Б А Р Н А У Л


Комитет экономики в соответствии с Вашим запросом № 01/08 от 14.01.2008 для подготовки очередного XXV Общего собрания АСДГ (апрель-май 2008 года), направляем Вам информационно-аналитические материалы о деятельности администрации города Барнаула в 2007 году и планах на 2008 год.

Успехи г.Барнаула.

Развитие экономики города в 2007 году характеризуется положительной динамикой в сфере промышленного производства, жилищного строительства, на потребительском рынке, ростом инвестиционной активности и денежных доходов граждан, снижением уровня безработицы.

В январе-декабре 2007 года по предварительным данным предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму свыше 86 млрд.рублей.

В 2007 году индекс производства промышленной продукции вырос до 110,1% (в 2006 г. 102,9%). В экономику и социальную сферу города привлечено 18,7 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, что в 1,4 раза в сопоставимых ценах выше 2006 года (в 2006г. темп роста составлял 120%).

На территории города реализуется 8 федеральных целевых программ. Общий объем финансирования из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и проектов непрограммной части составил 1,1 млрд.рублей.(в 2005г.- 331,6 млн.рублей, в 2006г.- 502,9 млн.руб.), в том числе на объекты муниципальной собственности 224,1 млн.рублей. 

В 2007 году осуществлено строительство 34,9 км газовых сетей высокого и низкого давления, переведено на природный газ 45 котельных, свыше 5 тыс.квартир и частных домовладений.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в 2007 году в городе введено   360,3 тыс.кв.м. жилья, что на 44% больше уровня 2006 года и составляет 60,2% от общего ввода жилья по краю (индивидуальными застройщиками построено 45,3% от общего ввода по городу). Ипотечными организациями выдано 4,3 тыс. ипотечных кредитов на сумму 5 млрд.рублей.

Возрастает роль малого бизнеса в экономике и социальной сфере города. Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике  достигла 32%. В настоящее время малые предприятия формируют более одной трети общего объема инвестиций в основной капитал.

В январе-декабре 2007 года сохранилась позитивная тенденция повышения заработной платы работников. По предварительным оценкам среднемесячная заработная плата одного работника выросла на 27,1% (в 2006г. на 19,7%) и составила 9,8 тыс.рублей. По состоянию на 01.01.2008 в городе ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате.

По итогам прошлого года улучшилась ситуация на рынке труда. Уровень безработицы снизился с 1,0 до 0,9%  (это один из самых низких показателей среди административных центров Сибирского федерального округа).

В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 16,3% в 2006 году (по новой методологии расчета величины прожиточного минимума) до 14,1% к 2007 году.

В 2007 году потребительский рынок города продолжил свое динамичное развитие. Оборот розничной торговли составил 70,4 млрд.рублей или в сопоставимых ценах 116%. Оборот общественного питания вырос на 14%. Платных услуг в сопоставимых ценах оказано населению на 13,2% больше, чем в 2006 году.

В 2007 году улучшилась демографическая ситуация в городе: наблюдался рост числа родившихся на 4,4% и снижение числа умерших на 3,8%.

В городе  активно решается вопрос по сокращению очереди в детские сады, введены в эксплуатацию 3 новых дошкольных образовательных учреждения, завершается строительство еще одного детского сада.

Барнаул стал единственным городом за Уралом, в котором федеральный закон №210-ФЗ реализован в полном объеме. Городской комитет экономического анализа и ценового регулирования стал единственным за Уралом регулирующим органом, аккредитованным в качестве экспертной организации в проведении независимых экономических экспертиз.

По итогам участия в федеральном конкурсе по реформированию муниципальных финансов г.Барнаул занял первое место, опередив со значительным отрывом такие муниципальные образования, как Красноярск, Астрахань, Калуга.

Успехи и достижения коллег из других городов

Заслуживает особого изучения опыт г.Новосибирска по определению критериев отбора многоквартирных домов для проведения капитального ремонта за счет средств Федерального Фонда содействия реформирования ЖКХ.

Проблемы развития города

В качестве наиболее трудных проблем социально-экономического развития города необходимо обозначить:

недостаточные объемы капитального ремонта жилищного фонда, наличие ветхого и аварийного жилья;

обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных под комплексное жилищное строительство;

высокий физический износ автомобильных дорог, низкая пропускная способность улично-дорожной сети города; 

обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.

Задачи на 2008 год:

рост доходов граждан, развитие механизмов социального партнерства;

улучшение демографической ситуации;

повышение инвестиционной привлекательности города, разработка инвестиционного паспорта города;

рост объемов промышленного производства, содействие в реализации инновационных инвестиционных проектов;

развитие малого и среднего предпринимательства;

активизация жилищного строительства, реализация проектов по комплексному освоению территорий, инженерная подготовка земельных участков;

улучшение состояния жилищного фонда, увеличение объемов капитального ремонта домов, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;  

наращивание темпов газификации города;

развитие альтернативных источников электроэнергетики;

улучшение состояния дорожной сети, расширение пропускной способности улиц, внедрение автоматизированной системы управления уличным движением;

повышение качества жилищных и коммунальных услуг;

обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях, реконструкция и строительство детских садов;

повышение эффективности деятельности органов управления (ориентация расходов бюджета на конечный результат), реформирование бюджетной сети города, установление муниципальных заданий, перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения.

Формы помощи и содействия АСДГ в решении проблем муниципалитетов

законодательная инициатива;

привлечение для участия в совещаниях и конференциях АСДГ руководителей профильных федеральных министерств и ведомств, депутатов Государственной Думы;

обмен успешным опытом реализации крупных проектов в социальной и экономической сфере;

создание оперативной системы (ежеквартального) обмена статистической информацией о социально-экономическом развитии между городами - членами АСДГ.

Актуальные вопросы для обсуждения на конференциях (совещаниях) в рамках АСДГ

источники финансового обеспечения инженерной подготовки земельных участков, предназначенных для жилищного строительства;

обеспечение методологического единства в комплексном планировании и программировании социально-экономического развития муниципалитетов, регионов и округов, определение  показателей  оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности муниципалитетов, формирование инвестиционных паспортов городов, разработка маркетинговой политики территории, использование различных форм муниципально-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений;

реформирование сети бюджетных учреждений, установление муниципальных заданий, определение муниципальных стандартов и стоимости бюджетных услуг, проблемы перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения. 


Комитет администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике сообщает следующее.

Основными достижениями в области финансовой политики города в 2007 году являются:

Бюджет города за 2007 год по доходам выполнен в объеме 7528 млн. рублей, по расходам в объеме 7366 млн. рублей с профицитом 162 млн. рублей, который  образовался в связи с остатком денежных средств на текущем счете, поступивших из краевого бюджета, а также превышением размера погашенных кредитов над полученными.

Прирост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2006 годом составил 1356 млн. рублей или 47%.

Динамика налоговых доходов бюджета города свидетельствует об увеличении налогового потенциала города Барнаула на 36%.

В результате проводимых администрацией города мероприятий по легализации заработной платы увеличивается налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц, с увеличением розничных продаж и товарооборота на территории города - по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения.

В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц в 2007 году впервые применён Порядок проведения визуального осмотра объектов недвижимости, созданных физическими лицами и не поставленных на государственный технический учет. В результате проведено 882 визуальных осмотров  или 49% от общего количества незарегистрированных домов, при этом составлено 177 акта, которые направлены в Роснедвижимость, для определения инвентаризационной стоимости, которая используется налоговыми органами при расчете налога на имущество физических лиц.

Возрастает роль неналоговых доходов, которые по отношению к 2006 году увеличились в 1,8 раза.

Впервые проводились торги по продаже земельных участков и права аренды земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. По результатам торгов в бюджет города поступило 49,6 млн. рублей. Осуществлялась продажа через аукционы объектов муниципального имущества, не используемого органами местного самоуправления. Процедура оценки стоимости объектов муниципальной собственности проводится независимыми оценочными компаниями, отобранными на конкурсной основе. Количество проданых объектов муниципальной собственности увеличилось с 32 в 2006 году до 81 в 2007 году. Поступления от продажи возросли в 3,6 раза.

Объем муниципального долга за 2007 год составил 367 млн. рублей, по сравнению с 2006 годом снизился на 258 млн. рублей или на 41%, соответственно, уменьшились  расходы по обслуживанию долга на 33 млн. рублей.

В соответствии с новой редакцией Бюджетного Кодекса Российской Федерации в 2007 году осуществлён переход к трехлетнему бюджетному планированию. Впервые принят бюджет на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов.

Основным результатом деятельности комитета за 2007 год является завершение реализации Комплексной программы реформирования муниципальных финансов города.

Итогом завершения реализации программы стала подготовка и своевременная сдача отчета в Министерство финансов РФ.

В рамках реформы приняты и утверждены 54 нормативных правовых актов (23 решений городской Думы и 31 постановлений главы города), в том числе в 2007 году 27 нормативных правовых актов, из них 15 ведомственных целевых программ.

В 2007 году проводилась работа по освоению субсидий в объёме 14,98 млн. рублей, полученных по результатам реализации первого этапа реформирования.

Средства в основном направлены на компьютеризацию комитетов и отделов администраций города и районов и приобретение лицензионного программного обеспечения в соответствии с Планом использования субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

За счет субсидии проведён аудит управленческого персонала четырех комитетов администрации города и районных комитетов социальной поддержки населения.

По результатам выполнения второго этапа и программы в целом в декабре 2007 года Министром Финансов подписан приказ. Город Барнаул занял первое место среди муниципальных образований, участвующих в отборе с уровнем выполнения 144,87%, опередив такие города как Братск (уровень выполнения 103,98%), Красноярск (уровень выполнения 101,24%) и др.

Распоряжением Правительства Российской Федерации объём распределённой субсидии городу по второму этапу составил 18,89 млн. рублей.

В настоящее время обеспеченность местными налогами до сих пор остается низкой в сравнении с другими городами Сибири, по причине не освоенного потенциала, по земельному налогу под многоквартирным жильем, по налогу на имущество физических лиц за индивидуальные жилые строения.

Существует ряд проблем, которые предстоит решать в 2008 году:

- формирование и проведение государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях освоения потенциала по земельному налогу;

- продолжение работы по проведению визуального осмотра объектов недвижимости, созданных физическими лицами и не поставленных на государственный учет, с направлением в Роснедвижимость информации, для определения инвентаризационной стоимости в целях освоения потенциала по налогу на имущество физических лиц;

- переход к финансированию муниципальных услуг населению на основе муниципального задания, предусматривающего обязательное соблюдение стандартов качества услуг и экономически обоснованную стоимость для бюджета.

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике считает целесообразным проведение конференций и совещаний по обсуждению вопросов, связанных с деятельностью муниципалитетов.