Оценивая результаты 2005 года, хотелось бы в первую очередь отметить следующий факт: в прошлом году город наиболее успешно решал именно те вопросы, которые широко обсуждались на прошедшей в Красноярске конференции представителей Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. В числе очевидных прорывов можно назвать: принятие перспективного плана развития муниципального образования, наращивание темпов жилищного строительства, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке населения, создание Контрольно-счетной палаты города Красноярска.

 

 

Программа социально-экономического развития города Красноярска до 2010 года

Программа, утвержденная Красноярским городским Советом весной 2005-го года, является уже вторым стратегическим документом, разработанным в Красноярске. Имея достаточный опыт, ее авторы смогли, прежде всего, определиться с методологией составления этого плана, применив необходимый баланс науки и практики. Разработка Программы стала открытым демократическим процессом, в который удалось вовлечь все заинтересованные стороны: органы местного самоуправления, представителей общественности, научные коллективы, предприятия и организации, всех граждан, неравнодушных к судьбе родного города. Широкое публичное обсуждение направлений развития города дало возможность активным горожанам проявить свою заинтересованность, почувствовать свою значимость. Самые интересные предложения нашли отражение в программном документе. Итог: в нем  четко прорисовывается перспектива дальнейшего развития Красноярска, дается оценка рисков.

Программа определяет приоритеты развития муниципального образования, это основа, по которой впоследствии утверждается план конкретных мероприятий. И он уже может корректироваться в зависимости от изменения ситуации. Использованный при создании Программы комплексный подход позволяет охватить все сферы жизни (социальную, экономическую, производственную), учесть нужды всех поколений.

Планируется, что  реализация  программных мероприятий позволит к 2010 году обеспечить рост объемов промышленного производства до 67,5 млрд. рублей, т.е. вырасти в 1,6 раза в сопоставимых с 2003 годом ценах. Объем инвестиций увеличится до 14,1 млрд. рублей.

 В 1,8 раза увеличатся и среднедушевые реальные денежные доходы населения.

Еще одна особенность документа состоит в том, что он напрямую увязан со стратегической Программой развития Красноярского края до 2010 года.

 

Строительство жилья и программы поддержки населения

В 2005-м году Красноярск занял лидирующие позиции среди региональных центров по объемам возведенного жилья — в эксплуатацию было введено 655 тысяч квадратных метров. Отметим, что свою роль в достижении такого результата сыграло принятие предыдущего перспективного комплексного плана развития города. Еще в середине девяностых Красноярск испытывал довольно большой дефицит тепла (до 35 процентов) и энергетики отказывали в согласовании строительства. Однако комплексный подход к решению данной проблемы позволил преодолеть сложности и подготовить целый ряд цивилизованных площадок для жилищной застройки.

Впрочем, далеко не все в 2005-м все проходило идеально гладко. Проблемы были, и в первую очередь их создавали недобросовестные застройщики. Кроме того, остаются претензии к качеству и внешнему виду возводимого жилья: уже не раз отмечалось, что необходимо отказаться от неприглядных серых фасадов зданий, сделать так, чтобы каждый новый дом идеально вписывался в ландшафт города. Решение данных вопросов продолжится в 2006-м году.

А вот над проблемой доступности нового жилья власть достаточно успешно поработала в прошлом году. Так, в 2005-м рамках краевой программы «Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда» было введено в эксплуатацию 2 дома, благодаря чему 383 семьи переселены в новые благоустроенные квартиры.

Продолжилась реализация программы осуществления муниципальных облигационных заимствований города Красноярска на период 2003-2012 годов. Механизмы ее работы позволяют красноярцам не только получить купонный доход, но и приобрести жилье по более низкой стоимости. Немаловажным фактором является и гарантия власти, которая значительно снижает риски дольщиков. Отметим, что программа получила поддержку и со стороны населения, и фирм-застрйщиков. Не случайно показатели в 2005-го превзошли итоги предыдущих лет. В 2004 году в рамках этой программы введено в эксплуатацию 9 500 кв.м. жилья, в 2005 году этот показатель составил 13 543 кв.м.

 

Кроме того, в прошлом году стартовала городская ипотечная Программа «Молодой красноярской семье – доступное жилье». Здесь предусматривается осуществление беспроцентного софинансирования за счет средств бюджета Красноярска льготных жилищных кредитов, получаемых молодыми красноярскими семьями в уполномоченных финансово-кредитных организациях. Начало реализации Программы вызвало большой интерес у жителей. Однако же с первых дней появились и некоторые проблемы, которые ограничивают возможности участия молодых семей в ипотеке. Только один из пяти уполномоченных банков предоставляет кредит без первоначального взноса. Это серьезное обстоятельство помешало многим семьям воспользоваться льготным кредитом.

И, тем не менее, по данной Программе в 2005 году 13 молодых семей получили льготные жилищные кредиты, из них 10 семей работников муниципальной и государственной сферы. Пилотный проект доказал свою состоятельность. Итоги его реализации позволили внести соответствующие коррективы в Программу для того, чтобы жилье для молодых семей в Красноярске стало более доступным.

 

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке населения

Согласно новому федеральному законодательству полномочия социальной защиты полностью передаются субъектам Федерации. Они же, в свою очередь, могут делегировать часть их муниципальным образованиям. Необходимо особо отметить, что в последние годы в городе Красноярске была организована довольно четкая система социальной защиты населения, которую неоднократно отмечали как образцовую. Именно по этой причине администрация и городской Совет Красноярска еще в 2004-м году предложили оставить в ведение местных властей всю сеть учреждений социальной защиты.

25 февраля 2005 года вышел Закон Красноярского края  «О наделении органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения». В соответствии с ним средства на содержание учреждений соцзащиты были перечислены в форме субвенций.

Осенью 2005 года при формировании регионального бюджета данный вопрос вновь был рассмотрен в Красноярском городском Совете. Депутаты заслушали информацию о предстоящих изменениях, которые предполагали централизацию структуры социальной помощи на уровне субъекта федерации. Последнее могло привести к ухудшению качества обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Обеспокоившись ситуацией, депутаты приняли решение провести совместное заседание с профильной комиссией краевого Законодательного Собрания для всестороннего обсуждения столь актуальной проблемы.

Итогом сложных переговоров стало внесение изменений в проект закона края «О краевом бюджете на 2006 год». Стоит отметить, что статья о наделении органов местного самоуправления края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения была внесена ко второму чтению основного финансового документа. Как и в 2005-м году бюджетом региона предусмотрено выделение муниципальным образованиям субвенций.

 

Бюджетный процесс и создание Контрольно-счетной палаты города Красноярска

31 мая на очередной сессии Красноярского городского Совета были приняты документы, регламентирующие работу над городским бюджетом и контроль исполнения основного финансового документа. Это решения «О бюджетном процессе в городе Красноярске» и «О Контрольно-счетной палате города Красноярска».

Принятое решение «О бюджетном процессе в городе Красноярске» ставит своей целью регламентировать весь процесс работы над важнейшим документом — бюджетом города. По сути, принятый проект отражает исторически сложившийся процесс рассмотрения и исполнения муниципального бюджета. В десяти главах довольно подробно (вплоть до конкретных дат и сроков) расписан порядок представления и утверждения главного финансового документа, четко закреплены полномочия и ответственность всех участников бюджетного процесса. Отдельной строкой прописано, что администрация должна ежеквартально отчитываться перед депутатами об исполнении главного финансового документа. Отметим, что проект более полугода обсуждался на комиссиях городского парламента. Вариант, представленный и принятый на сессии, стал результатом кропотливого совместного труда администрации и горсовета.

Решение «О Контрольно-счетной палате города Красноярска», принятие которого инициировали депутаты городского Совета, позволило создать в городе новую структуру, которая следит за соблюдением порядка формирования, рассмотрения и исполнения бюджета города, а также контролирует сферу управления и распоряжения городской собственностью. Аудиторы палаты наделены правом проводить проверки муниципальных предприятий и организаций на предмет целевого использования бюджетных средств и муниципальной собственности.

Отметим, что рабочая группа депутатов горсовета довольно долго занималась подготовкой данного проекта решения, изучала опыт других городов, который доказал экономическую эффективность такой деятельности .

 

Работа с федеральным законодательством по вопросам приватизации муниципального имущества

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ муниципальное имущество, которое не используется для осуществления полномочий местного самоуправления, должно быть передано в федеральную и краевую собственность, перепрофилировано или приватизировано. Для того, чтобы определиться с судьбой недвижимости, городской власти отпущено три года: если к 2009-му году «непрофильные» городские здания не будут проданы на торгах, они отойдут в собственность государства.Именно поэтому в соответствии с Бюджетным кодексом в конце прошлого года  департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска был подготовлен прогнозный план приватизации на 2006-й год. Всего в него вошло сто шестьдесят объектов, в том числе отдельные объекты недвижимого имущества.

Отметим, что, несмотря на готовность исполнять положения федерального законодательства, и депутаты горсовета, и представители красноярской администрации не смогли не отметить целый ряд противоречий в законе. Этот факт стал причиной проведения депутатских слушаний, которые прошли в сентябре 2005 года.

Так, кроме перечня определенных полномочий, Федеральный закон N 131-ФЗ допускает, что местная власть вправе решать “иные вопросы”. Но перечень муниципального имущества является “закрытым”, то есть, право есть, а возможности для его осуществления нет.  Таким образом, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и их бытового обслуживания, прописанное в законе, имуществом не обеспечено.

Существует также ряд технических аспектов проблемы: кроме документов на собственно объекты недвижимости для приватизации или передачи должна быть подготовлена и документация на земельные участки. Процесс подготовки одного пакета занимает до 8 месяцев, да и средств, выделенных для проведения оценки, категорически не хватает. В связи с этим возникла необходимость  выделить дополнительные средства для проведения оценочных работ и торгов.

Определенное беспокойство вызывает процесс передачи части имущества города субъекту федерации, равно, как и обратный — от субъекта муниципалитету. Сегодня свыше 84 тысяч квадратных метров городской недвижимости арендуют организации федерального подчинения либо те, что должны перейти под юрисдикцию субъекта. В принципе, город готов передать эти помещения, но многие организации расположились в перепрофилированных детских садах. А в городе сегодня очередь в детские сады на пять лет вперед, и денег на строительство новых в бюджете нет. С другой стороны, власть вышестоящего уровня должна передать муниципалитету помещения общей площадью около 42 тысяч квадратных метров, и представители краевой власти в настоящий момент говорят о готовности пойти навстречу городу и вместе решать данные проблемы.

Особо стоит выделить вопрос о судьбе местного предпринимательства. Дело даже не в том, смогут ли местные бизнесмены на равных участвовать в аукционах по приватизации помещений, которые они арендовали. Многие из них, получив в аренду аварийные помещения, провели там капитальный ремонт, а также уложили перед входом брусчатку. Поэтому было бы логично компенсировать им эти затраты. Однако законом никакого механизма компенсации не предусмотрено.

С учетом всех этих нюансов, депутаты Красноярского городского Совета выработали в ходе слушаний целый ряд рекомендаций. Так, были направлены обращения к депутатам Государственной Думы РФ от Красноярского края, Валерию Зубову и Раисе Кармазиной, с просьбой инициировать внесение изменений в перечень имущества, которое может находится в муниципальной собственности. Еще одно письмо было адресовано Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. Председатель горсовета Владимир Чащин, от лица красноярских депутатов, обратился  с просьбой ускорить принятие закона, устанавливающего порядок перераспределения имущества между федерацией, субъектами и муниципальными образованиями.

Охрана общественной нравственности в Красноярске

В начале 90-х годов в Красноярском крае был принят закон об охране нравственности, который способствовал сохранению общества и государства через уважение к женщине и к семье. Этот документ живет и работает по сию пору. С учетом новых реалий депутаты городского Совета вносят в него необходимые дополнения, действуя через Законодательное Собрание края.

Кроме того, в Красноярске работает экспертная городская комиссия. Именно она помогла в какой-то мере навести порядок на улицах, в общественных местах: убрать откровенно вызывающую безнравственную рекламу, граничащую с порнографией, призывающую к насилию.  Сегодня комиссии помогает Специализированное подразделение общественной безопасности Управления внутренних дел Красноярска по профилактике и предотвращению преступлений в сфере общественной нравственности. Подразделение из семи человек и финансируется из краевого и городского бюджетов. “Милиция нравов” действует активно: проводит рейды, изымает порнографическую продукцию, наводит порядок в торговле эротической продукцией, секс-шопах и т. д.

Также депутатами Красноярского городского Совета вместе с администрацией создан совещательный, но и отчасти контрольный орган —  комиссия по формированию кинорепертуара города при городском управлении культуры. Она постоянно работает с директорами кинотеатров, находящихся в муниципальном подчинении или арендуемых на условиях сохранения статуса культурных учреждений. В числе ее функций — проверки соблюдения учредительных документов, в которых наряду с другими моментами оговорено соотношение числа отечественных фильмов и зарубежных, ретро и современных. Директора охотно сотрудничают с комиссией, так как находят в ней не только контроль, но и подсказку, помощь.

Депутат Красноярского городского Совета Владислав Жуковский обратился к Президенту с предложением создать комитет при Президенте России по оценке антигосударственной деятельности. У него могут быть разные подкомитеты или комиссии, например, по энергетической и продовольственной безопасности,  национальной политике,  науке и образованию, культуре и искусству,  охране детства и материнства и, конечно же, общественной морали и нравственности. По заявлению автора обращения, результаты работы комитета не должны носить характера цензуры либо прямого запрета. Однако сам факт вынесения комитетом вердикта о наличии в действиях физического лица или группы лиц моментов, угрожающих государственному устройству либо морально-нравственным принципам общества, может явиться значимой формой общественной реакции на разрушительную деятельность в отношении России и ее граждан.

 

Подготовка и проведение юбилея Победы в Великой Отечественной войне

Подготовку к празднованию Победы администрация города совместно с городским Советом начала с 2004 года. А 01. 03. 2005 года была принята городская целевая Программа «О мероприятиях в связи с празднованием 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Одним из основных приоритетов работы стало улучшение жилищных условий ветеранов, решение вопросов зубопротезирования, компенсации оплаты за телефон и проезд в общественном транспорте.

Кроме того, к юбилею Победы было организовано вручение правительственных наград 25 тыс. 627 ветеранам и инвалидам ВОВ, участникам войны, труженикам тыла, «блокадникам» и несовершеннолетним узникам фашистских лагерей, проживающим в Красноярске. В каждом районе города прошли торжественные встречи фронтовиков с представителями местной власти и городского парламента, на которых победителей поздравили не только чиновники и депутаты, но и школьники, студенты, курсанты. Ветераны получили памятные подарки от горсовета и администрации.
К празднику 60-летия Победы в Красноярске появились новые памятники и стелы. В самом центре города установлена скульптура «Детям войны», а возле отреставрированного мемориала Победы – скульптурная композиция «Фронт и тыл».

На центральных улицах города в дни празднования разместилось более 70 праздничных изображений и красочных панно. Отметим так же, что поздравительные щиты на улицах появились задолго до юбилея — в январе 2005-го. Они были предоставлены рекламодателями бесплатно, согласно договору о выделении площади под социальную рекламу.

   К юбилею Победы городской Совет совместно с Красноярским краевым краеведческим музеем выпустил книгу « Красноярск в Великой Отечественной войне». Историческая ценность этой книги в том, что она создана на документальных архивных материалах, а не на воспоминаниях или мнениях отдельных людей. Впервые предпринята попытка в одном издании обобщить действия красноярцев и на фронте, и в тылу воссоздать обстановку тех лет, показать шаг за шагом: что делали, что чувствовали простые красноярцы, как действовало руководство города и края. Эта книга позволяет понять, какой след оставила война в нашем городе, расположенном в глубоком тылу. Ведь истоки образования многих предприятий и организаций – самые трудные военные годы. Депутаты верят в то, что издание – свидетельство героизма земляков – внесет свой вклад в воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.

 

 

2. Особо отмечаем успехи в сфере жилищного строительства в Новосибирске, Омске и Казани. Думаем,  что опыт Красноярска и этих городов достоин изучения и подражания.

3.

а) Не удалось решить проблему стабилизации тарифной политики в сфере ЖКХ. Мы смогли лишь смягчить последствия повышения тарифов за услуги ЖКХ  для горожан. Совместно с администрацией города мы предприняли беспрецедентные меры социальной защиты: бюджетникам будет оказана  единовременная помощь из краевой казны в размере 1,5 тыс. рублей. Нуждающиеся получат субсидии. Плюс к этому в бюджет города заложили 36 млн. 340 тыс. рублей для оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с повышением оплаты ЖКХ.

 

      б) Не устраивают нас и темпы сноса ветхого жилья – в городе насчитывается 700 домов, находящихся в аварийном состоянии. И если в прошлом году по краевой Адресной инвестиционной Программе Красноярску предусматривались субвенции на строительство взамен аварийного жилья в размере 150 млн. рублей, то в 2006 году город будет лишен и этого. 

 

    в) Нет полной ясности с программой приватизации муниципального имущества: каким образом в обозначенные на федеральном уровне  сжатые сроки продать 5 тысяч объектов, не нарушив при этом права предпринимателей? В то время как поддержка малого и среднего бизнеса - один из приоритетных вопросов на сегодня.

 

4.    В 2006 году соответственно будем решать обозначенные выше проблемы.

 

5.    АСДГ может консолидировать действия по защите прав местного самоуправления.

 

 

      6.Проведение конференции считаем целесообразным и весьма полезным.

 

7.Все актуальные темы обозначены в пунктах 1 – 3.