитными организациями, признанными победителями открытых конкурсов на оказание финансовой услуги в виде предоставления кредита, проводимых администрацией города, в соответствии с федеральным  Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и федеральным Законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Отмечаем также, что городской округ «Город Южно-Сахалинск» первым среди муниципальных образований Сахалинской области внедрил процедуру проведения конкурсов на оказание финансовых услуг.

Анализ процентной ставки по привлекаемым городским округом кредитам в кредитных организациях, дает возможность отметить ее постоянное снижение, так: в 2005 году среднегодовая процентная ставка составляла 16,5 процентов, при средней ставке рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ в размере 13%. В результате работы, проведенной специалистами финансового управления администрации города Южно-Сахалинска, в 2006 году процентная ставка была снижена до 12 процентов, при  средней ставке рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ в размере 11,5 %, а в 2007 г. -  до 9,8 %, что на 0,2 пункта ниже установленной Центральным Банком РФ процентной ставки рефинансирования (10 процентов).

В других муниципальных образованиях процент привлечения существенно выше, и достигает 20 процентов.

Городской округ «Город Южно-Сахалинск» с апреля 2007 года включился в областную целевую Программу «Реформирование системы управления финансами Сахалинской области в 2006-2008 годах». Распоряжением администрации Сахалинской области от 26.03.2007 № 162-ра «О проведении в 2007 году отбора муниципальных образований для получения субсидии из Фонда реформирования муниципальных финансов» была проведена проверка дисквалификационных критериев для муниципальных образований.

       В соответствии с результатами проверки и по итогам конкурсного отбора из 17 муниципальных образований только четыре муниципальных образования (из них город Южно-Сахалинск занял 1-е место) получили право на субсидию из Фонда. Для нашего городского округа это средства в объеме 35,6 млн. руб., из них в 2007 году 17,8 млн. руб. уже получены.

01.10.2007 года завершился первый этап по реализации Плана мероприятий по реформированию системы управления финансами городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2007-2008 годы, утвержденного постановлением мэра города от 16.05.2007 № 916, в городском округе «Город Южно-Сахалинск» проделана значительная работа по реформированию муниципальных финансов: структурными подразделениями исполнены все запланированные мероприятия, проведена оценка качества управления финансами, подготовлены аналитические материалы за три последних года, принято 22 нормативных акта, направленных на оптимизацию бюджетной сети, повышение эффективности и результативности расходов бюджета.

Основными задачами первого этапа реализации Плана мероприятий являлись стабилизация бюджетной системы муниципального образования; разработка и внедрение на территории городского округа нового стандарта управления муниципальными финансами; улучшение качества администрирования бюджета за счет повышения прозрачности бюджета и качества его планирования; повышение эффективности и результативности расходов бюджета; повышение инвестиционной привлекательности муниципалитета.

Реализация первого этапа Плана мероприятий по реформированию муниципальных финансов осуществлялась по следующим основным направлениям реформирования:

Блок А  «Реформа бюджетного процесса и управления расходами»,

Блок В  «Внедрение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат», 

Блок  С  «Проведение административной реформы»,

Блок D   «Реформирование муниципального сектора экономики»,

Блок Е  «Совершенствование системы инвестиций»,

Блок F  «Создание условий для развития доходной базы»,

Блок G  «Совершенствование долговой политики».


1. В рамках блока А «Реформа бюджетного процесса и управления расходами» проведена оценка возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги (за исключением здравоохранения), в форму немуниципальных организаций.

Разработана Методика планирования временных кассовых разрывов и Порядок формирования финансового резерва для финансирования кассовых разрывов. Финансовое управление предпринимает меры по снижению негативных факторов возникновения кассовых разрывов.

2. В рамках блока В «Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат» администрацией города разработан перечень бюджетных услуг с определением натуральных показателей, по которым должен производиться учет потребностей. В городе впервые произведена оценка бюджетной услуги в стоимостном и натуральном выражениях. Итогом данной работы стало постановление мэра города  «О мерах по созданию системы учета в предоставляемых бюджетных услугах», которым утверждены Перечень услуг и Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в стоимостном и натуральном выражении. Все это позволит более качественно формировать бюджет на очередной финансовый год.

Разработан порядок и методика формирования среднесрочного финансового плана городского округа «Город Южно-Сахалинск». Среднесрочный финансовый план на 2008-2010 годы утвержден постановлением мэра города. Утверждены показатели результативности работы муниципальных ведомств, сформирована необходимая нормативная база для разработки, принятия, исполнения и оценки ведомственных целевых программ. На территории городского округа приняты к исполнению и подлежат финансированию 20 городских целевых программ в сфере здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и искусства, молодежной политики, охраны правопорядка и пожарной безопасности, ЖКХ, транспорта, экологии, социальной политики. Отчеты по исполнению Программ подлежат обязательному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации города.

3. По направлению блока С «Проведение административной реформы» распоряжением мэра города утвержден перечень направлений и предметов изучения при повышении квалификации муниципальных служащих городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2007 год. Перечень вакансий, условий проведения конкурса и информация о проведении курсов повышения квалификации регулярно размещаются на официальном сайте администрации города и публикуются в газете "Южно-Сахалинск сегодня".

4. По направлению блока D «Реформирование муниципального сектора экономики» проведены следующие мероприятия:

- проведена инвентаризация фактически производимых бюджетных расходов на поддержку предприятий и организаций города за 2004-2006 годы.

- утвержден Порядок предоставления бюджетных средств немуниципальным организациям, определены виды бюджетной поддержки (субсидии, бюджетные кредиты, муниципальные гарантии, налоговые льготы). Реализация данного направления позволяет упорядочить систему муниципальной поддержки хозяйствующих субъектов города. Объем бюджетных средств, предоставляемых негосударственным (немуниципальным) организациям публикуется вместе с отчетом об исполнении бюджета за соответствующий финансовый период.

- внедрена регулярная оценка дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, в том числе по видам и источникам задолженности.

- утвержден Порядок сбора платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляемые гражданам непосредственно поставщиками данных услуг.

- проведена оценка потребности в транспортных услугах, направлена заявка в Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа ДАГУН о размещении муниципального заказа на приобретение автобусов большой вместимости, публикуются в СМИ изменения в маршрутной сети и расписании движения автобусов.

5. По направлению блока Е «Совершенствование системы финансирования инвестиций» проведена оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов за последние три отчетных года. Утвержден Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" и Перечень критериев, наличие которых служит основанием для досрочного прекращения реализации (переработки) инвестиционных проектов. Эффективность реализуемых инвестиционных проектов подлежит  обязательному ежеквартальному мониторингу.

6. Определены  направления в работе по блоку F «Создание условий для развития доходной базы».

- проведен анализ задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей, оценены потери бюджета от недополученных доходов по причине наличия налоговых недоимок, проведена оценка объема предоставленных льгот на основе действующего  законодательства в разрезе отраслей и налогов.

- разработан Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности  предоставляемых налоговых льгот и Порядок согласования решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов в части сумм, подлежащих зачислению в местный бюджет, а также Мониторинг дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей в местный бюджет.

- совершенствуется система управления муниципальным имуществом.  Утверждены Положение «О порядке раскрытия информации о муниципальной собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск», «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений», «О порядке оценки стоимости имущества, находящегося в собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск». Вся информация о муниципальной собственности городского округа в установленном порядке публикуется в сети Интернет.

7. В рамках блока G «Совершенствование долговой политики»  подготовлено постановление мэра города «О совершенствовании системы управления долгом» и решением городского Собрания утверждено Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в городском округе "Город Южно-Сахалинск", определен Порядок предоставления муниципальных гарантий и Порядок рассмотрения инвестиционных программ, предоставляемых на конкурс в городском округе "Город Южно-Сахалинск". Настоящее Положение разработано в целях содействия в реализации наиболее эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов на территории города в приоритетных и высокотехнологичных сферах деятельности, регламентирует процедуру муниципальной поддержки инвестиционных проектов на территории города, определяет единый порядок работы с инвестиционными проектами, устанавливает механизм взаимодействия муниципальных органов и хозяйствующих субъектов в процессе реализации таких проектов.

В целях повышения осведомленности населения о деятельности органов власти по реализации Плана мероприятий реформирования финансами все нормативно-правовые акты администрации города публикуются в средствах массовой информации (газета «Южно-Сахалинск сегодня») и размещаются в сети Интернет на официальном сайте администрации в подразделе «Реформирование муниципальных финансов» в разделе «Экономика города».

В соответствии с распоряжением администрации Сахалинской области от 06.12.2007 г. №716-ра, уровень выполнения первого этапа реформирования муниципальных финансов обеспечен структурными подразделениями города на 107,7 процента, это самый высокий процент исполнения среди муниципальных образований области.

И, как результат - получение средств из фонда реформирования муниципальных финансов в объеме 17,8 млн. рублей, которые  использованы в полном объеме на реализацию Плана мероприятий. Данные средства позволили:

  • обеспечить модернизацию оборудования и программного обеспечения финансово-экономических служб: приобретено 175 компьютеров, 14 ксероксов, 78 принтеров, сканеров, проекторов
  • повысить квалификацию муниципальным служащим и 60 специалистов получили удостоверение государственного образца


Кроме того, в соответствии с постановлением мэра от 09.06.2007г. № 1139 «О разработке нормативно-правовых актов городского округа «Город Южно-Сахалинск», где из 34 нормативно-правовых актов, необходимых к принятию для реализации положений Федерального закона от 26.04.2007г. № 63-ФЗ «О  внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих осуществление бюджетного процесса на территории городского округа в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Например:

-  приказ финансового управления администрации города о Порядке доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств,

- постановление мэра города о Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск»,

- постановление мэра города О наделении  бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджета и Приказы главных администраторов доходов бюджета «О наделении  бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджета»,

-  приказ финансового управления администрации города об установлении порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них,

и так далее.          

2. В процессе реализации Плана мероприятий по реформированию управлением муниципальными финансами  специалисты финансового управления высоко оценили уровень подготовки  соответствующих документов, размещенных на сайтах администраций городов Хабаровск и Братск, которые также явились победителями в Программе по реформированию муниципальных финансов.

Также, хочется отметить нормативные документы, принятые в Калужской области и Хабаровском крае, касающиеся вопросов реформы жилищно-коммунального хозяйства и реализации требований Жилищного кодекса РФ: положение о порядке предоставления управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и лицам, оказывающим собственником услуги по ремонту общего имущества многоквартирного дома, субсидий из местного бюджета на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов; положение о порядке поступления и использования платы за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. 

3. В результате мер, принимаемых администрацией города и благодаря помощи, оказываемой администрацией Сахалинской области, прямая задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды без учета начисленных пеней снизилась за 2007 год на 106,2 млн. рублей, в том числе по учреждениям образования на  76,2 млн. рублей, здравоохранения на  30,0 млн. рублей, и по состоянию на 01.01.2008г. составила 344,9 млн. рублей. Однако в полной мере решение данной проблемы  возможно только на уровне Правительства Российской Федерации. В соответствии с решением городского Собрания от 29.05.2006г. № 306/16-06-3 направлено обращение по данному вопросу депутатов городского Собрания Президенту Российской Федерации Путину В.В., Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е., Главам и представительным органам всех муниципальных образований Российской Федерации.

Основную долю в структуре кредиторской задолженности городского округа «Город Южно-Сахалинск», образовавшейся на протяжении ряда прошлых лет в связи с низкой обеспеченностью бюджета города, занимает задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды и пени, начисленные на нее 1053,1 млн. рублей, в том числе задолженность, сложившаяся по состоянию на 1 января 2002 года и не влияющая на оформление пенсий работникам бюджетных учреждений 326,0 млн. рублей.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» был решен вопрос о списании задолженности указанных учреждений в государственные внебюджетные фонды и обеспечено прекращение налоговыми органами всех действий, направленных на взыскание сложившейся задолженности. На основании вышеизложенного считаю одним из возможных путей решения данной проблемы принятие аналогичного постановления Правительства Российской Федерации о списании задолженности по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, сложившейся по состоянию на 1 января 2002 года, а также начисленных на нее пеней, с бюджетных учреждений, финансирующихся из местных бюджетов.

Остаются нерешенными ряд проблем, основными из которых являются:

- недостаточный уровень финансирования бюджетных учреждений, не позволяющий выполнить нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;

- слабая материально-техническая база бюджетных учреждений социальной сферы не соответствует уровню современной практики (изношенность зданий учреждений здравоохранения, образования, культуры и оборудования);

- возмещение затрат по оплате проезда в отпуск, в связи с чем кредиторская задолженность по данной статье расходов по состоянию на 01.01.2008г. составляет 12,8 млн. рублей.

По-прежнему, очень острой остаётся проблема изношенности инженерных коммуникаций коммунального хозяйства. На территории муниципального образования «город Южно-Сахалинск» эксплуатируются инженерные сети тепло-, водоснабжения, водоотведения, имеющие практически 70 процентов износа, либо находятся в аварийном состоянии и требуют срочной замены. Неудовлетворительное техническое состояние инженерных сетей тепло-, водоснабжения приводит к частым аварийным ситуациям во время ликвидации которых, возникает необходимость введения ограничения в подаче тепло, - водоснабжения населения муниципального образования. Решение этих проблем может быть реализовано путём замены и реконструкции сетей инженерной инфраструктуры с использованием современных технологий и материалов. Расходы на финансирование указанных мероприятий предусматриваются исходя из возможностей местного бюджета и удовлетворяют потребность в среднем на 35 процентов. Вместе с тем, наличие большого количества сетей не соответствующих нормам связано с принятием от ведомств в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры с большой степенью износа (более 80%) и отсутствие средств у передающей стороны на их восстановление.

В соответствии со статьей  2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Наличие у муниципалитета зарегистрированного права на своё имущество позволит мобильно решать вопросы по управлению муниципальной собственностью, получать дополнительные доходы от передачи муниципального имущества в аренду. Вместе с тем, состояние местного бюджета позволяет предусматривать финансирование на указанные расходы исходя из его возможностей. Так, при потребности 85,0 млн. рублей в 207 году на данные цели было направлено 9,0 млн. рублей, то есть 11 процентов от потребности. В 2008 году исходя из возможностей местного бюджета на данные цели планируется направить 5,0 млн. рублей. 

4. Важнейшей ключевой задачей по мобилизации платежей в бюджет остается сокращение уровня недоимки. В целях сокращения недоимки структурными подразделениям города необходимо  - жестче применять административный ресурс и контроль за выплатой работодателями  заработной платы не ниже прожиточного минимума;

- отслеживать уплату налоговых и других обязательных платежей при  продаже права на заключение договоров аренды муниципальной собственности и земельных участков, продлении договоров аренды муниципальной собственности и земли, отводе земельных участков и ужесточить контроль за их использованием.

Считаем также, что за муниципальным образованием должен быть закреплен налог на доходы физических лиц, удерживаемый из фонда оплаты труда в размере 100 процентов, в связи с тем, что плательщики данного налога проживают и работают на территории нашего муниципального образования и данный источник доходов должен быть направлен на развитие инфраструктуры и социальных благ населения города.

С 01.10.2007 взял начало II этап Плана мероприятий реформирования муниципальных финансов, который продолжается и в 2008 году. Мероприятия данного этапа направлены на рост эффективности работы жилищного и жилищно-коммунального сектора экономики; повышение эффективности деятельности местного самоуправления, регулирование всех расходов городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с нормативной базой, принятой на первом этапе на уровне местного самоуправления; регулирования и стимулирования социально-экономического развития; создание благоприятных условий для социально-экономического развития городского округа; развитие собственной доходной базы и как результат - максимальная мобилизация финансового потенциала городского округа «Город Южно-Сахалинск», то есть этот этап наиболее сложный в своей реализации.

5. На наш взгляд было бы помощью, если бы АСДГ оказало содействие в обсуждении и решение проблемы по установлению минимальных  социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных и муниципальных услуг с учетом экономических, природных и других влияющих факторов, применяя при этом коэффициенты. Разработка и принятие на федеральном и региональном уровне «Закона о минимальных стандартах» привело бы в действие механизм межбюджетных отношений, заложенный в Бюджетном кодексе и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


6, 7. Федеральным законом  № 122 от 22.08.2004г. предусмотрена передача вопросов по социальной поддержке населения в ведение субъектов РФ. При этом имеющаяся кредиторская задолженность по предоставлению льгот в социальной сфере остается у муниципальных образований.  Образование кредиторской задолженности произошло в связи с отсутствием передачи целевых средств муниципальным образованиям из вышестоящих бюджетов на реализацию федеральных законов в социальной сфере. При этом принятые изменения в федеральное законодательство не содержит обязательств органов власти федерального и регионального уровня по финансированию указанной задолженности.

В отношении жилищно-коммунального хозяйства не разработаны и не утверждены на уровне субъекта Российской Федерации нормативы стоимости содержания одной единицы объектов благоустройства, озеленения, дорог местного значения, наружного освещения города. Объёмные показатели по данной сфере услуг ЖКХ в перечень укрупнённых показателей, которые ежегодно согласовываются администрацией муниципального образования с администрацией Сахалинской области для определения исходной базы расходов местных бюджетов и финансовой помощи муниципальному образованию из областного бюджета при разработке проекта консолидированного бюджета Сахалинской области, не включены. В связи с этим, данные расходы предусматриваются исходя из обеспеченности бюджета городского округа. Так, уточнённый объём бюджетных назначений на содержание дорог местного значения предусмотренный в бюджете городского округа в 2007 году удовлетворяет потребность в данных средствах на 84 процента, что позволяет осуществлять минимальные требования содержания дорог по условиям безопасности дорожного движения. Предусмотренный объём бюджетных назначений не обеспечивает в полном объёме требованиям нормативного содержания дорог и позволяет производить работы лишь по основным городским магистралям.