ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 9 (272)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

УЧРЕДИТЕЛЬ КОНГРЕССА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ

24 марта

2005 Рі.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам городов и сельских муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных  городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Правительство Российской Федерации

- 24 марта в Министерстве регионального развития прошло совещание, посвященное проблемам реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Его участники констатировали, что местное самоуправление уже в самое ближайшее время столкнется с кадровыми и финансовыми проблемами, а также с проблемой передачи имущества.

До 1 января 2006 года, согласно разделению полномочий, должно быть перераспределено имущество между регионами и муниципалитетами, а также между старыми и новыми муниципальными образованиями. Однако порядок перераспределения, который правительство должно было подготовить к 1 января 2005 года, не готов. "Будем ставить вопрос об этом на комиссии по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления при президенте. Виновных накажем",– возмутился советник президента Сергей Самойлов. По его словам, имущество передается в регионах как придется, кое-где чуть ли не приватизируется, что впоследствии грозит судебными разбирательствами. Его поддержала президент Конгресса муниципальных образований РФ Элеонора Шереметьева: "Только в 11% муниципальных образований имущество перераспределено, в 33% перераспределение идет с трудом, а остальные и не приступали", сообщает газета Коммерсантъ.

"Мы передаем детские садики, к примеру ,– сказал Валерий Шаповалов, руководитель аппарата правительства Ставропольского края, в порядке эксперимента живущего по закону о МСУ с начала этого года.– Но заранее боимся, что потом это может быть признано незаконным". А как делить между муниципалитетами объекты ЖКХ, в крае вообще не представляют. Правительство, по словам господина Шаповалова, намерено акционировать ГУПы, управляющие тепло- и электросетями, водоснабжением, чтобы потом разделить между муниципалитетами пакеты акций. В Новосибирской области, тоже с начала года живущей по новому закону, те же проблемы. По словам мэра Новосибирска Владимира Городецкого, здесь решили разделить полномочия и имущество "между субъектом и муниципалитетами договорами".

Но самой главной проблемой пореформенного местного самоуправления участники совещания признали финансирование. "Уже понятно, что в полном объеме средств на местное самоуправление не будет,– сказал министр Яковлев. – Из 89 субъектов 80 живут на трансферты из центра. Боюсь, это повлияет на исполнение муниципалитетами своих полномочий". По закону местным властям остается только часть подоходного налога, земельный налог и налог на имущество физических лиц. "Не будет налоговой базы – не будет развития",– сказал председатель Ассоциации малых и средних городов России, мэр удмуртского города Глазова Владимир Перешеин. Имущество физлиц, по его словам, в маленьких городках вроде Глазова вообще не регистрируется, а если и регистрируется, то налог никто все равно не платит. Поэтому господин Перешеин предложил дать возможность налоговым органам вносить налоги в квартплату. Что делать с земельным налогом, он не знает, поскольку сначала надо оценить землю, а на это нужны деньги. "Земельные кадастры имеют только 40% муниципалитетов,– пояснила госпожа Шереметьева.– Нет документов по оценке земли, не готов перечень участков". По ее мнению, выжить муниципалитеты смогут только в том случае, если им вернут транспортный налог и увеличат долю подоходного налога до 50%.

В итоге господин Перешеин и вовсе предложил отложить на какое-то время начало реформы местного самоуправления. Его поддержал губернатор Камчатки Михаил Машковцев: "Давайте остановим трагедию, которая накатывается на нас. Сделаем все, чтобы продлить переходный период на год или два".

 

- Федеральный закон о замене льгот денежными выплатами в части лекарственного обеспечения реализуется "неблагополучно" в восьми регионах России.

Об этом сообщил глава Министерства здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов

"Сейчас мы разбираемся, почему складывается такая ситуация", - отметил министр, добавив, что в настоящее время Минздравсоцразвития ведет активную работу по оценке реализации данного закона в субъектах России "в режиме углубленного мониторинга".

М.Зурабов заявил, что министерство "пытается внедрить в практику элементы, позволяющие обеспечить новый уровень координации и взаимодействия" между уровнями власти, производителями медикаментов и аптеками. Он также добавил, что Минздравсоцразвития в настоящее время обобщает опыт регионов, где проводится монетизация, и в ближайшее время представит эту информацию, в первую очередь, в восемь субъектов РФ, где есть проблемы.

Кроме того, глава Министерства здравоохранения и социального развития считает нецелесообразным перенос сроков, в которые льготники могут отказаться от социального пакета в пользу денежных выплат.

М.Зурабов напомнил, что на совещании 14 марта полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов поставил вопрос о необходимости изменения этих сроков и порядка предоставления соцпакета льготным категориям граждан.

Министр отметил, что согласно законодательству граждане, имеющие право на получение пакета социальных услуг, должны до 1 октября 2005г. подать заявление с выбором или отказом от социального пакета на 2006г. В случае отказа, денежные выплаты они начнут получать с 1 января 2006г.

 

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

-  Совет Федерации на пленарном заседании 23 марта одобрил закон "Об Общественной палате РФ".

Общественная палата РФ призвана обеспечивать взаимодействие граждан РФ с федеральными органами госвласти, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления при формировании и проведении государственной политики. Решения палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений.

Общественная палата формируется в соответствии с данным законом из 42 граждан РФ, утверждаемых Президентом РФ, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей региональных и межрегиональных общественных объединений.

Закон не допускает к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава, а также политические партии. Членами палаты не могут быть Президент РФ, члены СФ РФ, депутаты Госдумы, члены Правительства, судьи или лица, замещающие государственные должности, а также лица, замещающие должности федеральной госслужбы. Кроме того, членами Общественной палаты не могут быть лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, муниципальной службы, местного самоуправления.

Состав представтелей от региональных и межрегиональных общественных объединений формируется на конференциях делегатов от этих объединений, зарегистрированных на территории субъектов РФ и входящих в состав одного федерального круга. Норма представительства на конференции устанавливается из расчета по 20 делегатов, избранных на каждом собрании представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, проводимом в каждом субъекте РФ и входящем в состав одного федерального округа.

Выбор представителей региональных общественных объединений, определенных на конференции, осуществляется из расчета по 6 представителей от общественных объединений, зарегистрированных на территории региона и входящих в состав одного федерального округа.

Члены Общественной палаты на первом пленарном заседании избирают Совет палаты и секретаря. Совет Общественной палаты, согласно закону, является постоянно действующим органом палаты.

Полномочия члена Общественной палаты прекращаются в случае избрания его на должность президента, депутата, члена Совета Федерации, депутата представительного органа госвласти субъекта РФ, а также в случае избрания его на выборные должности в органы местного самоуправления.

Также полномчия члена палаты приостанавливаются в случае регистрации его в качестве кандидата на должность президента, кандидата в депутаты законодательного органа госвласти, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата политической партии, а также в случае вхождения его в состав инициативных групп по проведению референдумов в России. Согласно закону, срок полномочий членов истекает через два года со дня первого пленарного заседания палаты.

Парламентарии наделили Общественную палату правом по решению Совета палаты либо в связи с обращением Президента, Госдумы, Совета Федерации РФ, Правительства РФ проводить общественную экспертизу проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов нормативных правовых актов Правительства. Кроме того, Общественная палата может по решению Совета проводить экспертизу проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и органов госвласти субъектов РФ, а также проектов правовых актов органов местного самоуправления.

До пяти представителей палаты имеют право принимать участие в работе комитета или комиссии Совета Федерации, либо Госдумы, а также в заседаниях коллегии федерального органа исполнительной власти.

Все расходы на формирование Общественной палаты РФ финансируются за счет средств федерального бюджета.

Закон должен вступить в силу с 1 июля 2005 года.

Комментируя данный закон журналистам, председатель СФ Сергей Миронов подчеркнул, что в его основе "лежит правильная идея". "Закон не плохой, но не идеальный", - сказал сенатор. При этом он сообщил, что парламентарии пришли к единому мнению и не стали настаивать сейчас на внесении изменений и дополнений. "Пусть закон сначала начнет работать. Могу предположить, что к новому российскому празднику - 4 ноября - можно ожидать первого заседания Общественной палаты", - заключил С.Миронов.

 

- Сенаторы предлагают увеличить статью расходов Федерального фонда софинансирования соцрасходов на 6 млрд. руб.

Сенаторы на заседании 23 марта приняли постановление "О мерах по оказанию финансовой поддержки субъектам РФ для обеспечения социальной защиты населения".

В принятом документе отмечается, что в августе 2004 года Правительство РФ установило федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по субъектам РФ на 2005 год, а также определило максимально допустимую долю семейных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе на уровне 22%. Кроме того, был утвержден порядок предоставления субсидий на оплату жилья.

Сенаторы отмечают, что для многих граждан крайне обременительно выделять 22% от совокупных доходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. В этой связи региональные власти ввели дифференцированную ставку по оплате жилья и коммунальных услуг для различных слоев населения.

"Однако при определении размера финансовой помощи, оказываемой региональным бюджетам за счет средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов, затраты на содержание и ремонт жилья, а также на предоставление коммунальных услуг рассчитываются исходя из федеральных стандартов, в том числе и федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья", - говорится в документе. При этом возникающие расходы бюджетов субъектов РФ сверх федеральных стандартов не компенсируются в полной мере за счет федерального бюджета.

В целях недопущения снижения уровня жизни населения сенаторы предлагают Правительству снизить размер федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья в совокупном семейном доходе с 22% до 15%. Кроме того, парламентарии рекомендуют внести изменения в ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" в части увеличения расходов средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов на 6 млрд. руб. за счет профицита федерального бюджета.

 

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

- 24-25 марта 2005 г. в Красноярске проходит конференция заместителей глав администраций по экономическим вопросам, руководителей экономических и финансовых служб администраций городов Сибири и Дальнего Востока "Нормативно-правовая база формирования местных бюджетов" (Приложение 1).

Проведение конференции вызвано необходимостью обсуждения вопросов планирования социально-экономического развития городов в новых законодательных условиях, организации муниципального заказа, роли муниципальных социальных стандартов в формировании местных бюджетов. Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно c администрацией города Красноярска. На конференции будут рассмотрены следующие вопросы:

- определение оптимальной модели территориального устройства муниципальных образований как экономической основы местного самоуправления;

- доходная база местных бюджетов в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ, Федеральные законы № 131, № 95 и принятием Федеральных Законов № 122, № 199;

- расходные полномочия местных бюджетов в соответствии с вышеперечисленными законодательными актами;

- реорганизация органов местного самоуправления в связи с изменением полномочий;

- нормативы формирования местных бюджетов (доходная и расходная часть);

- муниципальный заказ как форма расходов местных бюджетов;

- муниципальные социальные стандарты.

 

- 22-24 марта 2005 г. в Иркутске проходит XI конференция руководителей департаментов (управлений), комитетов (отделов) информатизации администраций городов Сибири и Дальнего Востока «Комплексное применение информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления» (Приложение 2).

Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно c Конгрессом муниципальных образований РФ, межрегиональной Ассоциацией "Сибирское Соглашение", администрацией Иркутской области, администрацией города Иркутска и Иркутским международным выставочным комплексом "Сибэкспоцентр".

 

- Центр Мониторинга СМИ и информационных разработок предлагает обзор прессы на тему: «О вступлении в силу закона о местном самоуправлении. Комментарии. Выступления первых лиц» (Приложение 3).

 

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации» (Приложения 4-12).

 

Новости муниципалитетов

 

Барнаул (АСДГ)

- Председатель комитета администрации города по транспорту, дорожному хозяйству и связи Николай Долженко: "Спрос на единые социальные проездные билеты в этом месяце возрастет".

На прошедшем недавно заседании штаба городской администрации по монетизации председатель комитета администрации города по транспорту, дорожному хозяйству и связи Николай Долженко высказал предположение, что в ближайшее время в городе может возникнуть проблема с бланками единых социальных проездных билетов.

По его мнению, спрос на социальные проездные возрастет с началом дачного сезона. Однако это не создаст серьезных трудностей. "Достигнута договоренность с комитетом администрации Алтайского края по транспорту и дорожному хозяйству: если возникнет потребность в дополнительном количестве бланков - мы получим их из районов, поскольку в районах края они практически не продаются", - подчеркнул Николай Долженко.

Самой большой проблемой, связанной с монетизацией льгот на проезд в городском и пригородном транспорте, он назвал фактическое отсутствие финансирования. "Нет финансирования ни в городе, ни в крае. И поступающие из федерального бюджета 50 рублей на восстановление затрат ни в коей мере не меняют ситуацию для автоперевозчиков, поскольку вместе с ценой социального проездного (100 рублей) они составляют лишь половину необходимой суммы. Расходы на один билет сегодня - около 300 рублей. Я думаю, что механизм компенсации расходов автоперевозчиков все же будет отработан, в крае над этим серьезно работают. Кроме того, глава администрации обещал, что и в городе будут найдены деньги на компенсации затрат транспортников", - заявил Николай Долженко.

 

Владивосток (АСДГ)

- Приоритетным направлением развития сферы образования станет развитие и поддержка муниципальных образовательных учреждений.

Об этом заявил глава краевого центра Владимир Николаев на общегородской педагогической конференции, прошедшей во Владивостоке.

Как отметил Владимир Николаев, участие администрации в жизни учебных заведений является просто необходимым. Руководство города должно стремиться к тому, чтобы в краевом центре были созданы все условия для развития образования, повышения его качества и доступности. Первые шаги в данном направлении муниципальные власти уже сделаны. Так, во втором полугодии 2004 года было увеличено бюджетное финансирования образовательной сферы. Эти средства направлены на приобретение ученической мебели, классных аудиторских досок, приборов, наглядных пособий, реактивов по физике, химии и биологии, которые не приобретались уже несколько десятков лет.

В 2005 году администрация Владивостока планирует вложить в развитие образования города почти 1 миллиард 200 миллионов рублей, необходимые для проведения капитального ремонта и для дальнейшего укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений. Значительная часть этих средств пойдет на реализацию целевых программ в области образования и на выплату заработной платы работникам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. "На 2005 год нами разработаны целевые программы в сфере образования, которые, прежде всего, должны обеспечить оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса, - сообщил Владимир Николаев. - Одна из них - программа "Энергосбережение в общеобразовательных учреждениях г. Владивостока". Водо- и теплосчетчики, которые появятся во всех школах города уже в нынешнем году, дадут значительную экономию тепловой и электрической энергии, а заодно и улучшение экономического образования школьников. Другие программы - "Пожарная безопасность" и "Установка и обслуживание средств тревожной сигнализации" - призваны обеспечить безопасность пребывания детей и педагогов в учебных заведениях"".

По словам главы города, это не единственные акции, которые администрация Владивостока будет реализовывать в сфере образования. В будущем городские учебные заведения ожидают и новые обучающие программы, и программы поддержки школьников и их наставников, и мероприятия, направленные на повышение интереса учащихся к образованию, а учителей - к профессии педагога. В подтверждение последнего высказывания глава города вручил цветы и грамоты финалистам известного в краевом центре конкурса "Учитель года", а призерам, занявшим 1, 2 и 3 место, - еще и именные компьютеры. Такие подарки за профессионализм и любовь к своей работе действительно будут служить хорошим стимулом для всех представителей учительской среды.

 

Иркутск (АСДГ)

- Подведены итоги социально-экономического развития города в 2004 году.

Основные показатели социально-экономического развития Иркутска в 2004 году были рассмотрены сегодня на заседании высшего административного комитета города. Как сообщил начальник главного экономического управления Валерий Попов, за этот период крупными и средними предприятиями Иркутска произведено промышленной продукции почти на 22 млрд. рублей. Это составило 92,3 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Уменьшение объемов выпускаемой продукции экономисты прежде всего связывают со снижением темпов роста физических объемов производства, которое наблюдается в последние годы и, в частности, было спрогнозированы еще в начале года. Однако отмечают они, процесс этот естественный, он не связан с общим экономическим кризисом в стране.

При этом у каждой отрасли существуют еще и свои специфические причины. В машиностроении, например, на снижение объемов производства повлияла деятельность иркутского авиационного завода (филиала ОАО «НПК Иркут»), продукция которого всегда занимала существенную долю в общем объеме. Из-за отсутствия заказов снижен выпуск машин на заводе дорожных машин и ремонт самолетов на авиаремонтном заводе №403. Иркутский релейный завод отстает от прошлогоднего уровня из-за падения спроса на некоторые виды своей продукции.

Значительный рост производства прокатного обогатительного, доменного и сталеплавильного оборудования сложился в связи с реорганизацией некоторых предприятий этой отрасли. По словам Валерия Попова, в целом обстановка в экономике города, как и по стране, остается сложной и не дает надежд на значительные изменения в социально-экономической сфере в ближайшем будущем.

 

- В прошлом году в результате реализации программы ресурсосбережения было сэкономлено более 30 млн. руб.

Об этом сообщил председатель комитета по городскому обустройству мэрии Олег Шандрук на конференции «Роль старших по подъезду, дому в развитии территориального общественного самоуправления в Иркутске», которая прошла в понедельник. По его информации, в настоящее время, кроме внутридомовых счетчиков, счетчиками потребления горячей и холодной воды, тепла полностью снабжен жилой фонд в микрорайоне Университетский, частично – микрорайоне Первомайский. В прошлом году началась, а в этом году продолжается установка приборов учета потребления ресурсов в Октябрьском районе и Ленинском округе.

О. Шандрук отметил, что в июне этого года выйдет специальное постановление мэра Иркутска, на основании которого квартиросъемщикам будут производиться перерасчеты за реальное снижение объема потребления ресурсов. В течение 2005 года в городе планируется массово устанавливать системы учета в квартирах. Председатель комитета пояснил, что квартиросъемщики не будут оплачивать их установку, так как тарифы на услуги ЖКХ на этот год были сформированы уже с учетом установки счетчиков.

 

Красноярск (АСДГ)

- По городской целевой программе «Молодой красноярской семье – доступное жилье» предусмотрено освоить более 400 млн. рублей.

В докладе о муниципальных программах по стимулированию строительства доступного жилья в Красноярске, представленном на  конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, первый заместитель начальника ГУЭП администрации Красноярска Вячеслав Полищук рассказал о проекте городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье». Данная программа уже одобрена администрацией и в ближайшее время будет рассмотрена на сессии Красноярского городского Совета. Программа рассчитана на 2005 – 2010 годы, в рамках ее реализации предусмотрено освоить 431,5 млн. рублей. В итоге планируется, что около 650 молодых семей получат собственные квартиры. При этом, для покупки квартиры молодые семьи, по преимуществу бюджетников, помимо собственных накоплений смогут воспользоваться также кредитными средствами, выданными им под низкий процент (примерно 9% годовых).

Между тем, для реализации этой программы необходимо создание особого органа – городского ипотечного агентства, которое и будет заниматься непосредственно выдачей кредитов населению. «Однако ипотекой эту программу назвать нельзя, - подчеркнул Полищук, - поскольку в рамках программы отсутствует рынок вторичного жилья. Также средства, выделяемые бюджетом семьям, не являются безвозмездной помощью, а, по сути, представляют собой беспроцентную ссуду». 

 

Находка. (АСДГ)

- В городе готовится муниципальная программа строительства мансардного жилья.

Ее основными разработчиками выступают администрация города и Ассоциация строительных организаций «Находкагражданстрой».

Квартирный вопрос стоит сегодня в Находке очень остро. Объемы вводимого ежегодно нового жилья ничтожно малы по сравнению с тем, какая существует в нем необходимость. Кроме того, уже многие годы в Находке практически не строится муниципальное жилье, хотя в очереди на его получение стоят тысячи человек.

Новое решение квартирного вопроса за счет строительства мансардного жилья предложила Ассоциация строительных организаций “Находкагражданстрой”. Инициативу поддержала администрация Находки, которая, в свою очередь, выступила за разработку муниципальной программы. Ее цель – обеспечить более комфортные условия для проживания жителей Находки и изменить архитектурный облик города. Предполагается надстраивать мансарды на типовых пятиэтажках, при этом одновременно вести комплексную реконструкцию данных жилых домов с заменой инженерных коммуникаций. Это позволит продлить срок эксплуатации существующего жилого фонда и несколько снять остроту жилищной проблемы, поскольку экономическая ситуация сегодня не позволяет вести массовое строительство жилья в Находке.

Как рассказал президент Ассоциации строительных организаций Сергей Дудник, при разработке программы будет обобщен опыт в области строительства мансардного жилья Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и ряда других российских городов. Стоит задача создать строительный поток от принятия решения, проектирования и экспертизы до строительства и сдачи объекта. Только в этом случае, считает Сергей Дудник, удастся привлечь частные инвестиции под реализацию столь масштабного проекта. Среди источников финансирования также рассматриваются местный и федеральный бюджеты.

По словам главного архитектора Находки Татьяны Яковлевой, при строительстве мансардного жилья самое пристальное внимание будет уделяться вопросам безопасности. Перед началом строительства специалисты обязательно изучат и сделают заключение о техническом состоянии каждого дома. Кроме того, перед началом строительных работ будет учитываться отношение жителей к строительству в их доме мансард.

Ожидается, что первые мансарды в Находке появятся уже в нынешнем году, под строительство выбран дом по Озерному бульвару. На согласовании в городской администрации находятся еще пять микрорайонов, где в дальнейшем планируется реализовать программу мансардного строительства.

 

Новосибирск (АСДГ)

- Конкурс по определению генерального агента по выпуску, размещению, обращению и погашению облигаций города пройдет 16 мая 2005 года.

Согласно постановлению мэрии, предполагаемый объем выпуска муниципального облигационного займа 2005 года - 1 млрд рублей. Заявки претендентов на участие в конкурсе принимаются конкурсной комиссией до 16 часов 12 мая.

Претенденты должны соответствовать следующим требованиям: опыт работы в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг должен составлять не менее 2 лет; опыт успешной организации, размещения и обслуживания облигационных займов субъектов РФ и муниципальных образований; наличие специального структурного подразделения для организации эмиссий ценных бумаг, состоящего из квалифицированных сотрудников. Кроме того, участник конкурса не должен находиться в процессе ликвидации, реорганизации или осуществления одной их процедур банкротства. В отношении него не должно быть возбуждено дело о несостоятельности, на его имущество не должен быть наложен арест и его экономическая деятельность не должна быть приостановлена. Участник конкурса не должен иметь задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, убытков по итогам 2004 года.

Критериями определения победителей конкурса будет стоимость услуг по обслуживанию процедур выпуска, размещения, обращения и погашения государственных облигаций, наличие положительного опыта на рынке ценных бумаг в качестве организатора выпуска, финансового консультанта, организатора размещения, платежного агента, маркет-мейкера выпусков облигационных займов. Учитываться также будут количество выпусков ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований, величина собственного капитала, валюта баланса на последнюю отчетную дату, объем обязанностей, принимаемых на себя претендентом в процессе выпуска облигаций, наличие возможности выкупа всего или части выпуска ценных бумаг, сроки зачисления денежных средств от размещения облигаций, предложения о структуре и стоимости займа.

Все критерии оцениваются по балльной шкале. Победителем признается участник конкурса, который наиболее полно отвечает квалификационным требованиям и набрал наибольшее количество баллов.

Нынешний муниципальный облигационный займ - уже третий. На этот раз транш будет среднесрочным - на 2-3 года. Первый и второй облигационные займы были выпущены на 1,5 года. 1 млрд рублей из первого транша уже выкуплен. Городская администрация рассчитывает, что процентная ставка на этот раз будет ниже, чем при первых двух займах - как минимум 11 %.

Третий займ пойдет на организацию реструктуризации внутреннего долга Новосибирска. Сейчас город ежегодно выплачивает по нему 14-15 %, с помощью займа процентную ставку удастся снизить на 4 пункта.

 

- В городе будет создана служба технического контроля и развития материально-технической базы учреждений здравоохранения.

В связи с переходом управления здравоохранения мэрии на казначейскую систему исполнения бюджета, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», мэр Новосибирска Владимир Городецкий подписал распоряжение о создании муниципального учреждения «Служба технического контроля и развития материально-технической базы учреждений здравоохранения».

Служба будет заниматься планированием и организацией капитального, текущего ремонта и строительства медучреждений, планированием поставок технологического и медицинского оборудования, осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и сооружений, благоустройством территорий, обеспечивать функционирование энергетических систем объектов здравоохранения, их пожарную безопасность.

 

- Инновационный характер развития экономики города предполагает повышение качества подготовки кадров.

Итоги работы департамента промышленности, науки и технологий мэрии за 2004 год обсуждались на выездном заседании президиума мэрии. На заводе «Сибсельмаш» собрались представители крупнейших предприятий Новосибирска, науки, банковских структур.

За последние два года специалисты департамента разработали несколько комплексных целевых программ по решению острых проблем городской и сельской промышленности. Это программы по развитию машиностроения для агропромышленного комплекса и для нужд городского хозяйства, а также программа по научно-промышленной и инвестиционной политике мэрии на 2003 - 2005 гг.

Например, новосибирские предприятия по муниципальному заказу выпускают модернизированные кузова для троллейбусов, изготавливают светофоры на светодиодах.

В 2004 году 10 предприятий смогли расширить производство, закупить новое, более современное оборудование благодаря помощи со стороны городской власти по погашению части процентной ставки по банковским кредитам. Общая инвестиционная емкость проектов составила 630 млн рублей. Однако, по мнению промышленников, для серьезного развития экономики города ежегодные инвестиции в производство к 2008 году должны возрасти до 10 млрд рублей. И инвестиционный рост должен быть связан с инновационным производством.

В последние годы инвестиционная привлекательность Новосибирска растет. Город становится крупной инновационно-инвестиционной площадкой. СО РАН, другие академии наук, вузы и малые инновационные предприятия способны разрабатывать и представлять выгодные для реализации проекты. Наш город первым в стране вступил во Всемирную ассоциацию технополисов (ВАТ). Важным событием этого года станет проведение выставки ВАТ в Новосибирске. В его рамках пройдет II Инвестиционный форум. Первый прошел в 2004 году и собрал более 300 промышленных предприятий и научных организаций, 11 банков, 5 инвестиционных компаний.

По мнению начальника департамента Александра Нестерова, в последние годы в Новосибирске реально увеличивается число стабильно работающих предприятий, способных обеспечить своевременные поступления в бюджет и вовремя платить заработную плату. Кстати, в 2004 году средняя зарплата на промпредприятиях увеличилась до 7,4 тыс. рублей. Задача на 2005 год - повысить ее уровень до 10 тыс. рублей в месяц.

В 2004 году было подписано трехстороннее соглашение между мэрией, Федерацией профсоюзов НСО, Новосибирским союзом руководителей предприятий и работодателей на 2005-2007 год. Согласно прогнозам специалистов, оно будет способствовать росту заработной платы, увеличению социальных гарантий работникам промышленных предприятий.

Инновационный характер развития экономики города предполагает повышение качества подготовки кадров. И поэтому, по мнению Александра Нестерова, ставку сегодня необходимо делать на человека - желающего учиться, работать, хорошо жить в родном городе. Стимулировать приход молодежи в промышленность нужно созданием достойных условий работы. В частности, предоставляя молодым специалистам квартиры или комнаты в общежитиях. Ряд предприятий уже объединились и строят корпоративное жилье для своих работников. Например, в Октябрьском районе - для сотрудников заводов «Труд», «Элсиб» и НЗХК.

Кроме того, необходимо объединить усилия учебных заведений города и административных ресурсов по прогнозированию потребностей рынка труда и подготовке квалифицированных кадров для наукоемкого производства, уверен мэр Владимир Городецкий.

 

Новый Уренгой (АСДГ)

- Одобрен генеральный план города.

23 марта в Салехарде одобрили генеральный план города Новый Уренгой. Генплан был утвержден на очередном заседании Градостроительного совета при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Генеральный план Нового Уренгоя, учитывая существующие тенденции жизнедеятельности и перспектив развития города, призван объединить «Северную» и «Южную» части города. При этом в генплан учитывает вступивший недавно в силу закон о местном самоуправлении.

 

Сургут (АСДГ)

- Город остро нуждается в новом полигоне для промышленных отходов.

Работа существующего полигона приостановлена - никакие природоохранные нормативы на нем не выдерживаются. Об этом на совещании, посвященном данному вопросу сообщил начальник управления по охране окружающей природной среды Югры Сергей Пикунов.

Округ дал согласие на выделение средств для строительства нового полигона в Сургуте. Он обойдется окружной казне в 128 млн. рублей. В этом году планируется подготовить проектную документацию.

Участники совещания попытались сформулировать техзадание для будущего проекта, однако к единому мнению сразу прийти не удалось. Представители Сургутского района стали жаловаться на нехватку в их владениях полигонов для твердых бытовых отходов и попросили при строительстве учесть этот факт. Сегодня мусор из ряда поселков, несмотря на расстояния, приходится везти на городские свалки.

Сургут же, как промышленный город, более нуждается в утилизации других отходов. Не определились еще и с местом будущей стройки. Подходящих участков вблизи Сургута практически нет - кругом либо водоохранная зона, либо лесной массив. Строить же на месте существующих свалок, предварительно их рекультивировав, слишком затратно, выделенных средств может просто не хватить.

Как альтернатива прозвучало еще одно предложение - вступить в долевое строительство с компанией «Полигон ЛТД», начавшей осуществлять в Сургуте соответствующий коммерческий проект. Этот вариант сейчас рассматривается в окружном комитете по имуществу. На местах же проблему обсуждают специалисты районного и городского комитетов по природопользованию. Времени у них осталось мало, свой ответ они должны дать уже в конце марта. Тогда и решится - где и какой полигон будут строить. В любом случае столь необходимый городу объект появится не раньше чем через несколько лет.

 

Тюмень (АСДГ)

- 21 марта экс-вице-губернатор Тюменской области Владимир Якушев официально вступил в должность исполняющего обязанности главы администрации Тюмени.

Утром Якушев и бывший мэр областной столицы Степан Киричук провели планерку с руководителями структурных подразделений администрации на тему положения дел в городе.

В своем выступлении Владимир Якушев отметил, что верит в коллектив мэрии и его способность решать самые сложные задачи.

«У вас боеготовный коллектив, который способен решать любые задачи. Сегодня нам вместе, единой командой, нужно научиться работать в новых условиях, которые диктуют федеральные законы. Мы должны сделать все, чтобы каждый тюменец ощутил заботу власти. Губернатор эти цели разделяет и обещает помочь», — заявил Владимир Якушев.

Он подчеркнул, что Степан Киричук, сделал многое, чтобы о Тюмени заговорили, как о европейском, цивилизованном городе и призвал глав структурных подразделений засучить рукава и приступить к исполнению своих обязанностей.

После сегодняшней планерки Степан Киричук провел Владимира Якушева в его новый кабинет. На рабочем календаре градоначальник с 12-летним стажем оставил автограф с пожеланиями удачи для нового главы администрации.

Напомним, что глава Тюмени Степан Киричук покинул свой пост, вскоре он будет официально назначен представителем Тюменской области в Совете Федерации. Согласно новому городскому Уставу, в апреле у Тюмени появится два «рулевых» — глава муниципального образования и руководитель городской администрации. Последнего в начале апреля выберет конкурсная комиссия. Наиболее вероятным претендентом на этот пост считается вице- губернатор области, а ныне и.о. главы администрации Тюмени Владимир Якушев.

 

Томск (АСДГ)

- 22 марта, на очередном заседании городской Думы был принят бюджет Томска на 2005 год.

Городской бюджет по сравнению с прошлым годом существенно «похудел». По самым скромным подсчетам, более чем на миллиард рублей.

Проект бюджета представляла - заместитель мэра, директор департамента финансов администрации города Томска Людмила Смольникова. Доходная часть бюджета Томска - 3 миллиарда 182 миллиона 732 тысячи рублей, расходная- 3 миллиарда 363 миллиона 659 тысяч рублей, дефицит бюджета – 180 миллионов 927 тысяч рублей, или 7,9 процента.

- Несмотря на недостаток средств, при формировании проекта бюджета администрацией города запланированы расходы для социальной поддержки населения, не предусмотренные федеральным и областным законодательством, – отметила положительную особенность городского бюджета Людмила Смольникова.

В частности, частичная компенсация расходов по родительской плате за детские дошкольные учреждения в размере 70% (277 миллионов 847, 8 тысяч рублей). Родители будут платить только 30% за содержание ребенка, в то время как областные нормативы предполагали увеличить родительскую долю до 50%, но город изыскал возможность установить более благоприятную для горожан пропорцию 30:70%. Сохранятся льготы по родительской оплате за посещение детских садов тем семьям, где родители-инвалиды; мамы-нянечки в бюджетных организациях.

Среди других мер социальной поддержки населения – льготный проезд на транспорте пригородного сообщения (8 миллионов 400 тысяч рублей), организация дотационного питания школьников из малообеспеченных семей (21 миллион 500 тысяч рублей), расходы на капитальный ремонт (модернизацию) лифтов муниципального жилого фонда; оказание финансовой помощи пострадавшим от пожара (374 тысячи рублей); льготное обслуживание пенсионеров в общих отделениях бань, проживающих в неблагоустроенном жилье. Запланировано и возмещение разницы между фактическими показаниями приборов учета тепловой энергии и соответствующими нормативами потребления – на эти цели запланировано 23 миллиона 85 тысяч рублей. Будет проведен капитальный ремонт учреждений социальной сферы и приобретено оборудование на сумму 163, 7 миллиона рублей.

Кроме того, в бюджете города предусмотрены компенсация убытков МП «Трамвайно- троллейбусное управление» в размере 30 млн. руб., расходы на выплату материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны в размере 3 миллиона 200 тысяч рублей; расходы на проведение текущего ремонта ветхого и аварийного жилищного фонда в размере 6 миллионов рублей.

 

 - Вице-мэр Игорь Шатурный провел совещание по вопросам реформирования жилищных муниципальных предприятий.

Специалисты предприятий ЖКХ, департаментов недвижимости и экономики обозначили круг проблем, которые необходимо решить в оперативном порядке для обеспечения реорганизации муниципальных жилищных организаций. В первую очередь это проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности жилищников. Нужно до конца урегулировать имущественные и арендные отношения. Все это касается цены вопроса для новых управляющих компаний. Работа эта сейчас ведется как в Южном, так и в Северном округах. Затем вся документация будет вынесена на заседание городской балансовой комиссии.

Как прозвучало на совещании, сегодня требуется перестроиться на рельсы новых жилищных отношений плавно и эффективно. Сделать это крайне сложно, поскольку в сфере ЖКХ накоплена уйма проблем, которые напрямую увязаны с социальной политикой. Главное – помочь томичам правильно сориентироваться в ситуации, чтобы они на волне накопившегося негатива по отношению к жилищникам не попались на удочку аферистов. А желающие «снять сливки» с более благополучных домов, конечно, будут. Специалистам администрации города и жилищных организаций на собраниях надо доходчиво объяснить томичам суть происходящего. Частные управляющие компании появятся на базе жилищных организаций, но взаимоотношения с жильцами у них будут выстраиваться иначе. Эффективность управления домом будет зависеть от активности и участия самих жильцов.

-Вступил в силу новый Жилищный кодекс, в соответствии с которым жильцы домов должны выбрать себе управляющую компанию или определиться, каким образом дом будет управляться и содержаться, - отметил вице-мэр. - Сегодня управляющие компании создаются. По завершении стадии организации их списки будут опубликованы. Реально уже работают УК «Жилище» и УК «Управа». Но инициатива должна идти от жильцов. Однако, выбирая компанию, томичи должны посмотреть, есть ли у этого предприятия опыт, финансовые возможности, специалисты и взаимодействие с администрацией. Чтобы компании-однодневки или сомнительные претенденты на должность председателя товарищества собственников жилья их не обманули.

 

Улан-Удэ

- Стартовал конкурс на проект застройки жилого микрорайона.

Межрегиональный конкурс на лучший проект застройки территории судостроительного завода в столице Республики Бурятия городе Улан-Удэ стартовал 15 марта. Об этом председатель Иркутской областной организации Союза архитекторов России Елена Григорьева. По ее словам, конкурс проводит ЗАО «Управляющая компания «Унга», которое в 2005 году будет возводить жилой микрорайон на территории судостроительного завода. В нем могут принять участие как бурятские, так и иркутские архитекторы.

- В конкурсе могут принять участие как дипломированные архитекторы, так и студенты архитектурных факультетов. В состав компетентного жюри войдут три человека от компании-застройщика, два профессиональных архитектора из Бурятии и два – из Иркутской области, - рассказала Елена Григорьева.

По ее словам, победитель конкурса получит денежный приз в размере 700 тыс. рублей. За второе место предусмотрено вознаграждение в 350 тыс. рублей, за третье – 150 тыс. рублей. Итоги конкурса будут подведены в начале июня. В это же время в Иркутском доме архитекторов откроется выставка всех проектов, представленных на конкурс.

 

Усть-Илимск

- Подготовлен проект нового Устава города.

Мэрия Усть-Илимска разработала проект нового Устава муниципального образования, соответствующий всем изменениям федерального законодательства. В частности, при работе с проектом депутаты городской думы и сотрудники мэрии опирались на Бюджетный, Гражданский и Земельный кодексы РФ, а также федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», основные статьи которого вступают в силу с 1 января 2006 года. В апреле проект устава будет вынесен на рассмотрение гордумы. Жители города также могут познакомиться с ним, прочитав их текст в официальном блоке газеты «Вечерний Усть-Илим» от 22 апреля. Все предложения, касающиеся проекта, будет принимать постоянная комиссия по Уставу, регламенту и депутатской этике думы. Новый Устав вступит в силу с 1 января 2006 года.

 

Хабаровск (АСДГ)

- За прошедший месяц количество потребляемой холодной воды в 26 домах в пересчете на одного человека снизилось на 35 литров.

Это результат продолжающегося в городе эксперимента по сбережению водоресурсов. Если в товариществах собственников жилья и жилищно-строительных кооперативах давно стали экономить, и там в среднем расходуется 169 литров воды на человека при нормативе 220, то в ряде муниципальных домов утекает до 400 литров в сутки и более. И это связано не только с громадным потреблением воды жителями муниципальных домов, но чаще всего с ее потерями на разных ступенях поступления к потребителю, что и показало наведение порядка в системах внутридомового водоснабжения. Специалисты проверили все адреса, где установлены приборы учета, выявили все слабые места, устранили утечки и повреждения в подвалах жилых домов, прошли с той же целью по квартирам. Выдали предписания арендаторам муниципальных площадей, где предложили каждому установить приборы учета для своих учреждений, так как при проверке оказалось, что отдельные лица потребляют воды больше, чем записано в договоре. И результат не замедлил сказаться. Особенно это заметно на примере домов по улице Карла Маркса, 124 и 126, Юности, 28а. Правда, до желаемой цели еще не близко. Есть дома, где потребление воды бьет все рекорды. На улице Кирова, 5, например, по счетчику выходит цифра в 438 литров на человека в среднем, на Войкова, 20 – 401 литр, Владивостокской, 26 – 398 и так далее. Но в целом ситуация налаживается, и специалисты намерены серьезно сократить расходы на этом виде коммунальных услуг.

 

- Городская Дума утвердила Положение о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.

Сделано это в соответствии с Федеральным законом об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, гражданским кодексом РФ, Уставом Хабаровска. Главная задача в управлении муниципальным имуществом – решение социально-экономических проблем города, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, создание благоприятной для проживания городской среды, обеспечение доходной части местного бюджета. Город в отношении собственности выступает в двух аспектах. С одной стороны, это – властная структура, которая устанавливает нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивает выполнение этих правил, устанавливает для всех собственников местные налоги, другие обязательные платежи и требования по содержанию собственности. С другой стороны, - это собственник, действующий на рынке. И хозяйственная деятельность города ведется не только в интересах получения доходов и социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота. Вот почему «Положение о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» так пристрастно, заинтересованно и даже дотошно обсуждалось на заседании городской думы. Больше всего вопросов вызвали статьи «Положения», регулирующие порядок аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, создания акционерных обществ, приобретения и продажи муниципальной собственности. Кстати, на этом же заседании думы депутатам предложили утвердить и дополнительный список объектов муниципальной собственности, принадлежащих приватизации. Городу срочно нужны деньги, а ранее представленные для продажи объекты не вызвали интереса у потенциальных покупателей. Среди тех же, что предложили на этот раз, есть «лакомые кусочки». Как, например, филиал «Северный» Хабаровского пассажирского производственного объединения автотранспорта – с цехами и теплыми гаражами, стадион на улице Световой, дом культуры в Березовке, отдельно стоящее здание на ул. Джамбула, базы отдыха в Анастасьевке и Петропавловке. На представленных к утверждению объектах город рассчитывает получить сто миллионов рублей, что позволит на треть сократить дефицит бюджета. Получив убедительные разъяснения, депутаты определили полномочия представительной и исполнительной ветвей местной власти в управлении муниципальной собственностью Хабаровска. На этом же заседании дума определила, что органом, устанавливающим цены и тарифы, регулирование которых относится к полномочиям органов местного самоуправления, является администрация города, утвердила Положение о порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, и перечень их услуг.

 

Перечень:

 

- № 421 нормативно-правовых и распорядительных документов органов местного самоуправления РФ, поступивших в ИС АСДГ с 15.03.2005 по 22.03.2005

 

Приложения к информационному бюллетеню № 9:

 

 

РљРѕРґ

приложения

Содержание

92465

Приложение 1. Проект программы и регламента конференции АСДГ «Нормативно-правовая база формирования местных бюджетов»  24-25 марта 2005 г.,  Красноярск

 

92466

Приложение 2. Проект программы и регламента конференции АСДГ «Комплексное применение информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления» 22-24 марта 2005 г., Иркутск

 

92467

Приложение 3. Обзор прессы на тему: «О вступлении в силу закона о местном самоуправлении. Комментарии. Выступления первых лиц» 

 

92468

Приложение 4. Решение городской Думы г. Иркутска 24.01.2005 № 004-20-070054/4 "О Программе природоохранных мероприятий на территории г. Иркутска на 2005 г. и о внесении изменений и дополнений в решения 30.12.2003 № 459-37 гД(3) и 25.04.2002 № 210-17 гД(3)"

92469

Приложение 5. Решение городской Думы г. Иркутска 24.01.2005 № 004-20-070065/5 "О городской Программе "Круглогодичный отдых и оздоровление детей" на 2005 г."

 

92470

Приложение 6. Решение городской Думы г. Иркутска 24.01.2005 № 004-20-070075/5 "Об утверждении "Плана мероприятий по созданию информационной системы г. Иркутска на 2005 год"

 

92471

Приложение 7. Постановление мэра г. Находки 07.02.2005 № 234 "О конкурсе программ тематических и профильных смен на 2005 г."

 

92472

Приложение 8. Решение Саянской городской Думы IV созыв 27.01.2005 № 110-68-2 "О городской Программе "О мерах по усилению борьбы с преступностью в городе Саянске на 2005 год" - "Правопорядок - 2005"

 

92473

Приложение 9. Решение Саянской городской Думы IV созыв 24.02.2005 № 110-68-6 "О выполнении плана мероприятий по экологическому образованию, просвещению на 2004 г."

 

92474

Приложение 10. Постановление главы администрации г. Саянска 11.02.2005 № 110-37-85 "О проведении городского конкурса "Доверие потребителя"

 

92475

Приложение 11. Постановление главы администрации г. Саянска 21.02.2005 № 110-37-135 "Об организации розничной продажи алкогольной продукции"

 

92476

Приложение 12. Постановление мэра г. Сургута 22.02.2005 № 31 "О реализации мер, направленных на стабилизацию обстановки с пожарами и предотвращение гибели людей на пожарах в г. Сургуте"

 

 

 

Редактор Бюллетеня АСДГ - Шлегель Аркадий Станиславович,

тел. (383-2) 27-11-52, 23-85-00, факс 27-11-08, e-mail: Shlegel@asdg.ru

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов