1.     Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области экономики в 2005 году?

 

Среди наиболее значимых достижений в области экономики в 2005 году необходимо отметить следующие:

1.      Использование механизмов экономического планирования, разработка целевых программ

Разработан комплекс общегородских целевых программ социально-экономического развития города на период 2006 – 2010 годы, которые охватывают все ключевые направления жизнедеятельности и развития города Омска. Проведена широкая общественная экспертиза программ, издано пять сборников программ тиражом 10 тысяч экземпляров каждый. Сборники программ размещены на официальном Интернет-сайте Администрации города Омска.

2.      Рост объемов жилищного строительства

За 2005 год в городе Омске введено в эксплуатацию 595,3 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (149,7% к 2004 году), из них многоквартирных – 473,4 тыс. кв. метров (126,2% к 2004 году), индивидуальных жилых домов – 122,0 тыс. кв. метров (544,4 % к 2004 году).

Для стимулирования дальнейшего роста темпов строительства в Администрации города вводится «принцип одного окна», который позволит упростить порядок получения документов при согласовании строительства объектов недвижимости и формировании земельных участков.

3.      Газификация муниципальных котельных и жилых домов

В рамках «Областной целевой программы энергоресурсосбережения Омской области на 2003 год и на период до 2010 года» на прокладку магистральных газопроводов в городе Омске из областного бюджета выделено около 180 млн. руб. Установка газовых котлов позволила сократить расходы на отопление почти в пять раз. По прогнозу, затраты на газификацию семи муниципальных котельных окупятся за пять месяцев отопительного сезона 2005 ‑ 2006 годов.

В городе Омске27-28 октября 2005 года состоялась конференция руководителей департаментов жилищно-коммунального хозяйства, руководителей экономических ифинансовых служб администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока «Проблемы жилищно-коммунального комплекса и пути их решения».

4.      Реформирование муниципальной энергетики

На базе реструктуризированного бывшего муниципального унитарного предприятия «Теплокоммунэнерго» и акционерной компании «Омскэнерго» создана объединенная тепловая компания с 51% акций в собственности муниципалитета города Омска. Создание компании позволит снизить цены на рынке жилья и создать 30%-й ресурс тепловых мощностей для развития городской экономики.

5.      Ремонт жилищного фонда

Сумма средств, выделенных на капитальный ремонт жилищного фонда в 2005 году, составила 419,7 млн. руб. Впервые за 20 лет по данному показателю город вышел на нормативные показатели, также выполнены нормативы финансирования текущего ремонта жилищного фонда. Это позволило городу преодолеть период зимнего минимума температур в январе 2006 года без техногенных аварий. Кроме того, за последние пять лет в муниципальную собственность принято более полутора тысяч ведомственных жилых домов. Из них каждый третий – с износом более 40% и требует капитального ремонта. На сегодня по вопросу передачи жилья в муниципальную собственность в Администрацию города обратились еще 57 предприятий различных форм собственности.

6.      Восстановление дорожного покрытия, строительство дорог

При помощи средств бюджета Омской области введен в эксплуатацию метромост им. 60-летия Победы в Великой отечественной войне через реку Иртыш. Существенно повышены показатели восстановления дорожного покрытия. В 2005 году подрядными организациями выполнен ремонт дорог на сумму более 500 млн. руб. на 220 дорогах города с площадью покрытия 800 тыс. кв. метров (в 12 раз больше, чем в 2004 году). За год дорожно-строительными службами выполнен ямочный ремонт дорог на 240 улицах города на площади более 275 тыс. кв. м. Дороги ремонтировались как в центре, так и на окраинах города. В частном секторе и на пешеходных дорогах применена новая технология с применением золошлаковой смеси, которая в 1,5 раза дешевле традиционной технологии и позволяет решить экологические проблемы (в качестве сырья используются шлаки золоотвалов омских ТЭЦ).

7.      Реконструкция крупнейших парков и скверов города. Разработка плана сети наружного освещения

В сфере благоустройства города в 2005 году была проведена реконструкция крупнейших парков и скверов города: парка им. 30-летия Победы, сквера им. Лизы Чайкиной, Первомайского и др. Открыты сквер Казачий и мемориал в танковом училище. Выполнены работы по реконструкции насаждений на основных магистралях города: улицах Герцена, Серова, Б. Хмельницкого, Магистральная, Комарова, Нефтезаводская, Маяковского и др. Кардинально реконструирован памятник природы регионального значения – Омский Дендрологический сад. На территории города высажено 15 тысяч деревьев, 29 тысяч кустарников.

Администрацией города разработан План мероприятий по строительству и восстановлению сети наружного освещения и светового оформления города на ближайшие пять лет. В соответствии с ним предполагается строительство новых и восстановление существующих линий наружного освещения, реконструкция высоковольтных линий. В этом году построены новые линии протяженностью более 50 км во всех округах города Омска.

8.      Реформа системы городских пассажирских перевозок

В Администрации города разработана программа модернизации пассажирского транспорта, рассчитанная на период до 2010 года. В настоящее время в городе работает 7 муниципальных транспортных предприятий.С целью решения проблемы городских пассажирских перевозок совместно с ЗАО «РегионАвтоТранс» на базе муниципального ПАТП № 2 создано акционерное общество с 51% акций в собственности муниципалитета. За счет средств созданного акционерного общества и бюджета Омской области подвижной состав муниципального транспорта за 2005 год обновлен на 40%, что позволило сократить количество частных маршрутных такси в городе с 4000 до 1557 единиц. Закуплено 225 единиц подвижного состава, в том числе 186 автобусов, 37 троллейбусов, 2 трамвая. Это позволило заменить на маршрутах города 92 старых автобуса и 17 троллейбусов. В результате обновления парка муниципального транспорта выпуск на линию автобусов увеличился на 141 единицу, троллейбусов – на 20 единиц. Также удалось снизить количество поломок подвижного состава – на 27%. Обновленный парк муниципального транспорта дал возможность обеспечить проезд жителям города, имеющим право на льготы (почти половина населения города), в полном объеме. Реформирование городского транспорта привело к тому, что количество аварий на магистралях города Омска снизилось, на центральных дорогах города исчезли «пробки».

Также разработана новая маршрутная сеть пассажирского транспорта с учетом оптимального использования муниципального транспорта и частных маршрутных такси. Завершены конкурсы на право работы на маршрутах среди автоперевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси.

Своевременное финансирование муниципальных транспортных предприятий за оказанные ими услуги по перевозке льготных пассажиров позволило обеспечить стабильную работу муниципального транспорта, своевременную выплату заработной платы работникам предприятий, оплату ГСМ.

9.      Реорганизация системы управления муниципальными унитарными предприятиями

Проведены инвентаризация городского имущества, анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий (МУП), что обеспечило минимизацию их налогообложения и повышение прибыльности. С августа 2005 года имущество десяти городских рынков передано на баланс МУП «Муниципальные рынки». Удвоены поступления в городской бюджет за счет сокращения административного аппарата, в денежном выражении эффект превышает 20 млн. руб. в год.

10.Совершенствование взаимодействия Администрации города Омска и малого предпринимательства

С целью реализации единой политики и скоординированных действий Администрации города Омска и бизнес-сообщества в июле 2005 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Администрацией города Омска и Омским областным Союзом предпринимателей, а также утверждено Постановление Мэра города Омска «Основные направления содействия развитию малого предпринимательства в городе Омске в 2005–2010 годах». В этих документах определены формы взаимодействия власти и бизнеса, а также систематизированы меры муниципальной поддержки малого предпринимательства, определены приоритеты, правовые, организационные и информационные инструменты муниципальной поддержки малого бизнеса.

Подготовлено и принято Постановление Мэра города Омска «Об организации работы «горячей линии» по приему обращений субъектов малого предпринимательства города Омска и создании интерактивной страницы «Малый бизнес в Омске» на официальном сайте администрации города Омска. В работе «горячих линий» принимают участие специалисты департамента городской экономической политики администрации города Омска, Омского областного общества защиты прав потребителей, Омского областного союза предпринимателей, юристы.

11.Оптимизация финансово-кредитной политики

Администрацией города произведена реструктуризация банковской задолженности. Внедрена казначейская система исполнения бюджета, позволяющая контролировать целевое расходование денежных средств. Впервые за много лет бюджет города на 2006 год был принят в установленные сроки.

12.Развитие межбюджетных отношений

В 2005 году бюджету города Омска оказана помощь в виде беспроцентных субсидий из областного бюджета в размере более 4 млрд. руб., направленных на погашение задолженности перед энергетиками, обслуживание крупнейших долгов города за поставку автобусов, по единому социальному налогу. При поддержке средств бюджета Омской области осуществляется обновление парка муниципального пассажирского транспорта.

13.Расширение внешнеэкономических связей

Внешнеторговый оборот предприятий города Омска за 9 месяцев 2005 года составил 2,2 млрд. долл., что на 1 млрд. долл. больше показателей аналогичного периода 2004 года. Получили дальнейшее развитие внешнеэкономические связи города с ФРГ, Чехией и Хорватией.

В рамках развития международных и межрегиональных связей, повышения инвестиционной привлекательности города Омска состоялись визиты представителей омских деловых кругов в г. Петропавловск (Казахстан), г. Харбин (Китай), г. Экибастуз (Казахстан), организованы презентации Омской области в г. Берлине (ФРГ), в Посольстве Итальянской Республики в Москве. Также представители Администрации города Омска приняли участие в праздновании Дня города Астана (Казахстан), 535-летия получения городских прав словацким городом Пухов – побратимом города Омска. В праздновании 289-летия города Омска в августе 2005 года приняли участие представители Чешской республики, Словацкой республики, Казахстана, администраций городов Челябинск и Новосибирск (городов, с которыми у Омска подписаны соглашения о сотрудничестве). Чешская делегация состояла как из представителей Посольства Чехии, так и чешских бизнесменов, которым были организованы переговоры с омскими предприятиями (заводом подъемных машин, заводом «Трансмаш», Омским арматурно-фланцевым заводом).

14.Разработка и издание инвестиционного паспорта города

Администрацией города Омска издан «Инвестиционный паспорт города Омска», на страницах которого собрана информация о социально-экономическом положении города, его ресурсном потенциале, стратегических направлениях и приоритетах развития на ближайшую перспективу. В издании представлен материал о проектах, определяющих направления инвестиционных вложений и разработок в области экономики, социального и культурного развития города. Представлена информация об инвестиционных проектах, предлагаемых к реализации как хозяйствующими субъектами, так и Администрацией города.

15.Развитие ярмарочной деятельности, организация конкурсов

Проведена ежегодная выставка товаров народного потребления омских производителей «Омская марка». Работа выставки направлена на стимулирование развития деятельности местных производителей товаров народного потребления, расширение ассортимента выпускаемой ими продукции и содействие в продвижении ее на омском и внешних рынках. Также Администрацией города Омска совместно с Международным выставочным центром «Интерсиб» при участии деловых и научных кругов города ежегодно проводится городская выставка «Инновации года». Цель выставки – содействие производству импортозамещающей и высокотехнологичной продукции омскими предприятиями.

С июня по август 2005 года в рамках подготовки к празднованию Дня города Омска проходил городской конкурс «Славлю тебя, мой город!». Конкурс проводился в целях стимулирования создания продукции с использованием символики города Омска, а также поддержки деятельности мастеров народных промыслов и организаций, использующих в своей продукции символику города Омска. В конкурсе приняло участие свыше 50 претендентов. Победители определялись по 9 номинациям.

16.Рост информационной открытости администрации города, использование принципов обратной связи

Стенограммы всех пресс-конференций Мэра города Омска и руководителей структурных подразделений администрации города размещаются на официальном сайте интернет-представительства администрации города Омска.

Администрацией города активно используются механизмы обратной связи (встречи Мэра с населением, работа с обращениями граждан, сбор информации через территориальное самоуправление, осуществление Мэром личного контроля решения проблем жителей). Ежемесячно проводятся социологические исследования, направленные на изучение общественного мнения о решении актуальных проблем города. Результаты опросов позволяют определить степень эффективности деятельности Администрации города по всем направлениям социально-экономического развития.

 

 

 

 

2.     Какие успехи и достижения Ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?

 

- Создание нормативной базы и финансового обеспечения инновационных процессов в Новосибирском регионе.

- Разработка и реализация городской целевой программы «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003-2005 гг.».

- Создание спутниковой навигации – автоматизированной системы оплаты проезда, подсчета пассажиров в таких городах, как Брянск, Краснодар, Сочи, Новокузнецк, Сургут, Нижневартовск, Волгоград. Кемерово, Москва (для 2 автобусных парков).

 

3.     Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

 

-Не удалось привлечь средства на завершение строительства международного аэропорта «Омск-Федоровка».

-Не проработаны мероприятия, стимулирующие экономическую активность населения.

-Не закончена работа по созданию земельного кадастра города.

-Не организована работа постоянно действующей выставки омских товаропроизводителей.

-Не обеспечена в полной мере доступность и бесплатность дошкольного образования.

-В сфере здравоохранения не завершены необходимые ремонтно-строительные работы, не оснащены в полном объеме новым оборудованием лечебные учреждения, не решена кадровая проблема и, как следствие, не решена проблема повышения качества и доступности медицинской помощи.

-Не погашена задолженность Администрации города Омска перед предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг по компенсации «выпадающих доходов» от предоставления малоимущим гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг за период 2000 – 2004 годов.

-Не погашена кредиторская задолженность структурных подразделений администрации города в размере 1730,7 млн. руб., в том числе по единому социальному налогу – 419,4 млн. руб.

 

4.     Какие задачи стоят в 2006 году?

 

Приоритетным направлением развития города является разработка нового Генерального плана города Омска. Поставлена задача разработать Генеральный план к концу 2006 года. На разработку Генплана из бюджета города Омска в 2006 году будет направлено 20 млн. рублей.

В городе Омскев 2006 году планируется ввести в эксплуатацию 720 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе 598 тыс. кв. метров многоквартирных жилых домов и 122 тыс. кв. метров индивидуальных жилых домов.

В 2006 году будут продолжены работы по газификации, капитальному ремонту жилищного фонда, комплексной реконструкции домов первых массовых серий.

В 2006 году для решения проблемы санитарного состояния города запланированы работы по рекультивации свалки «Советский-1» и строительство полигона бытовых отходов «Советский-2». Также планируется приобретение специального автотранспорта для вывоза мусора и эксплуатации полигонов, изготовление контейнеров для сбора мусора.

В 2005 году разработан проект общегородской целевой программы «Совершенствование похоронного дела в городе Омске» на 2006-2010 годы. В 2006 году планируется строительство новых кладбищ и разработка проектно-сметной документации на строительство крематория.

В 2006 году планируется начать строительство дорог-дублеров основных магистралей в городе для снижения транспортной нагрузки на них. Предполагается строительство такой дороги от метромоста вдоль берега Иртыша до моста имени 60-летия ВЛКСМ. По предварительным расчетам, это позволит снять примерно половину транспортной нагрузки с улицы Красный Путь.

В сфере развития муниципального транспорта планируется приобрести новый подвижной состав за счет средств бюджета Омской области; ввести в действие новую маршрутную сеть, которая подразумевает увеличение муниципального подвижного состава на 68% и сокращение маршрутных такси на 50%.

В области промышленной политики и развития предпринимательства запланировано открытие постоянно действующей выставки омских товаропроизводителей; привлечение и реализация на территории города Омска крупных инвестиционных проектов, отвечающих основным направлениям социально-экономического развития города Омска; организация поддержки хозяйствующих и иных субъектов, занимающихся инновационной деятельностью на территории города Омска, проекты которых основаны на принципах соблюдения приоритетов социально-экономического развития города Омска.

В связи с повышением с 1 января 2006 года тарифов на содержание жилья и коммунальные услуги до федерального стандарта (уровень платежей граждан  утвержден в размере 100% от экономически обоснованных затрат) перед Администрацией города Омска стоит задача по социальной защите населения. Подготовлено обращение в Правительство Омской области по вопросу снижения для населения города Омска максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 20% до 15-18 %. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос упрощения действующей системы оформления документов на получение населением города Омска субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В целях обеспечения социальной защищенности населения в 2006 году сохранены льготы, предоставленные органами местного самоуправления на проезд в городском пассажирском транспорте  пенсионерам, не имеющим льгот по федеральным и областным законам, школьникам,  студентам. Компенсация «выпадающих доходов» транспортным предприятиям будет произведена из областного и городского бюджетов в равных долях.

В 2006 году с целью повышения энергосбережения планируется завершить установку приборов учета тепловой энергии во всех учреждениях социальной сферы.

В рамках проведения работы по разграничению полномочий планируется  дальнейшая передача отдельных специализированных учреждений здравоохранения и образования в собственность субъекта федерации.

Будет продолжена работа по получению достоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков и произведению реальной оценки земельного налога, возможного к поступлению.

Планируется дальнейшая работа по повышению квалификации муниципальных служащих, по формированию резерва муниципальной службы, в том числе через организацию практики студентов и школьников в Администрации города Омска, разработка проектов необходимых правовых актов.

В области здравоохранения первоочередной задачей является выполнение приоритетного национального проекта по здравоохранению. Также необходимо поднять качество и доступность медицинской помощи на должный уровень.

В области образования необходимо исключить практику привлечения средств родителей на расходы образовательных учреждений и обеспечивать финансирование расходных обязательств по текущему содержанию муниципальных учреждений образования исключительно за счет средств бюджета.

В целом, в 2006 году приоритетными задачами будут следующие:

-       привлечение инвестиций в городскую экономику;

-       создание собственных источников доходов городского бюджета;

-       повышение уровня качества услуг ЖКХ;

-       улучшение работы муниципального транспорта;

-       улучшение состояния городских дорог;

-       решение проблемы газификации территорий города;

-       оказание поддержки малому бизнесу;

-       увеличение объемов ремонта жилого фонда;

-       улучшение освещенности улиц и подъездов;

-       озеленение городских территорий;

-       создание условий для роста темпов жилищного строительства;

-       социальная поддержка населения;

-       повышение качества школьного образования;

-       улучшение медицинского обслуживания;

-       повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих.

 

5.     Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?

 

Считаем целесообразным обращение АСДГ в Правительство РФ с предложениями:

- об ускорении внесения изменений в федеральное законодательство и ведомственные нормативные акты с целью «увязки» с положениями Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ;

- об ускорении принятия Постановления Правительства РФ о порядке выдачи технических условий на строительство объектов;

- об ускорении принятия «Закона о наземном транспорте» и «Устава автомобильного транспорта»;

- о разработке нового закона о муниципальной службе.

В целом, АСДГ может способствовать созданию оперативного информационного обмена между городами по актуальным вопросам (организация соответствующей рубрики на Интернет-сайте АСДГ, подразумевающей возможность интерактивного общения, формирование механизма предоставления городами информации по запросам), а также созданию базы данных, содержащей модели решения типовых муниципальных проблем городов Сибири и Дальнего Востока.

В частности, в острой информационной поддержке АСДГ нуждаются такие отрасли города Омска, как управление городом, здравоохранение, транспорт, образование и жилищно-коммунальный комплекс.

АСДГ также может способствовать обмену опытом между сибирскими и дальневосточными городами по привлечению и использованию научного потенциала в решении муниципальных проблем, организации обмена информацией между городами об инвестиционных проектах и предложениях, предлагаемых к реализации хозяйствующими субъектами и администрациями городов – участников АСДГ.

Также считаем необходимым продолжить работу по формированию информационной базы АСДГ.

 

6.     Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

 

Считаем целесообразным проведение конференции, совещаний по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем ведущих отраслей экономики города.

 

7.  Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.

 

- Поддержка малого и среднего предпринимательства;

- Привлечение инвестиций в экономику городов;

- Опыт реализации национального проекта «Образование»;

- Обсуждение реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Опыт реализации молодежной политики;

- Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства;

- Подготовка спортивного резерва и развитие спорта высших достижений;

- Нормативное обеспечение реализации вопросов организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования;

- Регулирование предпринимательской деятельности в сфере транспорта;

- Обеспечение безопасности пассажирских перевозок;

- Реализация приоритетного национального проекта по здравоохранению;

- Разработка и внедрение новых технологий в здравоохранении;

- Повышение квалификации муниципальных служащих;

- Формирование резерва муниципальной службы;

- Правовое положение муниципальных служащих;

- Детская школа искусств в условиях модернизации российского образования;

- Муниципальные библиотеки как общественные пункты доступа к информационным и коммуникационным технологиям;

- Проблемы современного состояния и перспективы развития художественной культуры Сибирского региона;

- Изучение практики формирования фондов для предоставления межбюджетных трансфертов;

- Новые механизмы регулирования межбюджетных отношений;

- Проблемы сбалансированности и самостоятельности местных бюджетов;

- Проблемы взимания имущественных налогов: порядок формирования сведений, необходимых для их исчисления, и возможности решения вопроса регистрации незарегистрированного имущества;

- Функционирование муниципальных финансов в условиях разграничения полномочий между уровнями власти на примере городов-участников АСДГ.