ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ в„– 34 (297)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

01 декабря

2005 Рі.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам городов и сельских муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока  информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных  городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Президент Российской Федерации

- Состоялось заседание Совета по национальным проектам при Президенте Российской Федерации.

В 2006 году объем федерального финансирования сельского хозяйства и образования вырастет на треть, здравоохранения - на 60%, жилищной сферы - в 4 раза. Более 138 миллиардов рублей будет выделено государством на реализацию национальных проектов страны, которые касаются главных направлений социального развития, повышения уровня жизни людей. С учетом внебюджетных средств перечисляется 180 миллиардов рублей, причем эти средства дополняют, а не подменяют финансирование перечисленных отраслей в рамках федеральных программ, разработанных министерствами, службами и агентствами. Об этом сообщил Президент России Владимир Путин на совещании с членами Правительства, руководителями администрации главы государства, полпредами и губернаторами, входящими в совет по национальным проектам. Как подчеркнул Владимир Путин, объем государственной поддержки ключевых направлений, напрямую связанных с повышением качества жизни людей, достигнет наивысшего уровня. На Правительство России возложена ответственность за выполнение намеченных планов. Каждую группу по реализации национальных проектов возглавляют профильные министры, координацией занимается первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Медведев. Владимир Путин особо остановился на взаимодействии федеральной власти - центра - с регионами при выполнении проектов, которые признаны национальными. Требуется более тщательная работа с территориями: нередки случаи, когда руководители субъектов Федерации не владеют информацией по национальным проектам применительно своей территории. Между тем, программа действий предусматривает качественные, реальные изменения жизни миллионов соотечественников в лучшую сторону. Но важно, чтобы люди знали о планах, могли выстраивать, исходя из них, свою профессиональную перспективу и личную жизнь. Президент России твердо заявил, что участковым терапевтам, врачам общей практики, медсестрам участковых служб, учителям за классное руководство выплаты с учетом роста зарплаты должны начаться точно в срок: в начале февраля они получат заработную плату за январь 2006 года. Со второго полугодия 2006 года начнутся доплаты медперсоналу служб Скорой помощи, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов. Президент сказал, что поставлена задача о повышении ближайшие 3 года заработной платы в 1,5 раза. Владимир Путин особо отметил, что соответствующие решения должны принять и региональные, муниципальные органы власти. При этом их инициативы должны быть экономически подкрепленными: нельзя принимать популистские решения, а для выполнения планов сегодня в стране создана благоприятная обстановка, есть возможности для подкрепления национальных проектов на местах. Президент четко обозначил основной приоритет при выполнении национальных проектов - они должны быть ориентированы на конкретного человека. Именно поэтому в 2006 году начнется строительство центров высоких технологий, будет усилена поддержка лучших учителей и талантливой молодежи. Владимир Путин отметил, что результатом выполнения одного из проектов, связанных с обеспечением жильем, должно стать строительство домов для военнослужащих. Президент особо отметил, что реализация национальных проектов должна быть четко сбалансированной с существующими программами развития экономики и социальной сферы. Есть целевые, перспективные программы по всем направлениям: здравоохранению, образованию, жилищному обеспечению, сельскому хозяйству, и они должны исполняться с учетом роста финансирования, предусмотренного на 2006 год, региональными начинаниями. Важно координировать участие в реализации национальных проектов не только министерств, агентств, служб, территорий, но и увязывать ситуацию с работой компаний. Так, в газификацию России должно быть вложено не менее 3,5 миллиардов рублей, и деньги необходимо максимально использовать для продолжения решений вопросов, связанных с развитием субъектов Федерации. Первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Медведев доложил, что мониторинг реализации национальных проектов будет проводиться регулярно, с 1 квартала будущего года начнется, в частности, закупка оборудования для Скорой помощи и здравоохранения. Более 110.000 молодых семей за 2 года должны обрести жилье - это значит, появится дополнительный стимул привлечения специалистов в социальную сферу, на село, в Вооруженные силы.

 

Правительство Российской Федерации

- Определены регионы-победители федерального конкурса на создание особых экономических зон.

47 субъектов Федерации представили 72 заявки, из них - 29 заявок на организацию зон технико-внедренческого типа, 43 - на создание зон промышленно-производственного типа. В итоге Министерством экономического развития было одобрено только 6 инвестиционных проектов, которые получат федеральное финансирование. В следующем году будет создано 4 зоны технико-внедренческого типа в Москве, Московской области, Санкт- Петербурге и Томской области. И только 2 зоны промышленного типа - в Липецкой области и Татарстане. Ранее планировалось создание 10 зон, однако в связи с низкой проработанностью заявок количество победителей сократили. Регионам дан еще один шанс - планируется проведение еще одного конкурса на создание ОЭЗ, для участия в котором субъекты Федерации могут представить свои уже более тщательно проработанные инвестиционные проекты.

 

Сибирский федеральный округ

- Анатолий Квашнин подписал распоряжение о создании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе по реализации приоритетных национальных проектов.

Совет образован в соответствии с решением совместного заседания Совета при полномочном представителе и Высшего экономического совета СФО. Анатолий Квашнин подчеркнул, что «все четыре приоритетных национальных проекта нацелены на повышение уровня жизни народа, достижение качественных сдвигов именно в этой области со стартовым рывком в течение 2 ближайших лет». Полпред также отметил, что «будет установлен жесткий контроль за реализацией каждого намеченного мероприятия, для этого на всех уровнях планируется разработать план и назначить ответственных лиц за реализацию каждого национального проекта, за каждое мероприятие».

 

- В Ангарске состоялось окружное совещание «Развитие рынка управления жилищным фондом».

На совещании рассматривался опыт работы управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Ангарского муниципального образования. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин отметил, что проблема эффективности жилищно-коммунального хозяйства становится уже не только социальной и экономической, но и политической. «Это совещание - учебно-методический сбор мэров и заместителей глав сибирских городов. Мы должны изучить опыт Ангарска и других городов по системному подходу к проблемам реформирования ЖКХ», - подчеркнул Анатолий Квашнин. Он отметил, что в Ангарске удалось реализовать системный подход к проблемам управления жилым фондом и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В управлении жилым фондом в Ангарске найдены разумные формы взаимодействия власти, бизнеса, общественности, которые позволяют добиться эффективности в жилищно-коммунальной отрасли, а также изменить отношение людей к собственной среде обитания - квартире, подъезду, двору жилого дома. Решение о проведении совещания в Ангарске было принято полпредом Президента РФ в СФО в сентябре этого года. Тогда Анатолий Квашнин ознакомился с работой частных управляющих компаний в системе ЖКХ города и отметил необходимость изучения и распространения положительного опыта.

Справка: В Иркутской области положительный опыт управления частных компаний в сфере ЖКХ накоплен в Ангарске, Саянске, Шелехове. По итогам первого полугодия 2005 года в области зарегистрирована 51 управляющая компания. Площадь обслуживаемого жилья составляет 30% от общей площади благоустроенного жилищного фонда муниципальных образований области. Управляющие компании в Ангарске обслуживают 100% жилого фонда города. По данным социологического опроса, более 85% населения довольны работой управляющих компаний. На сегодняшний день опыт работы управляющих компаний показывает их эффективность. В 2004 году все компании получили положительный финансовый результат. Выросла собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги (в целом по региону - с 70% до 95%), снизилась доля затрат на административно-управленческий персонал, увеличился удельный вес текущих расходов на ремонт, а также капитальных затрат. В результате больше средств направляется на улучшение состояния жилищного фонда.

 

Алтайский край

- Глава администрации края Александр Карлин подписал распоряжение о разработке плана развития края до 2008 года.

За основу плана будут приняты базовые положения стратегии социально-экономического развития края до 2010 года. Комплексный документ составляется с учетом анализа положения в регионе, всех имеющихся потенциальных ресурсов. В плане будут определены основные параметры развития края на среднесрочную перспективу, конкретные модели решения социально-экономических проблем. К работе над документом будут привлечены бизнес-структуры, общественные и научные организации. Для проведения независимой экспертизы им будет направлен проект плана социально-экономического развития. Кроме того, проект будет представлен на публичное слушание. Органам исполнительной власти предстоит подготовить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимой для реализации приоритетных направлений развития края. План социально-экономического развития края планируется в начале следующего года внести в краевой Совет народных депутатов.

 

Красноярский край

- С 2006 года организации, финансируемые из краевого бюджета, не будут платить налог на имущество.

Такое решение приняла сессия Законодательного Собрания, одобрив поправки в закон «О налоге на имущество организаций». Данные поправки вводят льготы по налогу на имущество для ряда учреждений. Как сообщил председатель комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Валерий Семенов, в связи изменением федерального законодательства некоммерческие организации, финансируемые из краевого либо из местных бюджетов, с 2006 года обязаны уплачивать налог на имущество. Однако поскольку это бюджетные учреждения, данный вид налога будет возвращаться обратно в бюджет. Чтобы не допустить такого «перебрасывания» средств, власти приняли решение внести в краевой закон поправку. Таким образом, в соответствии с законом от уплаты налога на имущество полностью освобождаются некоммерческие организации, финансируемые из краевого или местного бюджетов, в отношении объектов, используемых для предоставления населению услуг культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

 

Иркутская область

- Мэры области поддержали законопроект о наделении муниципалитетов первого уровня полномочиями в полном объеме.

Такое решение было принято на общем собрании некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области». Законопроект вступает в силу с 1 января 2006 года. Как сообщил начальник Главного территориального управления администрации губернатора Александр Ведерников, на сегодняшний день региональная нормативно-правовая база, необходимая для вступления в силу федерального Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полностью готова. В связи с этим в Законодательное собрание (ЗС) Иркутской области губернатором был внесен законопроект, передающий муниципалитетам нижнего уровня 27 полномочий, за которые они будут отвечать в полном объеме. «Там, где поселение не сможет исполнить возложенные на него полномочия, органы местного самоуправления будут обращаться за помощью к властям муниципального района», - пояснил Александр Ведерников. Некоторые мэры отметили, что в декабре Правительство РФ должно было разработать механизм распределения собственности между муниципалитетами, однако этого так и не было сделано. Александр Ведерников сообщил, что эти вопросы, по всей видимости, станет решать специально созданная областная комиссия. При этом он пообещал мэрам, что процедура будет по возможности упрощена. «С точки зрения права этот закон не вызывает никаких вопросов, - прокомментировала ситуацию заместитель председателя ЗС Людмила Берлина. - Главное, чтобы 1 января 2006 года не возник сбой в исполнении переданных полномочий. Именно поэтому мы вынесли законопроект на обсуждение Ассоциации мэров. Без учета мнения решение принимать нельзя, так как мы не должны создавать в области лишние потрясения».

Еще одно решение заседания - большинство из 356 созданных в Иркутской области муниципальных образований нижнего уровня (городские и сельские поселения) намерено передать на верхний уровень (муниципальным районам) ряд полномочий по решению вопросов местного значения. Федеральное законодательство позволяет муниципалитетам нижнего уровня в случае необходимости - из-за отсутствия кадров или по другим причинам - заключать соглашения с муниципалитетами верхнего уровня о передаче обязательств наверх, в том числе, по ЖКХ, дорогам, первичному пожаротушению, транспорту и услугам связи. Заключить такие соглашения намерены большинство муниципалитетов нижнего уровня региона. Самостоятельно решать эти вопросы собираются пока только городские поселения.

Справка: В Иркутской области в рамках реформы системы местного самоуправления было создано 392 муниципальных образования - 9 городских округов, 27 муниципальных районов, 67 городских и 289 сельских поселений. С 1 января 2006 года в регионе будет 36 муниципалитетов верхнего уровня и 356 - нижнего.

 

- Одобрен проект целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы».

Объем ее финансирования на 5 лет составит 194,2 млн. рублей. В 2006 году предполагается выделить 40 млн. рублей. Как сообщил начальник Департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Алексей Альмухамедов, программа направлена на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий региона, и выход их на всероссийский уровень, а также привлечение инвестиций. Согласно проекту обладминистрация будет поддерживать в первую очередь малый и средний бизнес в сфере глубокой лесопереработки, туризма, ЖКХ и производства строительных материалов. Алексей Альмухамедов отметил, что программа позволит увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет. Предыдущие годы показали, что каждый вложенный бюджетный рубль увеличивает производительность малых и средних предприятий на 6,4 тыс. рублей. В 2005 году налоговые отчисления среднего и малого бизнеса должны принести в консолидированный бюджет Иркутской области 1 млрд. 567,2 млн. рублей. Предусмотренные программой на 2006 год 40 млн. рублей составляют только 2,5% от этой суммы.

 

- Утверждена целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005-2010 годы».

Как сообщил заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Кыштымов, программа позволит жителям региона в течение ближайших 5 лет приобрести 270 тыс. кв. м нового жилья. Квартиры смогут приобрести около 15 тыс. семей. Программа предполагает за счет областного бюджета компенсировать гражданам 50% первоначального взноса при покупке квартиры. При этом за расчетную величину принимается первоначальный взнос в размере 30% от стоимости жилья. Сергей Кыштымов отметил, что по расчетам обладминистрации, граждане со средним достатком собирают сумму, необходимую для первоначального взноса, около 6,5 года. С помощью программы он сократится вдвое. Замглавы обладминистрации также сообщил, что на каждый вложенный бюджетный рубль программа предполагает привлечь 12,3 рубля средств граждан. Участвовать в программе имеют право работники муниципальных и областных учреждений, государственные гражданские служащие, молодые специалисты, научные работники, а также работники культуры и СМИ. В 2006 году по программе планируется распределить 104 субсидии.

 

- Принят в окончательном чтении закон, устанавливающий размер ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) для жителей области, имеющих право на региональные льготы.

Как сообщил депутатам заместитель главы обладминистрации по социальной политике Семен Круть, с 1 января 2006 года для ветеранов труда размер ЕДВ будет составлять 280 рублей, для тружеников тыла, реабилитированных граждан и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий - 200 рублей. Представитель Областного совета профсоюзов в Законодательном Собрании Валерий Лукин внес предложение дополнить закон механизмом автоматического индексирования размера ЕДВ в зависимости от инфляции. Однако это предложение не нашло поддержки у депутатов. Семен Круть заверил, что при расчете размеров ЕДВ на 2006 год инфляция была учтена в размере 11%. Споры в процессе принятия закона вызвал размер суммы, предусмотренной в структуре ЕДВ на покупку единого социального проездного билета - 150 рублей. Как пояснил Семен Круть, реально проезд стоит значительно дороже. Например, в Ангарске себестоимость месячного проездного билета составляет 300 рублей, а в Усть-Илимске - 700 рублей. Разницу между себестоимостью билета и установленной ценой в 150 рублей автопредприятиям компенсирует областной бюджет. Валерий Лукин заявил, что это противоречит самому смыслу «монетизации льгот» и граждане должны получать на руки все деньги полностью. «Размер ЕДВ нужно дифференцировать по территориям в зависимости от реальной стоимости услуг», - поддержал его депутат Юрий Фалейчик. Однако Семен Круть пояснил, что согласно концепции федерального Закона № 122, размер ЕДВ должен быть единым для всех льготников, проживающих в регионе. При этом он отметил, что едиными социальными проездными билетами пользуется всего лишь 8-10% граждан, имеющих на это право.

 

Омская область

- 750 тысяч квадратных метров жилья в этом и 850 тысяч в следующем году намерены ввести в эксплуатацию омские строители.

Только в городе Омске до конца этого года будет возведено 604 тысячи квадратных метров жилья. С каждым месяцем, по заданию губернатора Омской области, строители наращивают темпы работ. Так, за последние 9 месяцев жилищный фонд региона прирос на 506 тыс. кв. м, из них 405 тыс. кв. м – в Омске. Еще 200 тыс. кв. м жилья будет введено в строй за четвертый квартал этого года. Средства на возведение домов, по словам директора департамента строительства Сергея Козубовича, поступают одновременно из нескольких источников – кредиты, инвестиции, бюджет. Задача на 2006 год – не только сохранить и преумножить темпы жилищного строительства (по плану в регионе должно быть введено 850 тыс. кв. м жилья, в том числе в Омске – 709 тыс. кв. м), но и запустить масштабный проект по санации домов 335 серии. Свое согласие на капитальный ремонт здания уже дали жители 35 омских «хрущевок».

 

Томская область

- Создание в Томске технико-внедренческой зоны открывает большие перспективы для превращения региона в территорию инновационного развития.

Об этом заявил во вторник губернатор Томской области Виктор Кресс, комментируя решение Минэкономразвития о вхождении области в число шести регионов России, победивших в конкурсе на право создания особых экономических зон. «Это победа всех томичей и признание высокого потенциала томского научно-технологического комплекса. Создание в Томске технико-внедренческой зоны открывает блестящие перспективы для превращения региона в территорию инновационного развития», - отметил Кресс. По словам заместителя губернатора Томской области по экономике Оксаны Козловской, первый инженерный комплекс томской особой экономической зоны - по промышленной электронике, информатике и телекоммуникациям - планируется построить уже к 2007 году. «Нам предстоит в очень короткие сроки выполнить колоссальный объем работы. Вот здесь и проявится не только способность науки, но и возможности наших проектировщиков, строителей, потому что это будет всенародная стройка», - подчеркнула Оксана Козловская. Томский проект особой экономической зоны технико-внедренческого типа включает в себя 3 инженерных комплекса площадью свыше 143 тысяч квадратных метров - информационно-коммуникационный, биотехнологический, новых материалов и нанотехнологий. Общая площадь выделенного под строительство участка равна 192 гектарам. Ожидается, что к концу 2010 года годовой оборот зарегистрированных в томской особой экономической зоне компаний-резидентов составит около 13 миллиардов рублей, в том числе на долю IT-сектора будет приходиться около 5 миллиардов рублей, биотехнологической и медицинской продукции - 4 миллиарда рублей.

 

Ямало-Ненецкий автономный округ

- В первом чтении принят бюджет округа на 2006 год.

Принципиальной особенностью бюджета 2006 года является его формирование на основе перспективного финансового плана автономного округа на 2006-2008 гг. и апробации в ходе его подготовки ряда новаций (раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств; формирование предельных расходов бюджетов субъектов бюджетного планирования на 3 года; четкая увязка бюджета на 2006 год с трехлетним финансовым планом) - об этом сообщила директор Департамента финансов округа Альбина Свинцова. Формирование доходной базы бюджетной системы автономного округа на 2006 год осуществлялось с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства. При определении доходов окружного бюджета были учтены условия Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, которые снизят доходную часть бюджета автономного округа на 8 млрд. рублей. С целью компенсации выпадающих доходов администрацией автономного округа выработаны меры по повышению доходной базы бюджета путем улучшения администрирования неналоговых платежей и повышение ставок по региональным налогам. Для обеспечения финансовой стабильности местных бюджетов запланирована передача в полном объеме налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Основными налогоплательщиками в бюджет Ямало-ненецкого автономного округа в 2006 году, по-прежнему, будут дочерние общества «Газпрома» - 37,8%, «Роснефти» - 8,8% и «Сибнефти» - 4,7%. Доля платежей предприятий малого ТЭКа составит 7,6%. Прогнозируемый объем доходов консолидированного бюджета автономного округа на 2006 год определен в сумме 45 млрд. рублей, окружного – 30 млрд. рублей. Учитывая, что 2006 год станет базовым для реформы местного самоуправления, администрация ЯНАО обеспечила местные бюджеты необходимыми финансовыми источниками для исполнения возложенных на них полномочий. К 2006 году в округе будет создано 58 муниципальных образований, но в полном объеме исполнение вопросов местного значения, определенных законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пока будет осуществляться в поселениях 3 муниципальных районов. Заместитель главы региона особо обратила внимание депутатов на то, что удельный вес бюджетов муниципальных образований в объеме консолидированного бюджета возрос с 40% в 2002 году до 78% в 2006 году. При этом объем межбюджетных трансфертов увеличится по сравнению с текущим годом на 70% и составит 20,1 млрд. рублей. Альбина Свинцова подчеркнула, что впервые основными формами поддержки органов местного самоуправления станут межбюджетные трансферты из окружного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и окружного фонда компенсаций. Средства будут предоставляться в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в сумме 9,7 млрд. рублей. Средства из фонда компенсаций будут выделяться в виде субвенций на реализацию делегированных государственных полномочий федеральных органов госвласти и органов власти автономного округа. В 2006 году на выполнение 12-ти отдельных государственных полномочий предусмотрены субвенции в сумме 7,7 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета автономного округа на 2006 год определены в сумме 50,9 млрд. рублей, в том числе окружного - 34,4 млрд. рублей. Дефицит консолидированного бюджета составит 5,9 млрд. рублей, окружного - 4,4 млрд. рублей. Заместитель губернатора автономного округа, характеризуя бюджетную политику администрации ЯНАО в сфере расходов, отметила, что принципиальной особенностью представленного проекта бюджета является переход от управления затратами к управлению результатами. Альбина Свинцова повторила, что на протяжении последних лет бюджет автономного округа социально ориентирован, а социальная политика была и остается важнейшим приоритетом бюджетной политики автономного округа. Планируемый объем расходов по данному направлению обеспечит реализацию национальных проектов. В проектировках бюджета также учтены расходы, связанные с повышением зарплаты работникам бюджетной сферы на 41%. В качестве основных направлений реализации национального проекта в сфере образования предусмотрены средства для поддержки инновационных образовательных программ, для поощрения лучших учителей и поддержки талантливой молодежи. По-прежнему, в числе приоритетов остаются вопросы развития здравоохранения. Прогнозируемые объемы бюджетных ассигнований будут направлены на развитие первичного звена медпомощи, улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, приобретение специального санитарного автотранспорта для скорой медицинской помощи, на оснащение больниц и поликлиник современным оборудованием. Расходы на здравоохранение возрастут на 70% и составят 8,5 млрд. рублей, в том числе доля финансирования через систему обязательного медицинского страхования составит 1,8 млрд. рублей. Альбина Свинцова отметила, что проект бюджета на 2006 год является финансовым выражением стратегических приоритетов политики автономного округа.

 

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

- В Томске проходит IV Всероссийская научно-практическая конференция «Местное самоуправление: первые итоги реформы». 

В конференции принимают участие более 100 человек - представители федеральных структур, руководители межмуниципальных объединений, депутаты субъектов РФ и органов местного самоуправления, деятели российской науки, а также представители бизнеса и лидеры некоммерческих организаций. Среди участников форума генеральный директор Конгресса муниципальных образований Российской Федерации Игорь Яковлевич Даровин и генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ Михаил Анатольевич Зайцев. Участники обсуждают опыт функционирования местного самоуправления в РФ, проблемы реализации ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», итоги муниципальных выборов, прошедших в рамках реформы, а также вопросы организации межмуниципального сотрудничества на региональном, межрегиональном и федеральном уровне. Мэр города Александр Макаров отметил, что ему приятно сознавать, что городское сообщество готово рассуждать о муниципальной собственности, муниципальной недвижимости, муниципальном здравоохранении, готово публично обсуждать формы участия населения в реализации местного самоуправления. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Жилищный, Бюджетный кодексы и другие нормативные акты существенно изменили правовую основу деятельности муниципальных образований. Мэр Томска считает, что несмотря на трудности «закон даст муниципалитетам дополнительный стимул, подвигнет нас к тому, что мы должны были сделать еще десять лет назад – провести полную инвентаризацию земли, привести в порядок все кадастровые дела и многое другое». Решение о том, что этот закон заработает в Томской области с 1 января 2006 года, мэр принимал вместе с губернатором. «И это решение продиктовано не тем, что мы хотим быть «впереди России всей», а тем, что надо двигаться вперед. Прорехи же федерального закона корректировать законами субъекта Федерации», - говорит Александр Макаров. Помимо муниципальной реформы в России проходит административная реформа, бюджетно-налоговая, земельная, жилищно-коммунальная, реформа социальной сферы, судебная, реформа электроэнергетики. Для их успешного завершения необходим учет интересов не только федерации, но и регионов, а также интересов каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, района или городского округа, подчеркнул глава города. В рамках конференции работают две секции: «Местное самоуправление: территория, выборы и население» и «Местное самоуправление: структура органов, кадры, собственность и финансы».

 

Новости муниципалитетов

 

Артем (АСДГ)

- Впервые за последние несколько лет в городе принимается бездефицитный бюджет.

Доходы бюджета на 2006 год в сумме 811 млн. 648 тысяч рублей равны расходам. При первом чтении закреплены доходные источники бюджета за администраторами поступления в местный бюджет, определены нормативы отчислений налогов и сборов в бюджет, основные источники пополнения доходов местного бюджета.

 

- С 1 декабря этого года увеличится плата за проезд в пассажирском транспорте, выполняющем муниципальный заказ на городских и пригородных маршрутах.

Теперь за поездку по городу надо будет платить 7 рублей. В автобусах пригородного сообщения плата будет браться из расчета 60 копеек за 1 км пути. Плата за проезд пассажиров в автобусах пригородного сообщения в пределах Артемовского городского округа взимается по тарифу, установленному на городских маршрутах, то есть поездка на автобусах муниципального заказа  обойдется в 7 рублей. Решение о повышении платы за проезд принято на ноябрьском заседании Думы Артемовского городского округа на основании экспертного анализа постоянно действующей рабочей группы РЭК. Повышение тарифов на пассажирские перевозки признано экономически обоснованным. Артем был одним из последних городов края, где до декабря стоимость проезда держалась 6 рублей.

 

Ачинск

- На освещение улиц города в 2006 году из городского бюджета выделят 14 млн. рублей.

В 2005 году бюджетные расходы  на освещение улиц составили13 млн. рублей. В 2005 году приоритет в установке освещения отдавался центральным улицам, в 2006 году коммунальщики планируют заняться окраинами города. Предполагается, что на эти цели из местной казны будет выделено порядка 14 млн. рублей.

 

Барнаул (АСДГ)

- Проект бюджета города на 2006 год принят в первом чтении.

Рассмотрев расчеты к бюджету города, депутаты определили доходную часть в объеме 4534948 тыс. рублей, расходную в размере – 4778478 тыс. рублей, таким образом, дефицит бюджета составил 243530 тыс. рублей. Доходы городской казны в 2006 году будут формироваться за счет нормативов отчислений налогов и сборов, а также средств поступающих от сдачи в аренду муниципального имущества. Расходы муниципального образования будут направлены на предоставление субсидий на транспорт для малоимущих пенсионеров, организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, реализацию льгот, а также на оплату ЖКХ в соответствии с федеральными законами «О Социальной защите инвалидов в РФ», «О ветеранах», «О социальной защите граждан РФ» и ряда других. Комментируя решение депутатов, председатель Барнаульской городской Думы Сергей Краснов отметил, что принятые цифры утверждены лишь в первом чтении – это необходимо для более качественной доработки основного финансового документа. Принимая во внимание инфляционную составляющую, можно говорить о том, что в целом бюджет будущего года будет на уровне 2005 г. с незначительным увеличением. «Бюджет напряженный, он обеспечен лишь на 54%. Наша задача распределить средства таким образом, чтобы исполнительная власть могла сработать эффективно, несмотря на сокращение доходных источников и перераспределение полномочий. Мы будем искать резервы для его пополнения и, надеюсь, что ко второму чтению некоторые напряженные моменты удастся снять» – отметил председатель городской Думы Сергей Краснов.

 

- В администрации города планируется создать регулирующий орган, на который будут возложены функции по установлению тарифов и надбавок на коммунальные услуги.

Он создается согласно рекомендациям Министерства регионального развития в рамках реализации Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Во время всестороннего обсуждения, в котором приняли участие руководители и специалисты организаций коммунального комплекса: «Водоканала», газо - и энергоснабжающих организаций и ООО «Чистый город», было высказано мнение о необходимости создания регулирующего органа на базе комитета по экономическому анализу и ценовому регулированию администрации города, в который, помимо экономистов, войдут и технические специалисты. Заместитель главы администрации города Михаил Шипицин подчеркнул, что задача соблюдения баланса интересов производителей и потребителей коммунальных услуг очень сложна, но выполнима и, прежде всего, за счет оптимизации затрат путем внедрения энерго-ресурсосберегающих технологий.

 

Благовещенск (АСДГ)

- Мэр города Александр Мигуля подписал постановление об определении органа, уполномоченного на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства от 30.08.2004 № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», исполнение полномочий по предоставлению гражданам субсидий с 1 декабря возлагаются на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Для исполнения данных полномочий увеличивается штатная численность управления ЖКХ на 13 единиц, в том числе 11 единиц муниципальных служащих для создания отдела, 1 единицу муниципального служащего в финансовом отделе в связи с увеличением объема работ и 1 работника, осуществляющего техническое и хозяйственное обеспечение деятельности.

ОАО «Амурские коммунальные системы» должны передать оргтехнику и базу данных по потребителям жилищно-коммунальных услуг управлению ЖКХ администрации города. Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города совместно с управлением экономического развития и инвестиций произведут расчет дополнительных средств на 2005 и 2006 годы, необходимых на содержание создаваемого отдела по начислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Дополнительные средства должны быть предусмотрены в проекте городского бюджета на 2006 год.

 

Братск (АСДГ)

- Основу бюджета города на 2006 год, как и прежде, составляет сметное планирование.

Начальник финансового управления города Татьяна Алексеева проинформировала о ходе подготовки проекта бюджета на 2006 год. Она отметила, что, как и прежде, основу бюджета составляет сметное планирование, расходная часть бюджета по предварительным расчётам будет составлять 1 миллиард 757 миллионов рублей. Бюджетный дефицит составит примерно 6,8%. На сегодняшний момент закончена работа по правовому обеспечению бюджетного процесса, и все необходимые правовые акты внесены в городскую Думу. Говоря об исполнении бюджета за 2005 год, Татьяна Алексеева отметила, что за месяц до завершения финансового года бюджетные обязательства выполняются в полном объеме. Однако доходная часть бюджета не исполняется. На сегодняшний день только от реализации муниципальной собственности (аренды и продажи) городская казна не дополучила 94 миллиона рублей. В связи с этим, всем муниципальным отраслям необходимо сбалансировать свои расходы.

 

Владивосток (АСДГ)

- Городская Дума во втором чтении рассмотрела бюджет города на 2006 год.

Объем расходов городского бюджета утвержден в сумме 4 534 310 000 рублей. В связи с увеличением расходов вырос и размер дефицита бюджета. Теперь он составляет 330 612 000 рублей. Перед началом заседания депутаты приняли решение вернуться в процедуру первого чтения и увеличить расходную часть городского бюджета на 7,8 млн. рублей. Увеличение расходной части бюджета обусловлено необходимостью предусмотреть в бюджете средства на выплату денежной компенсации педагогическим работникам для обеспечения их книгоиздательской продукцией. Кроме утверждения основных параметров рассмотрены и другие поправки к бюджету. Поскольку работа над бюджетом города на 2006 год не завершена, Дума города приняла решение остаться в процедуре второго чтения.

 

- Почти 68 миллионов рублей перечислено в бюджет города по результатам торгов по реализации муниципального имущества, осуществляемых в рамках городской программы приватизации на 2005 год.

Об этом заявил первый заместитель главы администрации города Николай Королев. С начала действия программы было проведено 12 аукционов, на которых выставлено 145 объектов недвижимости. Всего в ходе торгов было продано 79 объектов на сумму 124508900 рублей. Все они поступят в бюджет в ближайшее время. Средняя стоимость помещений, реализуемых на аукционах, составляет 550-600 долларов (в рублевом эквиваленте) за 1 кв.м. По итогам аукционов, цены на недвижимость вырастают относительно стартовых на 30%. Кроме того, зафиксирован случай повышения первоначальной цены лота в 2 раза. Это способствует увеличению поступлений в бюджет города. По словам Николая Королева, информация о программе приватизации абсолютно открыта, она публикуется в электронных и печатных СМИ. Отвечая на вопрос о приватизации помещений, арендуемых предпринимателями, первый заместитель главы отметил, что все права арендаторов защищены договорами об аренде, поскольку такие помещения реализуются новому собственнику с обременением. При соблюдении требований договора, арендатор имеет все возможности оставаться в арендуемом помещении до истечения установленного в договоре срока аренды, и, возможно, даже дольше - при заключении нового соглашения. Николай Королев также сообщил о судьбе 67 объектов, аукционы по которым признаны не состоявшимися. Основная причина - на торги не подано ни одной заявки. В связи с этим обстоятельством, муниципальное учреждение «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» намерено провести повторные торги. Первый заместитель главы администрации призвал предпринимателей принимать более активное участие в аукционах, а также обещал лично разобраться в спорных вопросах, возникающих при реализации программы приватизации.

 

- Деятельность автостоянок города возьмет на контроль муниципальное предприятие.

Порядка 40% автостоянок, расположенных на территории города, не соответствуют требованиям законодательства. Наиболее частые нарекания - отсутствие необходимых документов на занимаемую территорию, уклонение от налогов, а также необоснованный рост платы за охрану автотранспорта. Наводить порядок в этой сфере и бороться с нарушениями будет специальная муниципальная служба. Обращения жителей, жалующихся на некачественную работу местных автостоянок, поступают в городское управление торговли и бытового обслуживания регулярно. Кражи и угоны машин с охраняемой территории, их разукомплектация - вот основные проблемы, с которыми чаще всего сталкивается потребитель. Кроме того, объективные замечания клиентов автопарковок связаны с завышенными ценами на услуги охраны. При неизменных арендных ставках, применяемых для данного рода деятельности, стоимость пребывания автомобиля на охраняемых территориях за последнее время значительно возросла. В целях пресечения деятельности несанкционированных объектов в администрации города принято решение о создании предприятия, которое станет осуществлять контроль над работой всех автостоянок, расположенных на территории краевого центра. Это позволит не только направить средства, выручаемые их владельцами за оказанные услуги, в бюджет города, куда они сейчас зачастую не поступают, но и защитить автолюбителей от произвола, который царит на незаконных объектах.

 

Иркутск (АСДГ)

- Депутаты городской Думы утвердили муниципальную программу «Капитальный ремонт объектов социальной сферы на 2006-2008 гг.».

Данная программа предусматривает продолжение выполнения мероприятий по капитальному ремонту объектов социальной сферы. В результате выполнения предыдущей муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов социальной сферы на 2001-2005 гг. значительно улучшена материально-техническая база учреждений и состояние зданий, а также созданы условия для более эффективного оказания услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры. В результате ее реализации за 5 лет было освоено: на объектах образования - 25,6 млн. руб., на объектах здравоохранения - 41,8 млн. руб., на объектах культуры - 10,3 млн руб. В 2006 году капитальный ремонт будет проведен в 4 учреждениях здравоохранения и 2 учреждениях культуры, на что в бюджете города предусмотрено 16 млн. 500 тыс. рублей. На капитальный ремонт 14 учреждений образования будет выделено более 24 млн. рублей. Впервые в программу включен ремонт фасадов 6 школ города. Председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин предложил каждому депутату до конца этого года обследовать объекты социальной сферы своего округа и составить список тех зданий, которые нуждаются в срочном капитальном ремонте. Затем расширенная депутатская комиссия посмотрит эти объекты и четко выстроит план капитального ремонта учреждений социальной сферы до 2009 года.

 

Магадан

- До конца года по городской программе «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда города Магадана» 150-ти семьям будут предоставлены благоустроенные квартиры в новых домах.

Несмотря на то, что график расселения выполняется не в полном объеме, есть уверенность в том, что темпы переселения будут значительно увеличены за счет строительства новых жилых домов. Программа «Переселение из ветхого жилищного фонда города Магадана» рассчитана на 3 года. Обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в непригодных условиях, остается приоритетной задачей для местных органов власти на 2006 год. Темпы расселения планируется увеличить не только за счет приобретения в муниципальную собственность жилых квартир, но и за счет строительства нового жилья. В 2006 году планируется сдать в эксплуатацию порядка 30 тысяч кв.м новой жилой площади.

 

- За 9 месяцев 2005 года комитетом экономического развития мэрии города проведено 20 муниципальных конкурсов.

С победителями конкурсного отбора исполнителей муниципального заказа заключены контракты на общую сумму более 1 млрд. рублей. Экономический эффект составил 118 млн. рублей. Об этом сообщил председатель комитета экономического развития Александр Светченко. Он подчеркнул, что грамотное размещение муниципальных заказов – одна из составляющих исполнения городского бюджета, так как именно конкурсный механизм размещения муниципального заказа позволяет более экономно, а главное, эффективно использовать бюджетные средства. Большая часть конкурсов в 2005 году проводилась на ремонтные и строительные работы, а также на закупку продуктов питания для учреждений бюджетной сферы, товаров хозяйственного назначения, компьютерной техники и прочего оборудования. Наиболее значимыми для города являются конкурсы на закупку твердого и жидкого топлива для Магаданской ТЭЦ и котельных МУП «Магадантеплосеть». Это самый крупный и значимый конкурс года. Одним из главных условий эффективного проведения конкурса является сбор качественно подготовленной квалификационной документации. Причем как со стороны заказчиков, так и со стороны соискателей. Как отметил Александр Светченко некоторые учреждения мэрии, выступающие в роли заказчиков, допускают ошибки при формировании конкурсных заявок, не соблюдают сроки подписания муниципальных контрактов. В свою очередь поставщики не выполняют требования заключенных муниципальных контрактов. От заказчиков неоднократно поступают нарекания на недобросовестное исполнение подрядчиками своих обязательств. Среди основных - нарушения сроков поставки товаров и услуг, технологий, качества. Для исключения возможных ошибок со стороны заказчиков процесс подготовки конкурсных заявок будет централизован. В планах городских властей создать в структуре комитета экономического развития отдел, задача которого будет заключаться в своевременной и качественной проработке конкурсных заявок. В 2006 году работа по формированию муниципальных заказов будет строиться на основе годового плана. Предусматривается, что в течение года должно состояться 25 открытых конкурсов.

 

Нефтеюганский район (АСДГ)

- Обсуждается вопрос формирования районной Думы.

Советы депутатов сельских поселений Каркатеевы и Куть-Ях в соответствии с ФЗ-131  вышли с инициативой о формировании районной Думы из глав и депутатов поселений. От каждого вновь образованного муниципального образования по 2 человека: глава и депутат, которого выберут на совете. Каркатеевские и Куть-Яхские народные избранники предлагают ввести это сразу после истечения срока полномочий нынешней Думы (в марте 2006 года). Они призывают Советы депутатов других поселений поддержать их инициативу. Свое решение депутаты направили Главе Нефтеюганского района и депутатам Нефтеюганской районной Думы.

 

 

Новосибирск (АСДГ)

- Мэр Новосибирска Владимир Городецкий принял участие в первом заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.

Совет был создан в октябре нынешнего года Указом Президента РФ. Этот консультативный орган призван обеспечить взаимодействие между федеральными, региональными и местными властями, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов. В ближайшее время регионам предстоит сделать очень многое для реализации приоритетных проектов, убежден Владимир Городецкий. Отрабатывать механизмы реализации проектов во всех федеральных округах будут межрегиональные рабочие группы, в которые войдут специалисты администраций субъектов и муниципалитетов.

 

- Первый вариант Инвестиционного паспорта города планируется подготовить к 1 февраля следующего года.

В нем будут собраны все инновационные и инвестиционные проекты, реализуемые или планируемые к реализации на территории города. Инвестиционный паспорт Новосибирска как централизованный информационный ресурс создается в целях повышения инвестиционной привлекательности города, информационного обеспечения потенциальных инвесторов. В базу данных уже вошли инновационные проекты Сибирского отделения РАН, крупные инвестиционные строительные проекты. В настоящее время департамент промышленности, науки и технологий мэрии продолжает прием заявок для размещения проектов в Инвестиционном паспорте. Прорабатываются технические вопросы. Приоритет будет отдан проектам, реализация которых положительно скажется на развитии всего города. Будут приниматься во внимание такие показатели, как создание новых рабочих мест и производств, отсутствующих в регионе, замещение импортной продукции в результате реализации проекта, и др.

 

- На капитальный ремонт дорог, искусственных сооружений и трамвайных путей в бюджете города 2006 года заложено 160,335 млн. руб.

При составлении плана работ специалистами в первую очередь рассматривалось состояние магистральных улиц. Специалисты управления пассажирских перевозок уже начали готовиться к новому ремонтному сезону. Перечень улиц будет определен после весеннего обследования состояния проезжей части. Опыт предыдущих лет показал эффективность применения новых технологий в текущем ремонте дорог. В частности, использование битумной эмульсии и специализированных установок – «Бецемы». Принцип их работы заключается в исправлении существующих дефектов дорожного полотна без предварительного фрезерования и последующего уплотнения дорожно-строительной техникой. Выбоины при помощи мощного компрессора освобождаются от пыли и грязи, а затем заливаются эмульсией с минеральными добавками. В следующем году специалисты намерены увеличить объемы текущего ремонта с применением битумной эмульсии.

 

Омск (АСДГ)

- Городские проекты, направленные на развитие образования, здравоохранения, улучшение жилищных условий горожан включены в 7 федеральных и 8 областных программ.

Информацию об участии администрации города в федеральных и областных целевых программах в 2005 году представил директор департамента городской экономической политики администрации города Евгений Фрезоргер. Также город участвует в программах, которые касаются таких актуальных тем, как экология, энергосбережения, адресное инвестирование, социальная поддержка инвалидов и транспорт. На реализацию всех программ в Омске выделено около 2 млрд. рублей. По оценке Евгения Фрезоргера, главными проблемами в реализации программ являются отсутствие соответствующей документации и контрольной дисциплины. Пока не будут решены эти вопросы, - подчеркнул вице-мэр, - дальнейшая реализация программ в городе будет затруднена.

 

- С 1 января 2006 года омичи начнут платить 3,94 рубля за кубометр (водоснабжение) и 3,46 рубля за кубометр (водоотведение).

Решение об изменении тарифов для населения на холодное водоснабжение и водоотведение приняли депутаты городского Совета. Такой уровень тарифов составит не более 65 % от реальной стоимости услуг и менее 14% - от экономически обоснованных. Это подтверждают расчеты Министерства экономики Омской области, принявшего экономически обоснованный тариф (ЭОТ) на 2005-й год в размере 6,04 рубля за кубометр на услуги по водоснабжению и 5,39 рубля за кубометр по водоотведению. Причем, по мере роста ЭОТ доля платежей населения в тарифе снижается. Если в 2001 г. доля платежей населения за холодное водоснабжение и канализацию составляла 60% от ЭОТ, в 2002-2003 гг. – 22%, то в 2004 г. – составила всего 15,8%. Остальное компенсировалось за счет предприятий города, которые платят за те же услуги в несколько раз больше: им в 13,5 раз дороже обходится водоснабжение и в 9,3 раза – водоотведение. Эксперты считают, что уход от перекрестного субсидирования замедлит рост цен на товары и услуги, так как сегодня завышенный тариф для прочих потребителей закладывается в стоимость их продукции и услуг. Как отметил директор Института экономики ЖКХ (г. Москва) Игорь Бычковский, сложившееся в Омске положение «не только снижает конкурентоспособность омских предприятий, но и выводит ситуацию в системе водно-канализационного хозяйства города за рамки правового поля, не позволяя предприятию проводить модернизацию, а значит и гарантировать качество его услуг». Однако единовременная ликвидация «перекрестки» может оказаться болезненной для части горожан. Исследования, которые провел Институт, показывают, что от нее необходимо уходить поэтапно. Поэтому депутаты омского Горсовета рассматривали вариант, когда население начнет платить за воду в том же объеме, что и юридические лица, это должно произойти к 2008-му году. С поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования снизится нагрузка на учреждения социальной сферы, которые также платят за воду по тарифу для прочих потребителей. Их дополнительные расходы составляют 75 млн. руб. в год. При сокращении «перекрестки» эти средства бюджета могут быть перенаправлены на иные цели, в том числе на субсидии и льготы малоимущим гражданам. Средний прирост суммы платежей за коммунальные услуги для населения в городе за счет повышения тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение составит порядка 10,8%. В целом доля платежей за воду в составе общего платежа за услуги ЖКХ по прогнозу на 2006 г. составит чуть более 12% и останется ниже среднероссийского уровня.

 

Ростов-на-Дону

- На реализацию Комплексной программы мер социальной защиты населения города планируется направить 14,2 млрд. руб.

Это на 28% больше объема текущего года, в 2007 - на 30%, в 2008 – на 40%, в 2009 – 51%. Структура программы предполагает использование бюджетных средств – 89,9%, внебюджетных – 0,3%, средства предприятий – 9,8% от всего объема средств. Приоритетом предлагаемой к рассмотрению программы является адресность. Критерий определения адресной социальной помощи - величина прожиточного минимума и совокупный доход человека. Величина прожиточного минимума, установленного по Ростовской области, составляет сегодня 2599 рублей в среднем, для пенсионеров – 1920 рублей. Идеология программы – инвестирование в будущее человека, оздоровление и повышение физической активности, защита семьи и детей. Задачей на 2006-2009 годы является расширение числа предприятий, оказывающих своим работникам различные виды социальной поддержки. Итоги реализации Программы в целом прогнозируются как последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие граждан, предупреждение семейного неблагополучия и расширение помощи семьям на ранней стадии их социального неблагополучия, сохранение уровня жизни пожилых граждан за счет средств различных уровней бюджета, повышение качества предоставляемых социальных услуг, дальнейшее развитие инфраструктуры добровольческой деятельности горожан в сфере социальной защиты населения через оказание дополнительной помощи нуждающимся гражданам предприятиями, учреждениями, общественными организациями города.

 

- В администрации рассматривается вопрос о перспективах развития сети транспортных и пешеходных развязок в разных уровнях в городе.

Улично-дорожная сеть является одним из основных образующих элементов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города. Специфика сложившейся в городе дорожно-транспортной ситуации, характеризующейся большими объемами движения, значительной долей транзитного транспорта и высокой плотностью пересечений определяет необходимость принятия кардинальных мер по перераспределению и оптимизации транспортных и пешеходных потоков. Одним из перспективных направлений развития дорожно-транспортного комплекса города и оптимизации транспортных потоков  в условиях недостаточной пропускной способности пересечений в одном уровне, является строительство транспортных развязок в разных уровнях, с использованием подземного пространства и устройством эстакад. Одним из главных направлений в ближайшей перспективе определено развитие основного транспортного каркаса, формирование сети магистралей скоростного и непрерывного движения, работающих совместно с улицами городского и районного значения. При этом одним из наиболее действенных ресурсов в данном направлении является специализация транспортных потоков, в первую очередь транзитных (по отношению к центральному деловому району), с обязательным обеспечением их непрерывного движения.

 

Томск (АСДГ)

- Департамент социальной политики администрации города предложил общественным организациям новый механизм совместной работы.

Он заключается в создании городского реестра детских и молодежных организаций и координационного совета по работе с общественными организациями, который будет осуществлять свою деятельность при администрации города. Войти в реестр детских и молодежных общественных организаций, согласно федеральному закону о поддержке детских и молодежных организаций, смогут все общественные организации, ведущие свою деятельность больше одного года и насчитывающие в своих рядах более 50 членов. Ограничения по вхождению в реестр имеют общественные религиозные, профсоюзные и коммерческие молодежные и детские организации. Предложенные департаментом социальной политики инициативы будут иметь под собой нормативно-правовую основу: Положения о реестре детских и молодежных организаций и координационном совете позволят создать постоянно действующий механизм поддержки деятельности общественных организаций. Основные функции, которыми предполагается наделить координационный совет, - консультационные услуги и экспертная оценка в области осуществления молодежной политики и реализации конкретных инициатив общественными организациями. Данная модель взаимодействия с общественными организациями обеспечит более активное участие населения в общественной и политической жизни на уровне микрорайона, района и города.

 

Тюмень (АСДГ)

- Итоги социально-экономического развития города за январь-сентябрь 2005 года.

Индекс промышленного производства по городу (без субъектов малого предпринимательства) за 9 месяцев текущего года составил 107,3%. Для сравнения: индекс производства по России равен 104%, по югу Тюменской области - 107,3%.

Оборот розничной торговли составил 36,1 млрд. рублей – 114,4% в сопоставимых ценах к январю-сентябрю 2004 года. Высокой остается покупательная способность населения, каждым жителем города ежемесячно приобретается товаров в среднем на сумму 5,3 тыс. рублей.

В январе-сентябре 2005 года населению города оказано платных услуг на 9956,3 млн. рублей – 104,1% к соответствующему периоду 2004 года, в общем объеме услуг бытовые составили 8%. К услугам тюменцев – 746 объектов традиционных видов бытовых услуг и 484 - по услугам автомобильного сервиса (39,3%). Прирост сети составил 45 объектов общей площадью более 1,4 тыс. кв. метров. Развитие сети осуществляется за счет частных инвестиций, в основном малых предприятий. Внесение изменений в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в частности применение уменьшающего коэффициента, учитывающего особенности места ведения деятельности, способствовало уменьшению налоговой нагрузки на предпринимателей, что дало возможность направить высвободившиеся средства на реконструкцию предприятий, обновление оборудования. Несмотря на развитие сети, обеспеченность помещениями предприятий по оказанию бытовых услуг недостаточна (около 60% нормативной). Кроме того, практически 80% помещений хозяйствующими субъектами арендуются, затраты на оплату аренды составляют большую часть их расходов.

За 9 месяцев в городе введено 201,5 тыс. кв. м жилых домов (85,3% к 9 месяцам 2004 г.). Из общего объема за счет собственных средств населения и с помощью кредитов построено 50 тыс. кв. метров жилья (79%). Удельный вес города Тюмени в объемах строительства жилья юга области составляет 68%.

В отчетном периоде введены в действие торговые предприятия площадью 2,7 тыс. кв. м, городские АТС на 9,7 тыс. номеров, из объектов культуры и спорта введен стадион «Центральный» на 1443 места.

Из объектов коммунального хозяйства в городе введено 13,5 км газовых сетей, газифицировано 205 частных жилых дома.

Среднесписочная численность работающих в организациях города (без субъектов малого предпринимательства) за январь-август т.г. составила 173 тыс. человек – 99,2% к соответствующему периоду 2004 года.

На конец сентября в органах службы занятости официально зарегистрированы в качестве безработных 2068 человек (106,2% к соответствующему периоду 2004 года). Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 0,2 человека. Наиболее острой проблемой является наличие противоречий профессионально-квалификационного характера. Из числа вакансий, заявленных в Центр занятости, более 80% являются рабочими специальностями, при этом из числа обратившихся в Центр около 53% - служащие. Наиболее востребованными на рынке труда являются мужчины в возрасте 30-45 лет, при этом в пределах 80% обратившихся безработных - женщины. В отраслевом разрезе наибольшую потребность заявляют организации и предприятия отрасли строительства (36,1%), промышленности (25,8%), торговли и общественного питания (12,5%). Практически невостребованными оказываются выпускники средних профессиональных учебных заведений по таким специальностям, как менеджмент, экономика, бухучет, юриспруденция.

Среднемесячная заработная плата одного работающего по городу за январь-август (по крупным и средним предприятиям) составила 11925 рублей, рост к соответствующему периоду прошлого года - 124%, рост реальной заработной платы - 110,4%. Для сведения, в целом по России заработная плата составила 8616 рублей (рост в номинальном исчислении 123,9%, в реальном -110,1%).

Одним из факторов, характеризующих уровень жизни населения, является наличие и динамика задолженности по выплате заработной платы. Просроченная задолженность по заработной плате организаций по наблюдаемым видам деятельности на 1 октября 2005 года составила 9,6 млн. рублей (на 1.10.2004 г. задолженность составляла 20,7 млн. рублей). Из общего числа организаций 28,6% имели задолженность, соответствующую двум и более месячным фондам оплаты труда.

 

- В городе реализуется проект по организации товариществ собственников жилья (ТСЖ) на базе муниципального жилищного фонда.

Всего в городе 3224 муниципальных дома, из них потенциально возможных к переводу в ТСЖ - 1477. В настоящее время действуют 53 ЖСК в 55 домах, 232 ТСЖ в 427 домах от застройщиков, 12 ТСЖ созданных в 26 домах муниципального жилищного фонда. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев намерен уделять повышенное внимание этой теме. Он заявил: «Будучи губернатором области, я не только не ослаблю внимание к этой проблеме, а, наоборот, возьму под еще более жесткий контроль, чтобы во всех муниципальных образованиях Тюменской области этой проблеме уделялось самое серьезное внимание. Сегодня все мы прекрасно понимаем,  что жилищный фонд города находится не в идеальном состоянии. Я неоднократно приводил цифры, что необходимо 10-12 миллиардов рублей на приведение в нормативный вид домов. Справиться с этой проблемой можно только всем миром. Подходы должны быть цивилизованными: во-первых, людям необходимо четко объяснить, что такое товарищество собственников жилья (ТСЖ), нормы и требования Жилищного кодекса, как должны строиться отношения с теми компаниями, которые работают на обслуживании жилищного фонда. Во-вторых, люди должны уяснить, кто должен руководить их домом. И самое главное, что многие позитивные сдвиги зависят от проявления инициативы жителями этих домов. Тот опыт, который был наработан в Тюмени, необходимо распространить в Тюменской области», - подчеркнул глава региона. В Тюмени подписано Положение  о предоставлении субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов, в котором предлагается в течение 3 лет выделять субсидию на проведение капитального ремонта в тех домах, где жители выбрали форму управления домом. «Жители не остаются с проблемами один на один, администрация города будет поддерживать их, - отметил Владимир Якушев. - Мы также рассматриваем те программы, которые планировали реализовать  в Тюмени в 2006 году по благоустройству дворов. Все работы будут выполнены, там, где жители создали ТСЖ». По мнению главы региона,  такая работа с населением должна приносить пользу. Ведь  за процессом будут присматривать сами жители, а значит, средства будут потрачены наиболее эффективно.

 

Хабаровск (АСДГ)

- Продолжается подготовка плана стратегического развития города.

Состоялось очередное заседание общественного Совета по подготовке плана стратегического развития Хабаровска. Наступил второй этап общественных слушаний концептуальных основ этого  важного документа, оценивающего нынешнюю ситуацию в городе и определяющего направления его развития. В его основу легли наиболее ценные предложения и гражданские инициативы лучших представителей  городского сообщества. Был обсужден доклад директора Дальневосточного НИИ рынка, доктора экономических наук Вадима Заусаева, коллектив которого взял на себя заботу об обобщении всех поступивших  в  стратегический план города предложений, а также обогатил его собственными исследованиями. На заседании общественного совета рассмотрены  основные разделы плана, включающие оценку системы ценностей гражданского общества города, определение миссии Хабаровска в Дальневосточном регионе, путей его стратегического развития. По мнению разработчиков, главной стратегической целью плана является создание условий для стабильного повышения качества жизни населения города, а его брэндом могут стать - безопасность, благополучие, здоровье и духовность.

 

 

 

Информационной сетью АСДГ подготовлен очередной перечень № 449 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших с 22.11.2005 по 29.11.2005, а также анонс № 09/05 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ.

 

Редактор Бюллетеня АСДГ – Чистякова Мария Вадимовна

тел. (383) 223-85-00

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов