АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Проблемы финансового обеспечения и оптимизации расходов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока на современном этапе», 18 - 19 апреля 2013 г., Томск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

В конференции приняли участие руководители финансовых и экономических служб из 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, руководители контрольно-счетных органов местного самоуправления, а также представители государственных органов, научных, экспертных и других организаций. 
На конференции были рассмотрены проблемы финансового обеспечения и оптимизации расходов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. 
Участники конференции отмечают, что в последнее время на государственном уровне принят ряд важных решений по укреплению финансовой базы местного самоуправления. 
1) Передача в местные бюджеты 100% отчислений от патентной системы налогообложения. В ближайшие годы, по оценке Министерства финансов Российской Федерации это даст местным бюджетам более 1 млрд р. в год. 
2) С 2012 года зачисление в полном объёме доходов от единого сельскохозяйственного налога в бюджеты муниципальных образований. Передаваемая сумма единого сельскохозяйственного налога оценивается в 1,3 млрд р. ежегодно. 
3) Зачисление с 2013 года в местные бюджеты административных штрафов, связанных с нарушением нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Поступления в местные бюджеты составят около 1 млрд р. ежегодно. 
4) Отмена льгот по земельному налогу с земельных участков для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд, которые в настоящее время освобождены от обложения этим налогом 3 млрд р. 
5) С 1 января 2014 года предлагается полностью передать в бюджеты городских округов доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (сегодня 80%) более 15 млрд р. ежегодно. 
6) С 1 января 2016 года увеличение нормативов зачисления в местные бюджеты доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%. Дополнительные поступления в местные бюджеты составят 3,1 млрд р. ежегодно. 
7) Зачисление в местные бюджеты не менее 10% доходов бюджета субъекта Российской Федерации от акциза на нефтепродукты. Поступления в местные бюджеты составят около 42 млрд р. в год. Данные доходы предлагается сделать источником формирования муниципальных дорожных фондов, их формирование должно стать с 2014 года обязательным. 
В результате реализации предлагаемых мер объём дополнительных поступлений в местные бюджеты ежегодно, начиная с 2014 года, составит более 67 млрд р. Передаваемые налоги дадут прирост доходов местных бюджетов ориентировочно в размере 6–7% от суммы налоговых и неналоговых доходов. 
Тем не менее, общая ситуация с финансовым обеспечением местного самоуправления остается неудовлетворительной. Отмечены следующие проблемы: 
Доходы от малого бизнеса, на деятельность которого решающим образом влияют органы местного самоуправления, поступают в местный бюджет лишь частично. 
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым с 2013 года более чем в два раза увеличены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей. 
В результате реализации данного Федерального закона значительная часть индивидуальных предпринимателей может завершить свою деятельность либо уйти «в тень». 
2. Серьезные потери несут местные бюджеты в связи с освобождением большого количества собственников земельных участков от уплаты земельного налога. Принятые за последний год меры решают эту проблему лишь частично. 
В частности, из оборота по-прежнему изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, земельные участки учреждений органов Федеральной службы исполнения наказаний, земельные участки, предоставленные для нужд связи, организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия и др. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождены пенсионеры. По-видимому, социально оправданными являются установленные общефедеральные льготы по налогу на имущество физических лиц для данной категории налогоплательщиков. Вместе с тем, вряд ли обосновано применение подобной льготы в случае использования такого имущества в коммерческих целях при наличии в собственности пенсионеров более чем одного объекта имущества. 
3. Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает платность пользования землей, в то время как Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает исчисление земельного налога только на основе правоустанавливающих документов и вида разрешенного использования земельного участка. Неурегулированность на федеральном уровне вопроса по фактическому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов и без надлежащего оформления изменений вида разрешенного использования приводит к потерям доходов местных бюджетов в результате не исчисления налога и его занижения. 
Кроме того, в настоящее время налоговыми органами исчисление земельного налога собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, даже в тех случаях, когда земельный участок под многоквартирным домом сформирован и проведен его кадастровый учет, не производится по причине отсутствия сведений о размере доли конкретных налогоплательщиков в праве на земельный участок, поскольку у федеральных органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество (в том числе земельных участков) и технический учет, не определен порядок и не закреплены полномочия по определению (расчету) долей в разрезе правообладателей земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Таким образом, налоговый орган не имеет сведений о доле собственника помещения на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для начисления земельного налога. 
4. Проведение технической инвентаризации имущества и оформление прав на собственность носит заявительный характер. Законодательное установление срока обязательной регистрации правообладателем собственности, в том числе незавершенного строительства, в настоящее время отсутствует. Отсутствие данной нормы приводит к затягиванию процесса оформления правоустанавливающих документов правообладателями собственности, и, следовательно, к значительному снижению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. 
5. Поскольку налогооблагаемой базой земельного налога (а в ряде городов и арендной платы за землю) является кадастровая стоимость земельных участков, то совершенно понятно особое внимание органов местного самоуправления к порядку и качеству проведения кадастровой оценки земель, возможности досудебного и судебного оспаривания результатов государственной кадастровой оценки земель. 
Однако, изменениями федерального законодательства, произошедшими с 2010 года, определен четкий перечень участников и регламентирован порядок проведения кадастровой оценки, который исключил возможность участия органов местного самоуправления в проведении оценки и работе комиссии по досудебному рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. 
Таким образом, органы местного самоуправления не могут участвовать в формировании своей собственной доходной (налоговой) базы – кадастровой стоимости земель, оперативно оценивать её изменения и влияние на бюджеты муниципальных образований. 
В июле 2012 года отменен приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.06.2007 № П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», который определял порядок группировки земельных участков по группам видов разрешенного использования. В настоящее время оценщик самостоятельно производит подобную группировку, что значительно затрудняет последующую экспертизу результатов государственной кадастровой оценки. 
Действующим законодательством предусмотрена возможность в досудебном и судебном порядке устанавливать кадастровую стоимость конкретного земельного участка в размере его рыночной стоимости (по заявлению землепользователя). Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки в настоящее время приняло массовый характер. Однако, в действующих на региональных уровнях комиссиях по досудебному рассмотрению споров, где отсутствуют представители органов местного самоуправления, в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263, разбирательство по существу в причинах расхождений не предусмотрено. 
Таким образом, для принятия объективного решения и соблюдения принципов добросовестности в определении стоимости земельного участка предлагаем закрепить требование представлять в комиссии (или суды) вместе с отчетом оценщика о рыночной стоимости участка экспертизу саморегулируемой организации оценщиков (СРОО) (членом которой была проведена государственная кадастровая оценка) на подтверждение стоимости объекта оценки. 
В настоящее время ответственность за проведение экспертизы результатов государственной кадастровой оценки (отчетов) полностью возложена на СРОО. Заказчик работ получает результаты оценки лишь после положительного экспертного заключения СРОО (на подготовку которого отводится не более 30 дней) и на их утверждение ему отводится всего 10 дней. 
Таким образом, установленные в Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» крайне сжатые сроки для утверждения заказчиком работ результатов государственной кадастровой оценки и отсутствие возможности проведения со стороны заказчика экспертизы отчета, не позволяют своевременно оценить качество и возможные последствия утверждения результатов. Действующим законодательством установлен формальный подход к утверждению итогов кадастровой оценки со стороны заказчика. 
6. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление налоговыми агентами каких-либо сведений о фонде оплаты труда, сложившегося у налогоплательщиков в течение налогового периода. Более того, Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ отменена обязанность организаций – страхователей представлять в налоговые органы расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, что являлось для налоговых органов единственным источником информации в течение налогового периода о сформировавшемся фонде оплаты труда налогоплательщика. Это привело к тому, что сегодня невозможно достоверно оценить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, и соответственно, составлять прогноз поступлений данного налога и качественно администрировать налог. Сложившаяся практика рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания РФ законопроектов, подготовленных субъектами Российской Федерации, в части внесения дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих представление налоговыми агентами в налоговые органы сведений о фонде оплаты труда без детализации по налогоплательщикам, не находит поддержки и отклоняется. 
Кроме того, непредставление в течение налогового периода в налоговые органы сведений о фонде оплаты труда влияет на поступления налога на доходы физических лиц в течение финансового года, т.к. отдельные налогоплательщики не спешат уплачивать налог при выплате заработной платы. Также изменения налогового законодательства по местным налогам (налог на имущество физических лиц и земельный налог) в части изменения сроков уплаты данных налогов физическими лицами с 2-х сроков (15 сентября и 15 ноября) до 1 срока (не позднее 1 ноября) привели к тому, что уплата физическими лицами налога на имущество физических лиц и земельного налога осуществляется в 4 квартале финансового года, что, в свою очередь, приводит к кассовым разрывам в местных бюджетах: разрыв между поступлениями доходов и необходимостью финансирования социально важных расходов в течение года, например, связанных с подготовкой к зимнему сезону. Кассовый разрыв приводит к увеличению привлечения заемных средств и, соответственно, к увеличению расходов на обслуживание долга. 
7. Информационный ресурс, получаемый финансовыми органами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов», содержит информацию о начисленных, уплаченных суммах и задолженности по видам налогов и сборов, но не позволяет проводить анализ исполнения местного бюджета по налоговым доходам. 
В соответствии с указанным постановлением приказом Министерства финансов Российской Федерации и ФНС России от 30.06.2008 № 65н утверждена структура и формат информации, передаваемой в электронном виде управлениями ФНС России по субъектам РФ в финансовые органы субъектов Российской Федерации и инспекциями ФНС России – в финансовые органы местных администраций. Структура и формат информации, утвержденные данным приказом, не содержат информации о налоговой базе, соответственно, в электронном виде также не представляется. Более того, информация о поступлениях в местный бюджет информационного ресурса по налогам имеет расхождения с поступлениями на счет местного бюджета согласно отчету об исполнении бюджета по форме № 0503317, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». 
В получаемой информации из налогового органа в электронном виде (информационный ресурс «Мониторинг налоговых доходов») показатели о налоговой базе по объектам налогообложения по ставкам, установленным как Налоговым кодексом Российской Федерации, так и представительными органами местного самоуправления, а также информация о суммах льгот, не содержится. 
8. В соответствии со статьей 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются, в том числе, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. Данная норма предусматривает превышение ограничения дефицита бюджета лишь при одновременном утверждении поступлений от продажи акций и снижения остатков, т.е. в случае отсутствия в собственности муниципального образования акций и, соответственно их продажи, превышение дефицита бюджета не представляется возможным. 
9. В действующем законодательстве до сих пор остается правовая неопределенность в вопросе, когда в местный бюджет перечисляются средства межбюджетных трансфертов, которые, в свою очередь, должны быть использованы путем их предоставления бюджетным или автономным учреждениям. С одной стороны, часть 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяет внести изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете. С другой стороны, часть 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорит о том, что субсидии бюджетным и автономным учреждениям предусматриваются в решении о бюджете. 
Кроме того, пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет ограниченное число случаев корректировки сводной бюджетной росписи без внесения изменений в (закон) решение о бюджете соответствующей территории. Такое возможно, например, в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете. 
Случаи в виде уменьшения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не регламентированы, поэтому изменение сводной бюджетной росписи возможно только после внесения изменений в решение о бюджете. 
Таким образом, при поступлении уведомлений из вышестоящих бюджетов на уменьшение бюджетных ассигнований соответствующие изменения вносятся в плановые показатели бюджетной отчетности, что приводит к несоответствию сводной бюджетной росписи и бюджетной отчетности. Следовательно, возникает несоответствие показателей сводной бюджетной росписи и бюджетной отчетности, предоставляемой финансовому органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета. 

Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ: 

Федеральным органам государственной власти 

1.1. Внести в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации изменения, направленные на стимулирование муниципальных образований в наращивании налогового потенциала, их заинтересованности в привлечении инвестиций, в частности: 
1.1.1. Установить норматив зачисления в местный бюджет от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 100%. 
1.1.2. Установить обязанность передачи субъектами Федерации в местный бюджет налога на имущество организаций, расположенных в жилых комплексах и деловых центрах, находящихся в границах населенных пунктов, в размере 100%. 
1.1.3. Установить дифференцированный размер страховых взносов в зависимости от дохода индивидуальных предпринимателей. На период рассмотрения данного вопроса установить поэтапное повышение размера страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем внести изменения в статью 10 Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» следующие изменения: 
«Установить следующие сроки применения минимального размера оплаты труда при расчете фиксированного размера страховых взносов, установленные в подпункте 1.1. части 1 статьи 14: 
с 2013 года – однократный, с 2014 года – полуторакратный, с 2016 года – двукратный.» 
1.1.4. Продолжить работу по пересмотру (отмене) перечня льгот, установленных на федеральном уровне по земельному налогу, в частности, земель, изъятых из оборота и выведенных из налогообложения земельным налогом. Кроме того, начать работу по пересмотру перечня льгот по налогу на имущество физических лиц. 
1.2. Внести в статью 388 Налогового кодекса Российской Федерации следующие дополнения: 
«Дополнить часть 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации абзацем следующего содержания: 
Налогоплательщиками также признаются организации и физические лица, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок, при установлении органами, уполномоченными в соответствии с действующим законодательством осуществлять земельный контроль, факта использования земельного участка данными налогоплательщиками». 
Данные дополнения потребуют внесения изменений в статьи 389, 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в части установления для них объекта налогообложения, порядков определения налоговой базы и исчисления и уплаты земельного налога. 
1.3. Обратиться в Министерство финансов Российской Федерации по внесению изменений в приказы ФНС России от 11.02.2011 № ММВ-7-11/154@ «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налогов» и от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@ «Об утверждении формы и порядка ее заполнения и формата сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» в части исключения нормы необязательности заполнения параметра «Размер доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме» и определить порядок его расчета. 
1.4. Внести изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающие срок обязательной регистрации правообладателями их собственности, в том числе незавершенного строительства. 
1.5. Внести в часть 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации дополнения, а именно: 
1) часть 2 статьи 230 дополнить абзацами следующего содержания: 
«Налоговые агенты по истечении первого квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года также представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц текущего налогового периода, источником которых является налоговый агент, об исчисленных и удержанных суммах налога на доходы физических лиц текущего налогового периода в целом по налоговому агенту (его обособленному подразделению) без детализации по конкретным налогоплательщикам по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. 
Указанные сведения о доходах физических лиц, об исчисленных и удержанных суммах налога на доходы физических лиц по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года в целом по налоговому агенту представляются налоговыми агентами не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом.» 
1.6. Рассмотреть правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 № 410, и дополнить сведениями о налоговой базе по объектам налогообложения и ставкам, установленным, как законодательством субъектов Российской Федерации, так и представительными органами местного самоуправления, а также сведениями о льготах, установленных представительными органами местного самоуправления. 
1.7. Внести в главу III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» изменения в действующий порядок проведения кадастровой оценки и досудебного оспаривания кадастровой оценки: 
1.7.1. Включить в порядок проведения государственной кадастровой оценки деятельность межведомственной комиссии по государственной кадастровой оценке, создаваемой субъектом Российской Федерации (с участием органов местного самоуправления). 
Учитывая переход на налогообложение от кадастровой стоимости не только земельных участков, но и имущества (налог на недвижимость), считаем необходимым на законодательном уровне наделить органы местного самоуправления полномочиями для участия в проведении работ по государственной кадастровой оценке (в том числе в составе межведомственной комиссии), формированию технического задания на выполнение работ, оценке качества и приемке результатов государственной кадастровой оценки. 
1.7.2. Установить единые методологические подходы к группировке земельных участков по виду разрешенного использования в целях определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении государственной кадастровой оценки. 
Законодательно наделить заказчика работ правом проведения экспертизы результатов государственной кадастровой оценки и увеличить срок, установленный для утверждения результатов, от 30 до 60 дней. 
Предусмотреть порядок внесения изменений в отчет оценщика при наличии замечаний со стороны заказчика работ, в т.ч. при положительном экспертном заключении СРОО, до момента подписания заказчиком акта приемки выполненных работ. 
1.8. Внести в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» следующие изменения: 
1.8.1. Включать представителей органов местного самоуправления в состав Комиссии по досудебному рассмотрению споров о результатах определения государственной кадастровой оценки. 
1.8.2. Предусмотреть обязательное наличие экспертного заключения СРОО, членом которой была проведена государственная кадастровая оценка, при рассмотрении споров Комиссией по досудебному рассмотрению споров о результатах государственной кадастровой оценки. 
1.9. В абзаце 3 части 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации после слов «муниципального образования и», а также после слов «поступлений и» дополнить словом «(или)», что предоставит возможность муниципальным образованиям в отсутствии у них в муниципальной собственности акций допускать превышение дефицита бюджета только на сумму изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. 
1.10. С целью устранения правовой неопределенности между статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации 217 и 78.1 внести изменения, разрешив предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. 
В связи с этим дополнить часть 1 статьи 78.1 абзацем следующего содержания: 
«В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 217 настоящего Кодекса, предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидий на иные цели может осуществляться без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.». 
В целях оперативного внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, а также обеспечения соответствия показателей сводной бюджетной росписи и бюджетной отчетности внести изменения в статью 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, изложив абзац 8 пункта 3 данной статьи в следующей редакции: 
«в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение;». 
1.11. Установить, что при расчете затрат на передачу государственных полномочий органам местного самоуправления должны в обязательном порядке учитываться расходы на администрирование исполнения передаваемых полномочий. 

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации 
2.1. Предлагается при принятии субъектами Российской Федерации бюджетов сроком на три года, предусматривать межбюджетные трансферты также и на плановый период для того, чтобы органы местного самоуправления могли видеть, какие объёмы межбюджетных трансфертов и по каким направлениям они получат в течение трёхлетнего периода 
Ввести требование о недопустимости снижения субъектами Российской Федерации в течение трёх лет единых нормативов отчислений в местные бюджеты. 
Предлагается внедрять поощрение субъектами Российской Федерации органов местного самоуправления за наращивание собственного налогового потенциала. По сути дела, это те же самые меры, которые применяются на федеральном уровне для субъектов Российской Федерации. 
2.2. Внести изменения в законодательство субъектов Российской Федерации, регламентирующее межбюджетные отношения, в частности, уточнить, что при определении в планируемом году объема фонда финансовой поддержки необходимо исходить из объема указанного фонда предшествующего года, скорректированного: 
- на прогнозируемый темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, но не ниже индекса потребительских цен в Российской Федерации на планируемый год; 
- на средние корректирующие коэффициенты, оказывающие влияние на развитие инфраструктуры отдельно по городским округам и муниципальным районам в соответствии с пунктом 4 статьи 138 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. 
2.3. Не допускать предоставление основной части межбюджетных трансфертов местным бюджетам в последний месяц финансового года, поскольку это влечет их неосвоение и невозможность возврата в течение текущего финансового года. Их неосвоение объясняется также длительностью процедур, необходимых для проведения аукционов, конкурсов, заключения контрактов и выполнения работ (услуг). 
2.4. Внедрить поощрения органов местного самоуправления за исполнение показателей эффективности их деятельности, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607, в том числе за наращивание собственного налогового потенциала. 

3. Органам местного самоуправления 
3.1. Изучить и использовать изложенный на конференции опыт по решению проблем финансового обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления: 
- города Томска в части сокращения расходов на обслуживание муниципального долга за счет привлечения средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений; 
- города Новосибирска в части оптимизации расходов путем реорганизации структуры органов местного самоуправления и муниципальных учреждений; 
- города Красноярска в части проведения работы по увеличению доходов бюджета путем выявления объектов жилого фонда, сдаваемого в аренду, а также по развитию экономики города в условиях агломеративных процессов по пути развития сбалансированной модели; 
- города Барнаула в части создания системы стимулирования граждан к регистрации прав собственности на индивидуальные жилые дома путем предоставления компенсации затрат, предоставления площади рекламных конструкций путем проведения аукциона, а также по организации и использованию портала «Электронный Барнаул» для оказания услуг жителям города; 
- города Улан-Удэ и города Томска в части разработки и применения органами местного самоуправления совместно с контрольно-счетной палатой единого классификатора нарушений; 
- Республики Коми, Республики Саха (Якутия), города Москва, Брянской области в части внедрения государственных программ в соответствии с законопроектом №116795-6, внесенным на рассмотрение в Государственную Думы Российской Федерации. 
3.2. Использовать возможность оспаривать в суде результаты государственной кадастровой оценки земельных участков. 
3.3. Изучить возможность использования опыта зарубежных городов по использованию инструментов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов в целях обеспечения инвестиционной привлекательности территории муниципальных образований. 
3.4. Использовать материалы, размещенные в информационно-компьютерной базе данных АСДГ, для учета в работе. 

4. Контрольно-счетным органам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока принимать участие в конференциях секции АСДГ «Экономика и финансы города», предоставлять исполнительной дирекции АСДГ предложения по решению актуальных проблем органов местного самоуправления и ежегодные отчеты о своей деятельности. 

5. Исполнительной дирекции АСДГ, правлению секции «Экономика и финансы города»
5.1. Направить настоящие рекомендации комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации, курирующим вопросы местного самоуправления, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Сибири и Дальнего Востока, Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований, союзам и ассоциациям муниципальных образований. 
5.2. Актуализировать перечень социально-экономических показателей для ежегодного представления членами Ассоциации. Членам Ассоциации в обязательном порядке представлять в исполнительную дирекцию Ассоциации указанную информацию в установленные сроки. 
5.3. Подготовить развернутое обращение в федеральные органы законодательной и исполнительной власти по проблемам проведения кадастровой оценки земель и опубликовать его в профильных журналах. 
5.4. Осуществлять мониторинг перехода муниципальных образований на программное формирование бюджета. 
5.5. Организовать сотрудничество с Фондом «Институт экономики города» по обобщению лучших практик городов в сфере экономики и финансов. 
5.6. Продолжить работу по анализу бюджетов городов. 
5.7. Разместить настоящие рекомендации на сайте АСДГ .

Возврат к списку мероприятий