Юридическое управление администрации города Хабаровска

         

Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области юридического обеспечения в 2006 году?

          1.1. В 2006 году проведена работа по внесению изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Хабаровск», приведению его в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

          Изменения и дополнения в Устав города вносились дважды, на основании Федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 15.02.2006 № 24-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 18.07.2006 № 120-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ.

          Указанные изменения и дополнения зарегистрированы Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу и опубликованы.

          Активно велась работа по приведению иных муниципальных правовых актов в соответствие с изменениями в законодательстве.

1.2. Оформлены документы в Управление Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска для регистрации Хабаровской городской Думы в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в качестве юридического лица; получено свидетельство о постановке на учет Хабаровской городской Думы в качестве юридического лица. 

          1.3. По итогам работы юридического управления администрации г.Хабаровска в сфере представительства интересов городского округа «Город Хабаровск», органов местного самоуправления в судах экономия средств бюджета города составила более 110 млн. рублей.

1.4. МУП г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» выиграло в арбитражном суде два дела о возмещении выпадающих доходов по проезду федеральных и краевых льготников: о взыскании с Минфина РФ 18,6 млн. руб., с Минфина Хабаровского края 10, 2 млн. руб.

1.5. Проанализировано соблюдение законодательства в работе структурных подразделений администрации города Хабаровска, муниципальных предприятий и учреждений. По данному вопросу подготовлена и проведена коллегия при Мэре города.

По итогам коллегии принято постановление Мэра города, в котором определены меры по дальнейшему совершенствованию работы по укреплению законности в деятельности администрации города, муниципальных предприятий и учреждений.

1.6. В целях взаимодействия с населением, повышения его правовых знаний внедрена практика ежемесячной подготовки специалистами юридического управления и публикации в городских СМИ статей на правовые темы. В 2006 году публикации подготовлены, в частности, по вопросам применения жилищного и земельного законодательства, проведения публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов, реализации в городе приоритетных национальных проектов, изменений в Трудовой кодекс РФ.

         

Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

3.1. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ не предусмотрено получение согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных  государственных полномочий. Принцип добровольности в данном случае отсутствует.

Однако органы местного самоуправления предназначены в первую очередь для решения вопросов местного значения. Не учитывается возможность исполнения государственных полномочий в ущерб вопросам местного значения.

На практике это приводит к наделению муниципалитетов значительным количеством государственных полномочий без учета мнения органов местного самоуправления о необходимых для их осуществления размере финансовых средств,  перечне материальных средств, количестве персонала и т.д.

3.2. Не теряет актуальность проблема противоречия норм законодательства по вопросам полномочий органов местного самоуправления по установлению тарифов.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Однако прокуратура считает, что при установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа городским общественным транспортом (в том числе и для муниципальных предприятий) необходимо руководствовать не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которое относит данное полномочие к субъектам РФ.

3.3. Более года действует Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Но до сих пор Правительством РФ не приняты основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также ряд других актов, предусмотренных указанным Федеральным законом. Это создает сложности для органов местного самоуправления при реализации Закона.

3.4. Неурегулированность межбюджетных отношений: при формировании бюджета субъекта РФ в расчет принимаются проиндексированные расчеты прошлого года, что отрицательно влияет на формирование бюджета муниципального образования. Отсутствие нормативов финансирования по всем отраслям не позволяет формировать бюджет исходя из потребности муниципального образования, что дает возможность субъекту РФ считать муниципальное образование дотационным.

3.5. Не решены проблемы, связанные с перераспределением собственности в связи с разграничением полномочий.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ находящееся в собственности субъекта РФ имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность муниципального образования, если это имущество используется муниципальным образованием для целей, установленных ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ.

Отсутствие ответственности субъекта РФ за невыполнение указанной нормы, а также предусмотренное законом право субъекта РФ принимать решения о передаче имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, позволяет субъекту РФ распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению, не учитывая интересов муниципальных образований.

Кроме того, согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ не предусмотрено получение согласия органа местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность имущества из федеральной собственности.

Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Также Закон допускает возможность утверждения передаточного акта, неподписанного органом местного самоуправления, уполномоченным органом в одностороннем порядке.

На практике это приводит к передаче в муниципальную собственность федерального имущества, в том числе жилищного фонда, в ненадлежащем состоянии, без  передачи денежных средств.

 

Какие задачи стоят в 2007 году?

В 2007 году необходимо внести изменения и дополнения в Устав городского округа «Город Хабаровск» в связи с изменениями Федерального закона № 131-ФЗ, а также продолжить работу по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с изменениями законодательства.

 

Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?

АСДГ следует освещать судебную практику муниципальных образований по делам различных категорий, особенно по реализации Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ и от 06.10.1999 № 184-ФЗ, а также анализировать изменения в федеральном законодательстве (в том числе проекты федеральных законов).

Предлагаем АСДГ обратиться в Правительство РФ о скорейшем принятии правовых актов, предусмотренных Федеральным законом № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также инициировать поправки в федеральное законодательство, направленные на решение проблем, указанных в п. 3.

         

Наиболее важные и актуальные вопросы для обсуждения на мероприятиях АСДГ.

          Практика муниципальных образований по:        

а) установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

б) реформирование ЖКХ, в том числе установление тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

          в) межбюджетные отношения.