В 2005 году в городе функционировало 45 муниципальных учреждений здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края. На базе городских больниц функционировало 12 краевых специализированных центров и 10 межрайонных отделений. Уменьшение числа муниципальных учреждений с 47 до 45 произошло за счет реорганизации врачебной амбулатории по с. Власиха и передачи детского санатория «Колос» на краевой уровень. В том числе МУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий», «Дом ребенка», «Городской кожно-венерологический диспансер» находясь в стадии передачи на уровень края финансировались за счет средств краевого бюджета.

Коечный фонд муниципальных больниц составляет 5060 коек. Показатель обеспеченности населения койками на 100 тыс. составляет 80,0 что является достаточным. Среди городов Сибири обеспеченность больничными койками в г. Барнауле выше, чем в г.г. Томске, Омске, Кемерово, но ниже чем в г. Новосибирске. Работа больничной койки в 2005 году составила 328, что на 0,9% больше чем в 2004 году.

В лечебных учреждениях работают более 13 тыс. человек, в соотношении: врачи - 21.5% (2847 чел.), среднее звено - 41.1% (5429 чел), младший персонал -18.4% ( 2435чел).

Возрастная структура врачебных кадров выглядит следующим образом: лица до 45 лет составляют 76%, врачей в возрасте свыше 55 лет около 22%. Такое возрастное соотношение специалистов обеспечивает условия для профессиональной преемственности между медицинским персоналом.

Квалификация врачей города достаточно высокая. Общее число врачей имеющих категории более 64%. В практическом здравоохранении трудятся 54 врача, имеющих ученую степень, пять из которых доктора медицинских наук. Высокими правительственными наградами отмечен 131 человек, из которых 24 имеют звание «Заслуженный врач Российской Федерации».

По предварительным данным отмечается улучшение демографических показателей, увеличение рождаемости на 1% и снижение смертности на 1.5%. Но при этом показатель естественного прироста остается отрицательным.

Возросла общая заболеваемость населения на 13.5%, за счет взрослого и подросткового населения. Общая заболеваемость детского населения снизилась на 2.7% в сравнении с 2004 годом.

В 2005 году отмечается незначительное снижение заболеваемости туберкулез во всех возрастных группах.

Для решения проблемы по снижению заболеваемости туберкулезом среди населения, в администрации города принята целевая программа, в которой прописаны комплексные меры по раннему выявлению и профилактики туберкулеза. Для решения проблем туберкулеза, как чисто социального заболевания и предотвращения развития эпидемии требуется усилия многих служб и ведомств. В сентябре ситуацию с распространением туберкулеза среди жителей города рассмотрели на заседании коллегии. Был заслушан вопрос о ходе выполнения городской Программы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Барнауле на 2004 - 2006 гг.» В рамках Программы из бюджета города выделено денежных средств более 5 млн. рублей на приобретение дезинфицирующих и хлорсодержащих препаратов, флюорографической пленки, рентгенаппарата и другого медицинского оборудования. В текущем году запущена новая флюорографическая установка в МУЗ «Городская поликлиника №3» Перед отраслью здравоохранения в 2006 году поставлена задача увеличить охват флюорографическим обследованием до 70% населения города. В краевом противотуберкулезном диспансере произошла структурная перестройка работы службы.

Стабильно высоким остается показатель выявляемости онкопатологии на ранних стадиях, он достигает 57%. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в городе составляет в среднем 420 на 100 тыс. нас. Показатели высокой заболеваемости онкопатологией говорят о том, что в городе отлажена система диагностики. Практически выявляется до 95 % больных с онкопатологией. Анализ структуры заболеваемости показал, что рост идет за счет наружных локализаций. Для диагностики таких заболеваний в поликлиниках организована работа смотровых кабинетов как мужских, так и женских.

Предварительные данные показали снижение заболеваемости наркоманиями за последние 2 года произошло на 30%, особенно среди детей и подростков. Важность этой социальной проблемы было обсуждено на коллегии администрации города с привлечением научных работников медицинского университета, Алтайского государственного университета, ведущих специалистов города и края по данной проблеме. Рассмотрен вопрос о ходе выполнения комплексной Программы «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании. Лечение и реабилитация наркологических  больных и борьба с незаконным оборотом наркотиков г. Барнауле на 2004-2008гг.»

Охрана и укрепление здоровья подростков проводятся в рамках межведомственной Программы «Репродуктивное здоровье детей и подростков в г. Барнауле на 2003-2006 гг.», ход выполнения которой был рассмотрен в апреле и октябре на заседании Барнаульской городской Думы. При поддержке администрации в городе успешно функционируют инновационные детско-подростковые центры и кабинеты. Сегодня уверенно можно сказать о системном подходе к решению вопросов сохранения здоровья детей и подростков. В ноябре открыт городской Центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями. Во всех родильных домах города внедрены современные технологии, которые определяют совместное пребывание матери и ребенка, функционируют индивидуальные родильные залы. В декабре открыт корпус «Мать и дитя » на 120 коек, при вводе в строй которого значительно улучшилась медицинская помощь новорожденным

В 2005 году свое дальнейшее развития получила городская служба скорой медицинской помощи. В течение года продолжена модернизация системы управления выездными бригадами, которая позволила снизить время ожидания вызова до 14.7 минут против 20.7 в 2001 году. Частота опозданий выезда скорой помощи сократилось до 13.9 мин. против 26.3 в 2001 году. В рамках реализации комплексной Программы «По совершенствованию оказания скорой и неотложной медицинской помощи жителям города Барнаула на 2003-2006 годы» из бюджета города выделено более 3 млн. рублей. С приобретением 20 автомобилей скорой помощи обновлен автопарк станции на 30%.

В целом же в городе реализуются пять комплексных целевых Программ только по отрасли здравоохранения.

Прошедший год в финансовом плане нельзя назвать легким, но имеющиеся ресурсы в отрасли были распределены по приоритетным статьям расходов: в первую очередь это заработная плата, оказание экстренной и неотложной медицинской помощи населению, содержание службы родовспоможения и детства, обеспечение больных жизненно важными лекарственными средствами.

Финансирование расходов отрасли осуществлялось за счет различных источников. Расходы на здравоохранение в целом составили 1млрд. 407,5 млн.руб. При этом следует отметить, что доля бюджета в общих расходах составила 41,9 %, средства ТФОМС - 51,4 % и внебюджетные средства - 6,7 %.

Доля внебюджетных средств увеличилась на 3,9 млн.руб.

В структуре сметы расходов 62,7 % составляет заработная плата и начисления на нее, доля расходов на медикаменты - 17,1 % , что на 0,5 % меньше прошлогоднего. Расходы на питание остались на прежнем уровне. По другим статьям расходы остались на прежнем уровне или незначительно снизились. Однако, учитывая коэффициент инфляции, можно говорить о  том, что по всем незащищенным статья произошло относительное снижение финансирования, что мы и отметили в прошедшем году.

В целом, за счет всех источников здравоохранение города профинансировано на 12,6 млн. руб. меньше чем в 2004 году.

В 2005 году из бюджета города выделено более 9,92 млн. рублей на льготное зубопротезирование лицам, имеющим право на получение данной услуги в стоматологических поликлиниках города. В результате чего за год обеспечено данными видами льгот более 4 тысяч горожан. Очередность на льготное зубопротезирование сократилась на 40%.

Здравоохранение города в текущем году не остановилось в своем развитии. Новые технологии современной медицины успешно внедрятся практику лечебных учреждений, получают дальнейшее развитие уже зарекомендовавшие себя способы лечения больных. Сегодня мы уже с уверенностью утверждаем, что оперативные вмешательства при помощи видеотехники стали обычными в наших клиниках. За прошедший год прирост таких операций увеличился по городу более чем на 20%. А за этим стоит быстрейшее выздоровление больного, снижение сроков лечения в стационаре, и, как результат, значительная экономия, как средств пациента, так и бюджетных средств. Лидирующие позиции в этом направлении медицины занимают городские больницы №№ 8, 12, 1, 5. В городской больнице № 12 в детском травматологическом отделении за год производится около 50 операций с применением эндокорректоров у детей с тяжелыми формами искривлений позвоночника. Для пациентов эти операции производятся бесплатно, при себестоимости операции свыше 50 тысяч рублей.

В городской больнице №1 успешно произведены операции по реплантации верхних конечностей пострадавшим в результате несчастных случаев, продолжена практика операций на позвоночнике с применением современных материалов.

Одним из важных экономических показателей является замещение устаревших основных фондов учреждения. В прошедшем году с этой задачей многие лечебные учреждения справились хорошо.

За счет дополнительных средств ТФОМС и средств бюджета частично обновлено медицинское оборудование в городских больницах № 1,2,3,5,4,11,12, в городских поликлиниках №3, 14.Детской поликлинике №9

При поддержке администрации города в текущем году удалось обновить автопарк детских лечебных учреждений: это детская больница №2, детские поликлиники № 7,3,11. Городская станция скорой медицинской помощи.

В целом, отрасль здравоохранения обеспечила в 2005 году достаточный уровень доступности и качества оказания медицинской помощи горожанам и жителям Алтайского края.

Но, вместе с тем, остается ряд нерешенных проблем как в целом по отрасли, так и по отдельным учреждениям здравоохранения.

Остаются до конца не решенными проблемы по реализации дополнительного лекарственного обеспечения федеральных льготников. В основном это проблемы с доступностью пациентов в поликлиниках к специалистам.

Автоматизация рабочего места врачей начата в 2005 году, но для продолжения данного проекта потребуются значительные материальные ресурсы. Все возможные источники финансирования проекта привлекаются.

Важной проблемой остается текущий и капитальный ремонт зданий и помещений многих больниц с частичной заменой инженерного оборудования. При потребности только по капитальному ремонту по всем лечебным учреждениям более 41 млн. рублей, было утверждено 6 млн.174тыс. рублей. По данным комитета по имуществу администрации города износ зданий и сооружений учреждений здравоохранения составляет в среднем 50%.Средства по статье капитальный и текущий ремонт в основном расходуются на подготовку учреждений к отопительному сезону. А ремонт зданий и сооружений, как внутренний, так и наружный проводится крайне недостаточно.

В текущем году потребовалось дополнительно изыскивать возможность для выполнения требований пожарной инспекции. Иски в судебные органы за неисполнение требований инспектора стали поступать регулярно. Поэтапно по отрасли противопожарные мероприятия проводятся, но для одномоментного решения проблемы средств не хватает.

Важным моментом, уходящего года, явилась установка резервных источников питания в лечебных учреждения города. Для здравоохранения эта проблема не новая. За последние три года работа велась планомерно. Практически ежегодно по одному источнику питания прирастали. Во всех лечебных учреждения подготовлены проекты прокладки резервных линий и имеется техническая документация. Для обеспечения оставшихся лечебных учреждений альтернативными источниками питания требуется более 4.5 млн. рублей.

Трудно решаемым вопросом продолжает оставаться замена устаревшего автопарка в общей лечебной сети города. В среднем износ санитарного автотранспорта по отдельным лечебным учреждениям достигает 70-80%.

В предстоящем году предстоит продолжить решение ряда первоочередных задач, которые стоят перед отраслью здравоохранения города. В первую очередь - это реорганизация амбулаторно-поликлинической службы в условиях нового порядка обеспечения льготными медикаментами пациентов. Необходимо продолжить модернизацию регистратур, обеспечить их необходимой техникой и обучить персонал. Нововведения по монетизации льгот предполагают наладить тесное межведомственное взаимодействие с другими ведомствами, оказывающими социальные услуги населению. Работа в этом направлении проводится, но из-за дефицита финансовых средств провести техническую модернизацию поликлиник не  представилось возможным. Для этих целей потребуется около 1.5 млн. рублей.

За прошедший год отпуск лекарственных препаратов пациентам увеличился в 9 раз. Выдано лекарственных средств на сумму свыше 265 млн. рублей. Что составило более 4 тыс. на 1 льготника. Но в свою очередь это потребовало дополнительных ресурсов и кадровых и временных и финансовых.

Городскому здравоохранению предстоит напряженная работа по реструктуризации имеющегося коечного фонда. Основным принципом в работе по реструктуризации будет являться финансовая обеспеченность работы больничной койки. Главным врачам стационаров необходимо будет максимально оптимизировать коечный фонд учреждения, без ущерба для доступности в медицинской помощи населению города.

В целях оптимизации расходов отрасли будет продолжена практика объединение в единую структуру маломощных поликлиник города. Опыт объединения в 2005 году амбулатории с. Власиха с МУЗ «Городская поликлиника №12» показал, что это правильное направление.

Нам предстоит дальнейшее развитие стационаро-замещающих технологий, что в условиях имеющегося финансового дефицита позволит сохранить достаточный уровень оказания медицинской помощи горожанам. В прошедшем году с удовлетворением отмечаем, что лечение в дневном стационаре поликлиник полностью обеспечено финансово с началом оплаты
за счет средств ТФОМС и пенсионного фонда данного вида услуг.

С 2006 года объявлено о начале реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения. Прошел подготовительный этап работы по отрасли здравоохранения города. Сформирован регистр специалистов, сформированы и обоснованы заявки на медицинскую технику и санитарный автотранспорт. Заложены средства в бюджете на необходимые затраты, которые позволят реализовывать проект на территории города. Это одно из условий озвученное министерством здравоохранения и социального развития.