Социально-экономическое развитие г.Комсомольска-на-Амуре

в 2007 году и прогноз на 2008 год.



  1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области экономики в 2007 году?

Экономическое и социальное положение города Комсомольска-на-Амуре в 2007 году имело ряд основных тенденций в развитии, имеющих определенные особенности. Несмотря на усилившееся негативное влияние ряда внешних и внутренних факторов на экономику города, в  2007 году   удалось продолжить развитие экономики города, используя ранее накопленный потенциал и  обеспечить положительную динамику развития жизнеобеспечивающих отраслей экономики и социальной сферы. В течение 2007 года не было допущено значительных негативных изменений в основных экономических процессах, и тем самым сохранена  стабильность социальной ситуации.

По предварительной оценке, социально-экономическое развитие муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре» в 2007 году можно охарактеризовать следующими макроэкономическими показателями:

- валовой выпуск товаров, работ и услуг оценивается в объеме 73 млрд. рублей  или 112,0 процента к уровню 2006 года;

- оборот крупных и средних  предприятий   составил 49,4 млрд. руб­лей  или  143,6 процентов к уровню 2006 года.

В 2007 году рост промышленного производства произошел за счет таких его отраслей, как машиностроение, металлургия  и производство нефтепродуктов. Объём производства составил 37,2 млрд. рублей. Доля авиационного производственного объединения в общем объеме перерабатывающих производств в рублевом эквиваленте составила 41,0%, доля ОАО «Амурметалл» - 34,4%.

Предприятия продолжали осуществлять  комплекс мер,  направленных на модернизацию производства, улучшение  качества и  обновления  перечня  выпускаемой продукции. Промышленными  предприятиями города реализуются следующие инвестиционные проекты: реконструкция производства под создание гражданского самолета SSJ-100  (ОАО «КнААПО»), техническое перевооружение производственных мощностей  с целью механизации производства корпусных конструкций, создание  участков  для формирования объемных модулей под строительство  нефтегазовых платформ и  гражданских судов (ОАО «АСЗ»), освоение и выпуск нового вида продукции, в том числе  крупнотоннажных кранов грузоподъемностью  80 тонн (ОАО «КЗПТО»), строительство комплекса установки замедленного  коксования, нефтепровода «Берег-завод», новой эстакады  слива нефти, модернизация  существующей эстакады и  резервуарного парка, реконструкция установки изомеризации и риформинга,  оснащение товарносырьевых парков системой автоматического пожаротушения (ООО «Роснефть-КНПЗ»), масштабная модернизация производства ОАО «Амурметалл», рассчитанная до 2012 года, выполнение работ по первому и второму этапам  электрической централизации станции «Комсомольск-Грузовой»  (РАО «РЖД»), реконструкция основных мощностей ТЭЦ-3 (Филиал «Хабаровская генерация» ОАО «ДГК»).

Объем капитальных вложений за счет всех  источников финансирования достиг уровня 5,7 млрд. рублей, что на 10,6 процентов больше, чем в 2006 году.

На строительство объектов производственного назначения направлено 4906,6 млн. рублей (117,5 % к 2006г.). В структуре капитальных вложений удельный вес затрат на развитие  объектов производственного назначения составляет 85,6 %.

Ввод  жилья в 2007 году составил около 5,3 тыс. кв. метров или 67  процентов к уровню 2006 года. Вместе с тем,  в 2007 году  значительное развитие  получило  ипотечное  жилищное  кредитование.   Оценочно в 2007 году выдано свыше 730 кредитов на общую сумму около 0,5 млрд. рублей. По отношению к началу 2007 года стоимость квадратного метра жилья на вторичном рынке выросла на 92,3 процента и достигает 35-47 тыс. рублей за квадратный метр.

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы  и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Комсомольске-на-Амуре» 54 молодых семьи в 2007 году получили субсидии на приобретение жилья в размере 35-45% от его стоимости.

В области социальной политики разного рода  социальные льготы получили  до 80,0 тыс. горожан на общую сумму 533,6 млн. рублей.


2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?

Хотелось бы отметить успехи городов Ангарска, Братска, Красноярска, Новосибирска, Омска, Тюмени, Хабаровска в реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование».


3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

Результаты социально-экономического развития 2007 года  выявили факторы, сдерживающие более динамичное развитие города в целом:

- в сфере развития промышленного комплекса города, внешний и внутренний спрос на гражданскую продукцию машиностроительных предприятий, является недостаточным для структурной перестройки  в промышленном секторе в целом;

- объем гособоронзаказа не восполнял потери от сокращения  спроса со стороны внешнего и внутреннего рынка;

- остается   существенным моральный и физический износ основных фондов, сохраняется дефицит собственных  финансовых ресурсов;

- промышленное производство остается малопривлекательной отраслью для предприятий малого и среднего бизнеса;

- в области инвестиционного развития отсутствует стабильный характер в динамике объемов инвестиций, вкладываемых ежегодно в экономику города;

- в демографическом развитии смертность населения по-прежнему превышает рождаемость;

- сохраняется  проблема обеспечения высококвалифицированными  кадрами инженерных и рабочих профессий  предприятий города;

- недостаточный уровень участия финансово-кредитных учреждений   города в основных экономических процессах, доля долгосрочного инвестиционного кредитования в общем объеме выданных кредитов по прежнему очень мала;

- в результате налоговой и бюджетной политики снизились финансовые возможности местного бюджета, направленной на повышение уровня централизации  бюджетных ресурсов.


4. Какие задачи стоят в 2008 году?

В 2008 году, для  сохранения положительной динамики экономического роста и  достижения более высоких показателей социально-экономического развития города, администрацией города самостоятельно, а также  совместно с  Правительством края, с предприятиями и организациями города будет реализовываться комплекс мер и задач, приоритетными из которых являются:

- поддержка в обеспечении  заказами основных оборонных  предприятий города;

- определение новых микрорайонов  под многоэтажное строительство, а также микрорайоны под индивидуальное строительство и малоэтажную застройку;

- в сфере жилищного строительства продолжение работы по созданию условий для приобретения гражданами доступного по стоимости жилья; более детальная проработка вопроса по созданию условий для  развития системы ипотечного жилищного кредитования на территории города;

- продолжение  реализации на территории г. Комсомольска-на-Амуре краевой программы строительства жилья для молодых семей; продолжение реализация мероприятий в соответствии с краевой целевой программой «Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда»;

- продолжение работы по привлечению и освоению инвестиций из бюджетов вышестоящих уровней на объекты коммунальной инфраструктуры и социальной сферы города;

- осуществление контроля за обеспечением своевременного финансирования переданных на город  полномочий в связи с реализацией ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»;

- реализация мер по дальнейшему укреплению доходной базы местного бюджета, повышению платежной дисциплины и увеличению собираемости налогов и неналоговых платежей; продолжится работа по повышению эффективности использования бюджетных средств,  муниципального имущества;

Кроме того,  будут не оставлены без внимания текущие, но не менее важные задачи, решение которых требуется для нормальной жизнедеятельности и экономики, и населения. Это вопросы обеспечения теплом и электроэнергией, устойчивой работы транспорта, эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства города; улучшения работы учреждений здравоохранения; вопросы, связанные с экологическим состоянием в городе.


5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решение проблем?

Ознакомление с опытом городов других регионов России по вопросам развития ипотеки, муниципальных жилищных программ и других форм привлечения средств частных инвесторов в жилищное строительство. Консультационную помощь по реализации административной реформы, административных регламентов, по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, по оптимизации структуры органов местного самоуправления.


6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

Проведение конференции (совещания) считаю целесообразным.


7. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения:

Развитие ипотеки и других форм привлечения средств частных инвесторов в жилищное строительство; реализация административной реформы и административных регламентов; оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления; оптимизация структуры органов местного самоуправления.