Информационный бюллетень АСДГ

Редактор бюллетеня
Шлегель А.С.

(383-2) 27-11-52
E-mail: Shlegel@asdg.ru

Исполнительная дирекция АСДГ находится по адресу: 630099 Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16
Тел:(383-2) 23-85-00
Факс:(383-2) 27-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

Тел: (383-2) 27-11-16

 

Информационный бюллетень АСДГ
№ 13-14 (241-242) от 22 апреля

Правительство Российской Федерации
- Правительство на заседании 15 апреля в целом одобрило проект концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг.
Основная цель концепции Минфина - создание условий максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Минфин разработал меры перехода от "управления ресурсами к управлению результатами". Таким образом, предполагается, что бюджет будет формироваться четко в соответствии с целями политики государства.
Концепция реформирования бюджетного процесса имеет серьезное социальное значение, так как расходы государства должны быть понятны каждому гражданину. Об этом заявил вице-премьер Российской Федерации Александр Жуков, выступая на сегодняшнем заседании правительства России, на котором рассматривались меры по оптимизации бюджетного процесса.
Он подчеркнул, что каждый россиянин должен понимать, "с какой целью и какой результат даст расход каждого рубля" из бюджета. Иначе, по мнению вице-премьера, "гражданин не понимает, с какой целью государство берет налоги и на что их тратит". Кроме того, он заметил, что такая работа должна вестись не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, так как в обоих случаях необходимо показывать результаты расходования бюджетных средств.
Он добавил, что в результате принятия концепции реформирования бюджета обсуждение бюджета в Госдуме "будет более содержательным, потому что будут обсуждаться конкретные сферы". "Раньше мы имели 5 тыс. страниц в бюджете, и никто не мог понять, на что выделяются деньги", сказал вице-премьер. В качестве положительного примера Жуков привел Англию, где для населения после опубликования проекта бюджета выпускается десятистраничная брошюрка, в которой коротко и ясно расписано, на что потрачены средства бюджета и что дадут эти расходы.
Напомним, что сегодня А.Жуков возглавил правительственную комиссию по подготовке проекта бюджета на будущий год. Об этом сообщил премьер-министр правительства Михаил Фрадков.
Кроме того, на заседании правительства выступил министр финансов России Алексей Кудрин, который заявил о необходимости введения принципа "презумпции ненужности" бюджетных расходов.
Глава финансового ведомства подчеркнул, что необходимо изменить отношение к формированию бюджета. От традиционного подхода, когда при составлении бюджета в первую очередь учитывается расходная часть, к четкой формулировке целей и задач деятельности органов государственной власти, сопоставлению эффективности реализуемых бюджетных программ при соблюдении заданных ограничений по имеющимся бюджетным ресурсам (Приложение 1).

- Премьер-министр РФ Михаил Фрадков предлагает создать в структуре аппарата правительства дополнительный департамент, который бы занимался межбюджетными отношениями с регионами.
"Мы хотим, чтобы структура аппарата правительства была компактной, оптимизированной. Но, исходя из программы целевого подхода, необходимо создать в структуре аппарата подразделение, которое занималось бы территориями. Правительству надо видеть территориальный срез", - заявил Фрадков в четверг на заседании правительства РФ.
По его словам, подобное подразделение "должно заниматься стыковыми вопросами с регионами, чтобы видеть не только точку зрения министерств и ведомств, но и позицию регионов".
В ответ на предложение Фрадкова глава аппарата кабинета министров Дмитрий Козак сказал, что в структуре аппарата должно быть подразделение, занимающееся отношениями с регионами, межбюджетными отношениями.
"Департамент должен быть, правда, вопрос статуса - департамент или подразделение - еще можно обсудить. Но структура, курирующая федеральные отношения, должна быть", - подчеркнул Козак.
С главой аппарата не согласился министр финансов РФ Алексей Кудрин, отметивший, что подобное подразделение есть в Минфине. Он предложил Фрадкову назначить несколько помощников, знающих территориальную проблематику.
Однако Михаил Фрадков в итоге подчеркнул, что на сегодняшний день, "учитывая актуальность проблемы, в аппарате правительства нужна структура, которая бы осуществляла мониторинг и работала с регионами".

- Министерство по налогам и сборам РФ считает нецелесообразным принятие регионами РФ собственных форм декларации по налогу на имущество организаций.
Об этом на пресс-конференции сообщил начальник управления ресурсных и имущественных налогов МНС Андрей Федоров. По его словам, 23 марта был утвержден приказ МНС, которым была определена форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а также инструкции по ее заполнению. Однако Налоговый кодекс дает регионам возможность утверждать собственные формы декларации по данному налогу. Данной возможностью воспользовались около 30% субъектов РФ.
Как отметил А.Федоров, МНС рекомендует всем регионам принять форму декларации, утвержденную министерством, так как это "необходимо для работы налоговых органов и удобно налогоплательщикам". А.Федоров пояснил, что налоговые органы страны работают на единых программных продуктах (электронный вид декларации, формат предоставления декларации, прием и обработка), поэтому принять и обработать форму декларации, отличную от утвержденной МНС, будет на данных продуктах невозможно. "Таким образом, мы вновь вернемся к бумажным носителям и длинным очередям в налоговых органах", - отметил он.
В то же время А.Федоров подчеркнул, что большинство регионов, которые приняли собственные формы декларации, ограничили время их действия до утверждения декларации МНС. В связи с этим ожидается, что в ближайшее время большинство регионов перейдет на общую форму отчетности по налогу на имущество организаций.

- В ближайшие два года налоговая реформа в России в основных чертах будет завершена. Вместо 50 с лишним налогов останется только 16, сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.
Выступая на VII совместном заседании Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству, Шаталов подчеркнул, что в ближайшие два года налоговая реформа в основных чертах будет завершена, а бизнес получит комфортные условия для работы в России. По его словам, основными задачами на этот период в области налоговой реформы являются, прежде всего, снижение единого социального налога, который, по мнению Шаталова, является серьезной проблемой.
Другая задача, по словам Шаталова, - снижение налога на добавленную стоимость.
Говоря о том, что уже сделано в сфере реформирования налоговой системы в России, Шаталов сообщил, что за прошедшие годы отменены оборотные налоги и налог с продаж, введен единый подоходный налог со ставкой 13%, существенно преобразованы платежи в Пенсионный и Социальный фонды. Кроме того, был введен так называемый единый социальный налог, который предусматривает регрессивную шкалу при уплате данного налога, напомнил замминистра. Все это привело к заметной легализации заработных плат, отметил Шаталов. Замминистра также сообщил, что был существенно преобразован налог на прибыль, его ставка установлена в размере 24% (Приложение 2).

- Правительство РФ может законодательно закрепить возможность приватизации ГУПов без их предварительного акционирования.
Об этом на пресс-конференции по итогам заседания Правительства 21 апреля сообщил глава Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерий Назаров.
По его мнению, законодательная норма об обязательном акционировании ГУПов перед их продажей является ошибочной и ее необходимо отменить. "Не секрет, что сегодня происходит вымывание активов, когда ГУП попадает в план приватизации и подлежит акционированию. Подобных факов можно привести десятки и сотни", - сказал В.Назаров. По его мнению, отмена обязательно акционирования позволит снизить подобные риски, разрешив реализацию имущественного комплекса ГУПов без длительных процедур предварительного акционирования.

- Правительство РФ на одном из ближайших заседаний повторно рассмотрит вопрос о целесообразности создания в России особых экономических зон, заявил М.Фрадков.
Об этом, отвечая на вопрос АК&М, заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков.
Он отметил, что данный вопрос сейчас обсуждается Правительством и экспертами. "Процесс подготовки проекта закона идет, но окончательного решения не принято. Мы будем рассматривать этот вопрос на Правительстве", - сказал премьер-министр.
М.Фрадков добавил, что сегодня на встрече с руководством РСПП он получил ряд предложений по данному вопросу. Эти предложения также будут учтены. В частности, по мнению М.Фрадкова, заслуживает внимания идея о том, чтобы не создавать особые зоны с нуля, а использовать для этих целей уже имеющуюся инфраструктуру российских наукоградов.

- Кабинет министров рассмотрел итоги приватизации государственного имущества в 2003 г. и уточненный план приватизации на 2004 г.
Как заявил на заседании премьер-министр РФ Михаил Фрадков, сложившиеся технологии приватизации в России требуют серьезной модернизации. В ходе заседания правительству РФ необходимо выявить недостатки приватизационного процесса и оценить резервы, которыми можно воспользоваться для повышения эффективности приватизационного процесса в стране, отметил премьер-министр.
М.Фрадков подчеркнул, что приватизационные темпы в России остаются на низком уровне. Кроме того, по его словам, по данному вопросу возникают многочисленные межведомственные противоречия, а сама процедура имеет "исключительно механический характер". М.Фрадков отметил, что из года в год "переносится имущество, которое не удалось приватизировать в прошлом году", вследствие чего "доходы от приватизации не вписываются в годовой цикл". Крупные сделки, заключенные в 2002 г., обеспечили 70% всех годовых доходов от приватизации в 2003 г., заключил премьер-министр.
Глава правительства подчеркнул, что федеральная собственность является "мощнейшим ресурсом", которым располагает государство, и этот ресурс должен быть использован в целях структурных реформ и экономического роста в стране.
Со своей стороны, глава МЭРТ РФ Герман Греф, выступая на заседании правительства, предложил утверждать двухлетнюю программу приватизации. По его мнению, "такую систему удастся выстроить уже в следующем году, чтобы к 2006 г. выйти на заданные темпы приватизации". Он отметил, что таким образом удастся повысить качество процесса приватизации.
Г.Греф сообщил, что в 2003 г. около 10% предприятий "шли по пути скрытой приватизации". По словам главы МЭРТ, по таким предприятиям была начата процедура банкротства, и кредиторы скупали активы или "скупали предприятия целиком" в обход официального процесса приватизации.
Кроме того, добавил министр, в результате проведения аудиторских проверок в 2003 г. процедура приватизации была прекращена в отношении 52 предприятий. В целом, как напомнил Г.Греф, в 2003 г. завершилась приватизация 2 тыс. 188 объектов из запланированных 3 тыс. 926 (55,7%). Были реализованы находившиеся в собственности государства акции 630 АО из запланированных 1 тыс. 965 (32%) и 574 ФГУП из 970 (60%) (Приложение 3).

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Участники парламентских слушаний рекомендовали внесение в Госдуму не позднее 13 мая 2004 года законопроектов, касающихся формирования рынка доступного жилья.
Участники парламентских слушаний на тему "О законодательном обеспечении формирования рынка доступного жилья" рекомендовали депутатам Госдумы, членам Совета Федерации РФ, которые принимают участие в комиссии Генсовета партии "Единая Россия", а также другим субъектам правозаконодательной инициативы внести в Госдуму рассмотренный и утвержденный данной комиссией пакет законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья, включая заключения Правительства РФ, не позднее 13 мая 2004 года.
Участники также рекомендовали принять данный пакет законопроектов в первом чтении не позднее 15 июня 2004 года, а во втором и третьем чтениях - в сроки, обеспечивающие возможность его вступления в силу с 1 января 2005 года.
В проекте рекомендаций приведены некоторые статистические данные. В частности, за последние годы в РФ произошло существенное снижение объемов жилищного строительства по сравнению с периодом 1980-1990-х гг., когда строилось ежегодно порядка 60 млн. кв. м жилья. По сравнению с данным периодом общий объем жилстроительства в 2001 году составил 31 млн. кв. м жилья, в 2002 - 33.7 млн. кв. м, в 2003 - 36.3 млн. кв. м.
Кроме того, в рекомендациях отмечается, что около 40 млн. человек проживают в неблагоустроенных квартирах и около 5 млн. человек - в строениях, подлежащих сносу как аварийные и ветхие. В очереди на улучшение жилищных условий, по состоянию на 1 января 2004 года, находится 4.5 млн. семей.
Как отметил в своем докладе председатель комиссии при Генсовете "Единой России", вице-спикер Госдумы Георгий Боос, основными проблемами, препятствующими формированию рынка доступного жилья, являются: неразвитость системы ипотечного кредитования (высокие кредитные риски, являющиеся причиной высоких процентных ставок по ипотечным кредитам, и отсутствие у граждан достаточных средств для оплаты первого взноса при получении ипотечного кредита). По мнению Г.Бооса, с жилищным строительством связано еще больше проблем: недостаток предложения земельных участков, обеспеченных необходимой инженерно-коммунальной структурой, а также сложные и непрозрачные процедуры получения земельных участков и разрешения на строительство. Кроме того, проблемы возникают при подключении земельных участков к сетям коммунальной инфраструктуры и обременительные технические условия.
Вице-спикер считает, что для стимулирования спроса на жилье необходимо создать условия для эффективного развития жилищного кредитования. В том числе, ипотечного жилищного кредитования, кредитования индивидуального жилищного строительства и различные накопительные системы.
Г.Боос подчеркнул, что для увеличения предложения жилья надо устранить бюрократические барьеры доступа к участкам под жилищную застройку. Он уверен, что процедура предоставления земельных участков в собственность должна быть публичной, открытой и конкурентной (Приложение 4, 5).

- Правительство РФ намерено внести в Госдуму поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, перераспределяющие доходы от налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами.
Об этом сообщил журналистам вице-спикер Госдумы Георгий Боос. Он напомнил, что в настоящее время региональные бюджеты получают 19% из 24-процентного налога на прибыль, федеральный - 5%. Правительство предполагает увеличить поступления в федеральный бюджет на 5%. В итоге федеральный бюджет будет получать 10% из 24% налога на прибыль, а региональные бюджеты - 14%.
Г.Боос не назвал примерной даты поступления данных поправок в нижнюю палату парламента. Вместе с тем, он отметил, что в случае, "если Правительство будет настроено рекомендовать такие поправки", их нужно будет принять до формирования бюджета на 2005 год.

- В 2004 году решения по тарифам на электроэнергию будут выдержаны, заявил в среду министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, выступая в рамках "правительственного часа" на пленарном заседании Госдумы.
"Можно гарантировать, что решения по тарифам на 2004 год будут выдержаны", - сказал он.
При этом министр подчеркнул, что это "не только политическое заявление, но оно подкреплено нормативными решениями правительства".
В то же время министр заметил, что в ближайшие три года рост тарифов на электроэнергию не будет опережать инфляцию. Министр напомнил, что правительство "предварительно рассмотрело" этот вопрос и приняло решение установить новый механизм ограничения тарифов на электроэнергию.
"В 2005-2007 годах рост тарифов не будет выше индекса инфляции в нашем прогнозе", - сказал Христенко.
В связи с этим, по словам министра, потребуется принять ряд мер, связанных, в частности, с повышением эффективности использования этого энергоносителя и снижением издержек по его производству.
Христенко напомнил, что предельные тарифы на электроэнергию, согласно решению правительства, в этом году в среднем по стране должны составить 84,6 копейки за кВт/ч. В настоящее время средние тарифы по стране ниже предела, установленного правительством, и составляют в среднем 82,2 копейки за кВт/ч.

- Госдума предлагает исключить из закона об ипотечных ценных бумагах спецагентов ипотеки.
Новая структура эмиссии ценных бумаг позволяет исключить установленных законом об ипотечных бумагах специализированных эмитентов новых для рынка бумаг. Такое мнение сегодня в ходе парламентских слушаний высказал заместитель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
По его словам, разница в процедуре эмиссии ипотечных ценных бумаг спецагентом ипотеки и коммерческим банком создает сложности для системы рефинансирования ипотечных ценных бумаг. Законопроект в процессе разработки предполагал наличие только одного типа эмитентов, пояснил он.
Вместе с тем, заметил депутат, необходимость в усложнении отпала после принятия концептуального постановления о разрешении выпуска ипотечных бумаг при непосредственном участии коммерческих банков. Тем более, что правительство предлагает исключить из конкурсной массы ипотечное покрытие коммерческих банков, напомнил он. Таким образом, в случае банкротства банка, ипотечные обязательства будут идти "отдельными положениями", что существенно снижает риски в системе ипотечного жилищного кредитования и способствует повышению ликвидности новых бумаг.
"Ко второму чтению можно совсем отказаться от определения ипотечного агента", - считает Аксаков.
Кроме того, он предложил расширить перечень организаций, в отношении которых кредитные бюро могли бы предоставлять информацию об исполнении обязательств. Согласно поправкам, предложенным правительством в законопроект "О кредитных бюро", кредитная история будет формироваться, исходя из данных по исполнению обязательств перед коммерческими банками. Аксаков назвал такой подход "зауженным" и предложил, чтобы данные по заемщику включали его взаимоотношения, например, со службами жилищно-коммунального хозяйства, средств телекоммуникации, кредитными организациями в магазинах и т.д.
"Это должно снизить риски в системе кредитования, а значит, может привести к снижению ставок в ипотеке", - пояснил зампред думского комитета.
Согласно закону об ипотечных ценных бумагах, принятому в конце прошлого года, эмиссию ипотечных ценных бумаг могут осуществлять специализированные агенты и коммерческие банки. Спецэмитенты могут учреждаться коммерческими структурами и должны отвечать требованиям закона.
Требования к коммерческим банкам частично определяются постановлениями ЦБ, однако вся необходимая для эмиссии бумаг нормативно-правовая база пока не сформирована, что и задерживает появление на фондовом рынке ипотечных ценных бумаг. Специализированные агенты ипотеки могут выпускать ипотечные бумаги под закладные невыданных кредитов, а банки - только под закладные уже взятых обязательств по кредитованию.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
- Президент АСДГ Владимир Городецкий принял участие в работе Союза российских городов и Конгресса муниципальных образований РФ. Обсуждались базовые аспекты создания в России эффективного местного самоуправления.
Будучи вице-президентом Союза российских городов, Владимир Филиппович занимался как вопросами проведения отчетного годичного собрания, так и планированием деятельности Союза до конца года. Предстоит большая работа по подготовке к внедрению в жизнь закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Например, в изменении нуждаются более ста различных законодательных актов федерального уровня.
Сделать этот закон исполнимым и способствующим развитию больших и малых городов России - одна из целей и Конгресса муниципальных образований РФ. Внеочередное заседание правления Конгресса было инициировано региональными ассоциациями, в частности Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов. Свое мнение и мнение своих коллег Владимир Городецкий обозначил так:
"Нам кажется, что Конгресс сегодня не ведет активной работы. Нас не удовлетворяет система внутренней работы Конгресса, который разменивается на мелкие вопросы. А самых главных, глобальных не улавливает. Объединенное мнение глав муниципальных образований не доводится до Правительства, до структуры Аппарата Президента. Сегодня должна вестись очень серьезная работа, в частности, по изменению Налогового кодекса, чтобы создать настоящую финансовую основу для местного самоуправления. Мы . мэры - хотим, чтобы этот закон был реализован и стал базовым для дальнейшего развития России".
21 мая пройдет следующая Сессия Конгресса, где и будет рассмотрено предложение по реорганизации, которое, по мнению Владимира Филипповича, повысит эффективность работы и будет способствовать достижению тех целей, ради которых создавался Конгресс муниципальных образований России.

- Отдел Мониторинга СМИ предлагает обзор центральной прессы на тему: " Основные события недели. Мнения. Комментарии" (Приложение 6).

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 7-14).

Ассоциация "Города Урала"
- С.М.Киричук вновь избран президентом Ассоциации "Города Урала" на два года.
В первых числах апреля прошло девятое общее собрание Ассоциации, где обсуждались вопросы реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, концепция развития Конгресса муниципальных образований, межмуниципальное сотрудничество. Также прошли выборы руководящих органов.
Был избран Координационный совет в составе:
Ахметов Спартак Галеевич - глава города Стерлитамака;
Быковский Василий Алексеевич - мэр города Муравленко;
Ельчанинов Анатолий Фёдорович - мэр города Кургана;
Каменев Аркадий Леонидович - глава города Перми;
Киричук Степан Михайлович - глава г. Тюмени;
Неймышев Виктор Павлович - председатель городской Думы г. Тобольска;
Некрасов Валерий Геннадьевич - глава МО г. Сатка и Саткинского р-на;
Перешеин Владимир Юрьевич - глава г. Глазова;
Судейкин Валерий Михайлович - глава г. Ханты-Мансийска;
Спирин Александр Михайлович - глава города Салехарда;
Чернецкий Аркадий Михайлович - глава г. Екатеринбурга;
Черноусов Юрий Александрович - мэр г. Орска;
Ярошевский Анатолий Михайлович - директор Исполнительной дирекции Ассоциации.
В ревизионную комиссию вошли:
Кокорин Алексей Геннадьевич - глава г. Шадринска
Высоцкий Лев Абрамович - председатель городской Думы г. Сарапула
Щёкотов Виктор Александрович - глава г. Троицка.
- Главная цель нашего объединения - обмен опытом работы управлением муниципальной собственностью, взаимодействие с промышленными предприятиями, улучшение атмосферы взаимопонимания среди органов местного самоуправления, - подчеркнул Глава Тюмени С.М.Киричук, - это ассоциация, где все учатся, обмениваются опытом и советуются друг с другом по поводу того, как правильно строить межбюджетные отношения. Учеба идет активно. Например, в минувшем году в Тюмени мы учились организации кадровой политики в сфере здравоохранения. А Курган в августе провел с размахом выставку товаров, пригласив к себе производителей из всех городов Урала. Мы знаем, как серьезно относятся к организации выставочной деятельности в Екатеринбурге, какие огромные шаги в сотрудничестве делают города Ханты-Мансийск, Миасс, Нижний Тагил. Думаю, что Ассоциация "Города Урала" - это школа по выживанию в современных условиях для руководителей представительных органов власти и специалистов управления муниципальным образованием.

Новости муниципалитетов

АБАЗА НАДЕЕТСЯ НА ПОМОЩЬ
15 апреля после обильных затяжных дождей, вызвавших ранний ледоход по реке Абакан, в результате ледяного затора, образовавшегося чуть ниже города по течению реки, вода хлынула в город. Мгновенно было полностью затоплено более 500 жилых домов, объекты социальной и жилищно-бытовой инфраструктуры (уровень воды на улицах достигал 2,5 метров), в том числе была подтоплена городская больница.
Погибло 9 человек.
Люди остались без продуктов питания, теплых вещей, имущество в основном пришло в полную негодность, либо его унесла река, погибли домашние животные.
В городе была объявлена чрезвычайная ситуация. Жители Абазы не опустили рук и устраняют последствия наводнения. В час беды, вспоминая святые традиции наших предков, мы обращаемся ко всем:
- помогите абазинцам, пострадавшим от стихийных разрушений! Протяните руку помощи тем, кто сегодня остался без крыши над головой, без какого-либо имущества. Жители Абазы надеются на помощь предпринимателей, руководителей промышленных и аграрных предприятий, организаций, руководителей субъектов РФ, глав администраций городов и районов; всех тех, кто неравнодушен к судьбам своих соотечественников.
Примем вашу помощь - финансовую и иную - в любом виде. Каждый рубль, все виды
стройматериалов, продуктов питания в обязательном порядке будут переданы именно тем, кто в них остро нуждается, тем, кому сегодня тяжелее всего.
Будем милосердны, поможем Абазе!

Наш адрес: 655750, Республика Хакасия, г.Абаза, ул.Ленина 20а, Администрация города Абазы, т. (39047) 2-30-61, 2-33-58, ф. 2-36-35, e-mail: gorodabaza@mail.ru.
Наши реквизиты:
Р /РЎ 40703810100002000042
ИНН 1909010400
БИК 049517000
РКЦ г. Абаза
РљРџРџ 190901001
Администрация г.Абазы

Ангарск (АСДГ)
- Жилищный фонд города полностью перейдет к управляющим компаниям.
В конце мая - начале июня в Ангарске пройдет конкурс, в результате которого 100% жилищного фонда города перейдет в доверительное управление частным компаниям. Об этом сообщил председатель Комитета по жилищной политике Иркутской области Петр Воронин.
- Сейчас в Ангарске работает 11 управляющих компаний. В их ведении почти 50% жилищного фонда города, - отметил Петр Воронин. - Управление оставшейся частью жилья будет выставлено на конкурс в мае-июне. Задача конкурсной комиссии - выбрать среди уже зарекомендовавших себя компаний лучшую. Управляющие компании должны дать реальные гарантии исполнения сроков и качестве ремонта жилищного фонда, выставленного на конкурс, а также о благоустройстве придомовых территорий.
Общая площадь жилищного фонда Ангарска составляет 4 млн. 704 тыс. кв. м

Барнаул (АСДГ)
- Доходы от приватизации, полученные бюджетом города в прошлом году, составили 17,2 млн. рублей.
Комитетом по управлению имуществом города в прошедшем году проведена работа по обновлению в полном объеме реестра объектов муниципальной собственности. Остаточная стоимость муниципального имущества составляет 8,2 млрд. руб. За прошедший год в собственность города принято имущества на 107,4 млн. руб.
Велась работа по сдаче в аренду нежилых помещений для пополнения бюджета города. На 01.01.2004 действовал 2441 договор, заключенный на площадь, равную 377,7 кв. м. Доход, полученный за 2003 год от аренды нежилых помещений и движимого имущества с учетом штрафных санкций, составил 87 млн. руб., что больше чем в 2002 году на 16%.

- Принята Программа энергосбережения на 2004-2006 годы.
Как отметил заместитель главы администрации города Михаил Шипицин, в Барнауле уже действовали 2 отраслевые программы по энергосбережению и они принесли ощутимые результаты. Так, за последние 4 года из городского бюджета на установку приборов учета тепла было выделено более 20 миллионов рублей, установлено свыше 300 приборов учета тепла.
При подготовке новой программы энергосбережения изучался опыт других городов. В частности, Москвы, Новосибирска, Томска, Красноярска, Омска и других. Также к разработке программы были привлечены ученые Алтайского технического университета и специалисты "Энергонадзора".
Новая программа энергосбережения позволит обеспечить экономию до 95 миллионов рублей. Но, как отметил глава города Владимир Колганов, эта программа будет действенна в том случае, если тарифы на электроэнергию не будут быстро расти.

Бийск
- Паводковая ситуация в городе находится под контролем управления ГО и ЧС и городской администрации.
В Бийске сложилась сложная паводковая ситуация. Как сообщили в пресс-центре Бийской мэрии, все службы города переведены в режим повышенной готовности. В медицинских стационарах для размещения пациентов из затопленных районов отведены палаты. Создан дополнительный запас медикаментов, как для стационаров, так и для медицинских бригад, работающих непосредственно в зоне подтопления.
Коммуникационные сети функционируют нормально. По информации директора МУП "Бийские тепловые сети" Владимира Ковязина, участки тепловых сетей, находящиеся в зоне подтопления, установлены согласно проектным требованиям. Что минимизирует вероятность возникновения крупных порывов.
МУП "Водоканал" полностью обеспечивает город холодной водой и даже при повышении уровня воде в реке гарантирует нормальное водоснабжение.
Дорожные и строительные организации к моменту паводка создали резервный фонд строительных материалов и к моменту спада уровня воды готовы приступить к ликвидации последствий воздействия стихии.
По словам главного санитарного врача Бийска Тамары Дымовой, эпидемическая обстановка в городе нормальная. Служба госсанэпиднадзора будет делать все возможное, чтобы не допустить вспышки инфекционных заболеваний.
Координирует работу всех городских служб по ликвидации последствий паводка первый заместитель главы администрации Бийска Николай Нонко. И как заверил мэр Бийска Иван Кичмаренко, ситуация находится под контролем управления ГО и ЧС и городской администрации.

Екатеринбург
- Программный совет стратегического развития города продолжил работу по рассмотрению и утверждению стратегических проектов.
В обсуждении приняли участие ведущие ученые, предприниматели, общественники уральской столицы, депутаты Екатеринбургской думы, а также руководители города и районов. Первый вопрос повестки дня - это представление подпроекта "Одаренные дети", который является одной из составляющих стратегического проекта "Городская школа - стандарт пять звезд".
Как отметила начальник Управления образования Тамара Непомнящая, главная цель подпроекта "Одаренные дети" - это выявление, поддержка, развитие талантливых ребят, и, кроме того, адресная помощь. В Екатеринбурге уже накоплен уникальный опыт работы с одаренными детьми. В городе регулярно проводятся олимпиады, фестивали, конкурсы научно-исследовательских проектов. Екатеринбургские школьники побеждают в олимпиадах всероссийского и международного уровней. 26 талантливых ребят из малообеспеченных семей получают сегодня стипендию Главы города (это тысяча рублей в месяц). В городе открыт первый в Уральском регионе муниципальный информационно-образовательный центр "Одаренность и технологии". Кроме него в Екатеринбурге работают 43 базовых площадки и опорных центра по поддержке одаренности. До 2015 года, именно на такой срок рассчитана реализация подпроекта, их количество увеличится до 90. Вдвое возрастет и число профильных классов в екатеринбургских школах (сегодня таких классов 376). Особое внимание в реализации подпроекта "Одаренные дети" уделяется взаимодействию с вузами и УрО РАН, повышению квалификации педагогов и психологов, работе с родителями.
Сегодняшнее обсуждение перспектив работы с талантливыми в разных сферах деятельности ребятами вызвало большой интерес и поддержку у членов программного совета, которые единогласно утвердили подпроект "Одаренные дети".

Иркутск (АСДГ)
- Городу необходим завод по переработке твердых бытовых отходов.
К такому выводу пришли в городской администрации. В своем отчете, представленном на суд общественности 16 апреля, мэр Иркутска Владимир Якубовский отметил, что "в марте-апреле город имеет неприглядный вид".
Для того чтобы санитарное состояние Иркутска улучшилось, муниципалитет намерен в течение 2004 года запустить в работу мусоросортировочный комплекс. Уже сейчас в город пришли первые модули для этого предприятия - машины для прессования твердых бытовых отходов. Прессование позволит более цивилизованно утилизировать мусор и сэкономит место на городском полигоне для вывоза отходов.
- Средства для реализации этой программы уже заложены в муниципальный бюджет, - подчеркнул иркутский градоначальник. Стоимость проекта пока не называется.
Владимир Якубовский предложил жителям Иркутска самостоятельно заняться проблемами чистоты в городе. Городские власти планируют ввести такие общественные должности, как "старший по подъезду" и "старший по дому". Эти люди будут контролировать состояние прилегающей к дому или подъезду территории. О том, каким образом "общественники" смогут компенсировать бездеятельность коммунальных служб, градоначальник умолчал.
Со своей стороны городская администрация обещает установить в жилых кварталах новые мусорные контейнеры и урны. Кроме этого, с целью облагораживания внешнего вида города мэрия намерена обустроить 200 детских и спортивных площадок. При этом будут приведены в достойный вид и придворовые территории, отметил Владимир Якубовский.

- Владимир Якубовский поручил ученым бороться с гололедом.
Возможно, следующей зимой иркутские улицы будут посыпать от гололеда новыми реагентами, разработанными учеными Иркутского научного центра СО РАН. Об этом заявил мэр Иркутска Владимир Якубовский 16 апреля во время отчета о деятельности городской администрации за 2003 год.
Он сообщил, что уже разговаривал об этом с председателем президиума ИНЦ СО РАН академиком Михаилом Кузьминым, и предварительная договоренность о начале научных разработок была достигнута.
- Новые реагенты должны быть эффективны в борьбе с гололедом, - отметил иркутский градоначальник. - При этом машины и обувь горожан не должны страдать от вредного химического воздействия.
Нынешнюю ситуацию, когда улицы посыпаются "отсевом" (смесью песка и щебня), мэр считает неправильной. Проблему гололеда это не решает, а улицы загрязняются. Напомним, в европейской части России для посыпания улиц уже давно применяются химические реагенты, однако ни один из них не сохраняет своих полезных качеств в сибирских погодных условиях.

Красноярск (АСДГ)
- 15 апреля глава города Петр Пимашков провел встречу с представителями банков, на которой обсуждались дальнейшие шаги по развитию ипотечного кредитования в городе.
Напомним, что в прошлом году на встрече Президента России Владимира Путина и Президента Израиля Ариэля Шарона была достигнута договоренность о сотрудничестве банков Израиля и России. В результате этого, на российском банковском рынке появился израильский банк "Апоалим". Представители именно этого банка и собираются стать партнерами по проекту ипотеки в Красноярске. Схему ипотечного кредитования с участием банка "Апоалим" Петр Пимашков обсуждал с израильскими представителями еще в феврале этого года.
На состоявшейся накануне встрече была представлена информация о том, что сделано за 2 прошедших месяца и что необходимо организовать и обсудить далее.
Заместитель председателя Правления банка "Апоалим" Зион Кейнан рассказал о возможностях одного из лидеров мировых банков именно по ипотечному кредитованию.
В результате анализа рынков российских городов, банк "Апоалим" пришел к выводу, что по таким критериям, как платежеспособность населения, возраст населения, уровень доверия к властям, городская строительная политика, Красноярск является одним из самых привлекательных городов России для партнерства. Однако, поскольку схемы кредитования в Израиле отличаются от российских, сторонам предстоят еще переговоры о разработке схемы, наиболее подходящей для Красноярска.
Глава города Петр Пимашков отметил: "Определенная практика обеспечения доступным жильем в городе сложилась - это программа 50 на 50, по которой бюджетникам предоставляется возможность приобрести квартиру за 50% ее стоимости. Причем эти 50% выплачиваются в течение нескольких лет. Сегодня мы расширяем возможности и начинаем новые проекты уже с участием банков. Легче всего решать проблему тем, кто имеет квартиру - однокомнатную, например, и сможет, внеся в первый год 10% стоимости квартиры уже улучшить жилищные условия. Затем, в течение следующих 10 лет выплачивать ипотечный кредит. У тех жителей, которые еще не имеют никакого жилья, такая возможность открывается. Я верю в успех этого дела. Мы настроены на продуктивную работу".
Результатам встречи стало подписание Протокола о намерениях сотрудничества по доработке схемы ипотечного кредитования в Красноярске между администрацией города, банком "Апоалим" и "Ярбанком".

Находка (АСДГ)
- В городе будет создан городской Совет по развитию туризма, который доработает городскую Программу развития туристической отрасли.
Такое решение принято на заседании Коллегии в администрации города, которое состоялось под председательством мэра Виктора Гнездилова.
Проект комплексной Программы развития туризма в Находке до 2010 года стал предметом обсуждения участников очередного заседания Коллегии в городской администрации. Программа разработана комитетом по развитию предпринимательства, управлениями экономики и культуры совместно с представителями турбизнеса с целью создания условий для превращения индустрии туризма в одну из ведущих отраслей экономики Находки. Объемный и содержательный документ включает актуальные предложения и мероприятия по созданию правовой, организационно-управленческой им экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристической индустрии.
Туризм для Находки имеет особое значение. Занимая выгодное географическое положение, приморский город обладает богатейшими рекреационными ресурсами. Как рассказала заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства Надежда Малик, общая протяженность береговой полосы составляет почти 200 километров, более шести тысяч гектаров рекреационных территорий предназначено для организации длительного и кратковременного отдыха. Наиболее привлекательные из них занимают площадь 1 815 гектаров, однако, задействовано на сегодня только 11 процентов. В летний сезон сотни тысяч преимущественно неорганизованных "диких" туристов приезжают из районов Сибири и Дальнего Востока для отдыха на морском побережье. С открытием сквозного автомаршрута Чита-Хабаровск туристический поток еще больше увеличится.
Вместе с тем, было отмечено, что развитие цивилизованного туризма в Находке находится пока лишь в зачаточном состоянии. Существующая база туризма в значительной степени нуждается в реконструкции и обновлении. Но самое главное, необходимо радикально изменить подход в формировании туристической инфраструктуры с разработкой нового турпродукта всего города.
По словам Надежды Малик, в рамках разработанной комплексной программы определено два этапа. Первый - это 2004-2005 годы, когда предстоит выделить на территории города туристские зоны природного и культурно-исторического направления, обозначить объекты туризма и сопутствующей инфраструктуры, сформировать необходимую нормативно-правовую базу. Второй, более масштабный этап, рассчитанный до 2010 года, предполагает дальнейшую работу по реализации программных мероприятий: возведение малых гостиниц и баз отдыха с элементами оздоровительного и спортивного туризма круглогодичного использования, открытие круизных маршрутов. В перспективе - обустройство дендрокомплекса, строительство этнографического парка с размещением 30 деревень разных народов мира.
С целью доработки проекта программы и ее дальнейшей реализации мэр Виктор Гнездилов поручил создать городской Совет по развитию туризма. Кроме того, Виктор Гнездилов подчеркнул, что развитие туриндустрии должно способствовать привлечению инвестиций и повышению налоговых отчислений в местный бюджет. По словам мэра, к 2010 году доходы от туризма должны составлять не менее 10% городской казны, пока что поступления от данной сферы деятельности ничтожно малы и составляют менее 1%.

Новосибирск (АСДГ)
- Председателем городского Совета единогласно избрана Болтенко Надежда Николаевна.
До 2001 года она работала главным врачом поликлиники № 27, кандидат медицинских наук. На должность заместителя председателя Совета по предложению Н.Н.Болтенко избран Ренат Исмаилович Сулейманов. За кандидатуру Сулейманова проголосовали 20 депутатов, против - 2.
До недавнего времени и мэром, и председателем горсовета являлся Владимир Филиппович Городецкий. Осенью прошлого года по его инициативе полномочия руководителя мэрии и городского Совета были разделены.
Разделение представительной и исполнительной ветвей власти идет практически во всех городах России. Поэтапно, в соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В Новосибирске для этого была создана специальная комиссия муниципалитета по рассмотрению предложений в Устав Новосибирска, которая уже внесла десятки поправок в главный документ города. Таким образом, была подготовлена нормативная база для осуществления преобразований. Разработан и передан депутатам для ознакомления и внесения предложений проект Положения об аппарате городского Совета.
Мэр Владимир Городецкий продолжает оставаться главой местного самоуправления, а поэтому будет, как и раньше, подписывать решения городского Совета. По-прежнему он может участвовать и в работе депутатских сессий, но теперь только с правом совещательного голоса.
По мнению и депутатов, и руководства мэрии, разделение исполнительной и представительной властей в Новосибирске приведет к более точному разграничению полномочий и ответственности, а значит - обеспечит более продуктивную работу, направленную на развитие города.

- Мэр Владимир Городецкий поставил свою подпись под договором пожизненной ренты между мэрией и инвалидом Великой Отечественной войны Василием Ивановичем Мальцевым.
Фронтовик и его супруга получат из бюджета города единовременную выплату в размере 11 тыс. рублей, а в дальнейшем на их личный счет будут ежемесячно перечислять ренту, которая на сегодняшний день составляет 1125 рублей.
В обмен на передачу своей двухкомнатной квартиры муниципалитету супружеская пара будет получать пожизненную ренту, бесплатное надомное обслуживание - от двух до семи раз в неделю, в зависимости от состояния здоровья ветеранов. Мэрия берет на себя расходы, связанные с ремонтом квартиры (раз в пять лет - бесплатный ремонт жилья), а также оплату жилищно-коммунальных услуг за площадь, превышающую социальную норму. Если пожилой человек утратит способность к самообслуживанию, за ним закрепят сиделку и медицинского работника.
Пожизненная рента введена в Новосибирске три года назад. Сейчас размер средней ренты на одного человека в месяц составляет 720 рублей. Кроме того, все, заключившие договор, получают единовременное пособие в размере 100 минимальных размеров оплаты труда. Расходы, связанные с оформлением документов на приватизацию квартиры, власти также берут на себя.

- Утвержден план мероприятий по энергосбережению на 2004 год.
Программа энергосбережения нацелена, в первую очередь, на улучшение теплоснабжения потребителей, на сокращение затрат и, в конечном счете, на предотвращение повышения тарифов на тепловую энергию.
Среди основных мероприятий - переключение части потребителей на централизованное теплоснабжение. Планируется закрыть три малых котельных. К централизованному теплоснабжению будут подключены жилые дома в Затоне.
В бюджете заложено 9,5 млн рублей, которые пойдут, в первую очередь, на организацию технического обслуживания приборов учета тепла на объектах муниципальной сферы, а также на дооснащение этими приборами школ и больниц города.
Продолжится реконструкция центральных тепловых пунктов. В этом году она коснется 13-ти ЦТП. Объем вложений на их реконструкцию составит свыше 46 млн. рублей, в том числе 8,5 млн. рублей - инвестиционные средства, которые городские власти намерены привлечь за счет надстроек ЦТП и сдачи дополнительных площадей в аренду.
Во время ремонтной кампании будут сведены к минимуму отключения горячей воды в домах новосибирцев - до 7 дней. В этом году будет опробована система гибких вставок, когда при ремонте теплотрасс прокладываются пластиковые трубы и по ним на все время ремонта основных трубопроводов подается горячая вода. По оценкам специалистов, за счет бесперебойного снабжения горячей водой можно будет дополнительно получить более 20 млн. рублей.

Норильск (АСДГ)
- Депутаты городского Совета рекомендовали учесть в положении о жилищных компенсационных выплатах права родителей, дети которых являются студентами очных отделений.
Состоятельные люди должны платить за квартиру самостоятельно, без помощи из бюджета. Именно такую идею призвана реализовать жилищно-коммунальная реформа.
Поэтому квартиросъемщики, доход которых выше 25 тысяч на каждого члена семьи, не могут претендовать на жилищные компенсационные выплаты, такую норму предусматривает положение о ЖКВ.
Однако в городах Большого Норильска немало семей, молодое поколение которых является студентами. Дети-студенты, выписываясь из родительской квартиры, уже не могут приниматься во внимание при расчете среднедушевого дохода семьи. К примеру, при общем заработке родителей 50 тысяч в месяц, доход делиться не на четверых или троих, а на двоих. Получается, что наряду с высокими затратами на обучение, родители выпадают и из схемы ЖКВ. Комиссия по социальной политике посчитала такой подход несправедливым и рекомендовала администрации оговорить в проекте положения права родителей, чьи дети являются студентами очных отделений.

Омск (АСДГ)
- Развитие территориального общественного самоуправления.
16 апреля состоялась пресс-конференция с участием заместителя Мэра г. Омска, руководителя бюро Мэра города Ирины Карелиной. Практика показывает, что органы власти наиболее успешно решают вопросы жизнеобеспечения территорий, работая не просто с населением, а с организованным населением. Поэтому за последние три года администрацией города все сделано для того, чтобы комитеты территориального общественного самоуправления в Омске стали эффективно работающей системой. Следующим шагом в развитии территориального самоуправления должно стать создание на базе КТОСов управляющих компаний.
Начало становлению и развитию территориального общественного самоуправления в Омске было положено более 10 лет назад - первый КТОС был организован в 1992 году в поселке Загородный. Сегодня на территории г. Омска работает уже 73 комитета, основными направлениями деятельности которых являются привлечение населения к работе по обеспечению сохранности жилищного фонда, благоустройству и озеленению, охране общественного порядка, организация общественных работ, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, поддержка социально незащищенных семей.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности общественных формирований разработан проект Концепции развития территориального общественного самоуправления как составной части системы местного самоуправления. 30 марта 2004 года проект был рассмотрен на расширенном заседании Совета по ТОС при Мэре города Омска.
Проектом Концепции определены приоритетные направления развития территориального общественного самоуправления в Омске. С целью оптимизации функционирования системы ЖКХ необходимо создание в городе управляющих компаний. Общественное правление собственников и нанимателей жилья позволит повысить ответственность жильцов за состояние дома, подъезда и прилегающей территории. Но самое главное - повысить ответственность жилищно-коммунальных служб за качество предоставляемых услуг.
Только участие общественности в процессе реформирования ЖКХ позволит реально улучшить качество жизни омичей. На смену старшим по домам (домовым советам) должны прийти управляющие домами, которые как представители жильцов будут решать вопросы сохранности жилищного фонда и благоустройства территории. Они станут заказчиком услуг, а структурное подразделение ЖКХ - исполнителем. Сейчас обе эти функции выполняет ПЖРЭУ, качество работы которых в современных условиях часто признается неудовлетворительным. Для изменения сложившейся системы необходимо решить ряд первоочередных задач, таких как разработка необходимой нормативной базы и подготовка квалифицированных кадров.
Уже сегодня КТОСы совместно со старшими по домам занимаются хозяйственной деятельностью, представляя интересы жителей микрорайонов и выступая заказчиками от их имени на производство таких работ, как ремонт подъездов, строительство и оборудование детских площадок, установка и обслуживание приборов учета тепловой энергии, домофонов на целых комплексах жилых домов. Поддержка КТОСов в качестве хозяйствующих субъектов является одним из приоритетных направлений работы администрации города в 2004 году.
16 апреля в администрации Кировского округа состоялся городской семинар "О совершенствовании взаимодействия органов территориального самоуправления с ветеранскими организациями". Совместная работа КТОСов, первичных ветеранских организаций - участниками мероприятия стали представители всех округов и окружных Советов ветеранов - должна быть в первую очередь направлена на социальную защиту пожилых людей, сохранение нравственных ценностей и культурных традиций, героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

- 21 апреля на очередном заседании Омского городского Совета депутаты приняли Программу приватизации муниципального имущества, предложенную администрацией города.
Напомним, что в соответствии с разработанной Программой в 2004 году планировалось выставить на аукцион около 20% площадей, арендуемых коммерческими структурами, что должно было принести в бюджет города около 1 млрд. рублей, заложенных в доходную часть еще при его формировании.
Окончательное принятие Программы позволит избежать сокращения бюджета, своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, ликвидировать задолженность по единому социальному налогу и направить средства на реализацию важных социальных проектов, таких, например, как строительство школы в 14-м Военном городке.
Однако, по мнению городских финансистов, выполнение программы в полном соответствии с расчетами будет затруднено двумя факторами. Во-первых, программа была принята депутатами гораздо позже запланированного срока, первые средства от ее реализации поступят в городской бюджет только в июне. Во-вторых, из окончательного варианта Программы были исключены все объекты, расположенные в центральной части города, что, безусловно, несколько снижает ее коммерческую привлекательность. Впрочем, по мнению директора департамента финансов и экономики Сергея Толкачева, шансы на то, что городскому бюджету удастся получить запланированные 954,8 млн. руб. достаточно высоки.
Для того, чтобы получить аналогичную сумму от арендной платы (даже с учетом ее повышения), потребовалось бы более 10 лет. Напомним, что согласно новому закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до реорганизации (отчуждения или перепрофилирования) муниципальной собственности осталось неполных пять лет. И если бы программа реализации муниципальной недвижимости не вступила в действие сейчас, к сентябрю 2009 года городской бюджет мог бы потерять около 2,5 млрд. руб.

Ростов-на-Дону
- 14 апреля в администрации состоялось заседание городского организационного комитета по подготовке и проведению празднования в сентябре 2004 года 255-й годовщины со дня основания города.
На заседании был утверждён логотип официальной эмблемы празднования 255-летия со дня основания Ростова-на-Дону. Знак отражает силуэты двух ключевых объектов города - театра им. Максима Горького и Кафедрального Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Если на 250-летие основной упор делался на подготовку к празднику центральной улицы города, Большой Садовой, то теперь, по словам мэра Ростова Михаила Чернышёва, ударной площадкой должна стать Набережная города. Ход подготовки Набережной к Дню города будет рассмотрен дополнительно. Согласно концепции праздничного оформления Ростова, в оформлении города принимают участие 47 фирм. К 255-летию планируется изготовить 40 муниципальных комплектов, это 160 позиций с юбилейной символикой. В настоящий момент элементы праздничного оформления размещаются не только по ул. Б. Садовой и на градообразующих площадях, но и по другим магистралям города. С каждым годом увеличивается количество зданий с декоративной подсветкой. К 43 существующим объектам, планируется подключить шесть новых, ещё шесть предложений находятся на стадии предварительного согласования. Разработаны эскизы и ориентировочные сметы по иллюминации городской телебашни и трёх мостов. Выполнены проектные предложения памятных знаков на местах редутов крепости Дмитрия Ростовского. Согласован и получил благословение эскизный проект мемориального знака Храму Александра Невского. Составлены схемы декоративного, вертикального озеленения по одиннадцати улицам города. Утверждены эскизы малых форм благоустройства, предусмотренных для размещения на ул. Б. Садовой, в том числе: цветочницы, скамьи, урны. Реализуется программа малой городской скульптуры. Как считает Мэр Ростова Михаил Чернышёв, история Ростова должна найти себя в малых скульптурных формах.

- В администрации города разработана и в настоящее время реализуется комплексная программа "Дворник".
По договору лизинга получено 80 единиц спецтехники, в том числе: подметало-уборочные машины BRODD-SON 2500 Scandia - 2шт., подметало-уборочные машины ПУМА 6 шт., фрезеровщик ВОВСАТ, измельчитель древесины ВОВСАТ и другая техника, позволившая значительно облегчить и повысить производительность труда человека. За весь период действия программы для уборщиков территорий приобретено 1 тыс. 313 тележек (из них 800 шт. в 2003 г.). При общем числе дворников в городе около 2600 человек теоретически каждый второй дворник обеспечен тележкой. Для коммунальных нужд приобретено 95 газонокосилок, 76 бензокос и прочих средств малой механизации и рабочего инвентаря. Предприятиям ЖКХ выделено 88 служебных помещений с соблюдением норм санитарной гигиены, что составляет 80% требуемого количества. Администрациями районов, совместно с МУФЗ районов проводится работа по организации бригад уборщиков территорий. Формирование бригадного метода уборки в районах города в настоящее время завершено на 85%.

Томск (АСДГ)
- Мэр Александр Макаров провел рабочую встречу с вице-директором администрации города Шеньян Цзин Хуэем и представителями департамента иностранных экспертов провинции Ляонин (КНР).
Во время встречи Александр Макаров обсудил со своими китайскими коллегами подготовку выставки научно-технических достижений, которая пройдет в Шеньяне 16-19 мая 2004 года. Томичи предложат участникам мероприятия свыше 150 своих научно-технических, в том числе инновационных, проектов и разработок.
Напомним, что администрация Томска уже не один год сотрудничает с провинцией Ляонин. Выбор партнера далеко не случаен. Регион, в котором проживают свыше 60 миллионов человек, представляет собой научно-образовательный центр Китая. И власти провинции крайне заинтересованы в научно-технических "но-хау" томичей. В ходе предыдущих выставок в Шеньяне предприятия и организации Томска уже заключили с китайской стороной контракты на общую сумму в десятки миллионов долларов. Например, внедрение методики очистки нефти, разработанной Томским институтом химии нефти, по предварительным оценкам китайской стороны должен принести доход в 5 миллиардов юаней.
Если три года назад томичи были первыми и единственными участниками подобного мероприятия, то в этом году в Шеньян съедутся представители более чем из 30 стран мира, в том числе из США, Японии и других развитых государств. Повысился и статус выставки, которую отныне курирует правительство КНР.
На встречу с мэром Томска высокие китайские гости пришли не с пустыми руками. Главе города и другим участникам встречи - заместителю мэра Олегу Попову, советнику Владимиру Овчаренко и и.о. председателя комитета по взаимодействию с вузовским комплексом администрации Томска Григорию Казьмину был предложен пакет документов с перечнем проектов, в разработке которых заинтересована китайская сторона. Даже после беглого знакомства с ними стало ясно, что многие наработки у томских организаций уже есть.
- У томичей есть, что предложить китайской стороне, подчеркнул Александр Макаров, но мы не должны довольствоваться лишь продажей лицензий на наш интеллектуальный продукт. Необходимо переходить к более глубокой интеграции - например, к созданию совместных наукоемких предприятий, подчеркнул томский градоначальник.

- 21 апреля мэр Александр Макаров и глава администрации Северска Николай Кузьменко провели совместную пресс-конференцию, на которой прокомментировали некоторые положения новой редакции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Новый закон о МСУ вносит немало кардинальных перемен в жизнь муниципальных образований. В частности, он пересматривает территориальную организацию местного самоуправления в России. Характеристики территории конкретного муниципального образования теперь зависят от его статуса: поселение, муниципальный район, городской округ и т.д. Для города Томска более или менее понятны собственные территориальные перспективы. Он, скорее всего, получит статус городского округа. Это следует из положений закона о МСУ, который в целом исходит из принципа "крупный город - городской округ".
Безусловно, при территориальной организации Томска могут возникнуть проблемы. Это связано с тем, что новый закон о МСУ формулирует свои требования по территории весьма расплывчато, тем самым, передавая инициативу властям субъектов федерации и позволяя им разрабатывать правила, исходя из местных условий.
И сегодня уже появляются откровенно проблемные для Томска предложения - например, соединить Томск, Северск и Томский сельский район в один почти семисоттысячный мегаполис.
Однако, как отметили участники пресс-конференции, от объединения столь разнородных муниципальных образований пострадают жители и Томска, и Северска, и Томского района. Александр Макаров напомнил - присоединившись к Томску, сельчане потеряют все свои льготы:
женщины станут работать на час дольше, лишаться своих льгот бюджетники - учителя, врачи, работники культуры и т.д. Неприятные перемены ожидают владельцев земельных участков. - В случае присоединения к Томску плата за землю возрастет более чем в 30 раз, - сообщил Александр Макаров.
Лишние проблемы появятся и у томичей, считает Александр Сергеевич, так как за счет и без того не богатого городского бюджета на территории Томского района придется ремонтировать дороги, школы, больницы, детские сады, жилые дома, организовывать движение общественного транспорта… Иными словами, содержать огромную территорию. Разумеется, все это придется делать за счет горожан. - Из-за чьих-то политических амбиций пострадают и томичи, и сельчане, - подчеркнул Александр Макаров.
Глава администрации Северска Николай Кузьменко напомнил, что границы закрытого территориального образования, которым является Северск могут изменяться только указом президента Российской Федерации. Следовательно, субъект Федерации самостоятельно этого сделать не может. Также Николай Иванович поделился с журналистами печальным опытом подобных "укрупнений". В конце 90-х к Северску были присоединены Самуськи вместе с 23 тысячами гектаров земли. Для бюджета Северска это стало тяжелым ударом, сообщил Николай Кузьменко.
Единодушны градоначальники были и в оценке психологического аспекта предполагаемого объединения. По мнению Александра Макарова и Николая Кузьменко, у томичей и северчан сложился свой особый менталитет и при возможном искусственном сращивании двух разных городов этого нельзя не учитывать.
Отвечая на вопросы журналистов, Александр Макаров напомнил, что будущее за компактными городами. - На Западе, где очень эффективно работает местное самоуправление и на который мы любим оглядываться, наиболее динамично развиваются именно небольшие, компактные города. Томску, который и зарабатывает достаточно, и является признанным научно-образовательным центром с богатыми традициями, для успешного развития не нужны какие-либо укрупнения, подчеркнул томский мэр.
Вместе с тем, и глава Томска, и глава Северска выступают за интеграцию муниципальных образований. Но строиться она должна на основе добрососедских отношений, а не путем бездумного перекраивания существующих границ, считают оба руководителя соседних городов. - Производя столь масштабные перемены, и государственная власть, и муниципальная должны строить, а не разрушать, подчеркнул Александр Макаров.

- Устав города скоро существенно изменится.
Каждая статья устава Томска будет тщательно проанализирована на предмет её соответствия новому закону об организации местного самоуправления - такое решение приняли накануне депутаты-члены контрольно-правового комитета гордумы. Эту кропотливую работы думцы поручили уставной комиссии, состав которой будет значительно расширен.
Сегодня томичи стоят на перепутье - новый закон предлагает три варианта структуры местной власти. Первый предполагает избираемый представительный орган и избираемого главу исполнительной власти, по сути, именно этот вариант существует сегодня в городе. Очевидно, что в случае, если городские депутаты остановятся на этой модели, то можно ограничиться внесением поправок в устав.
Второй вариант предписывает выбирать депутатов по округам, а главу муниципального образования по городу. Последний должен возглавить думу, которая в свою очередь наймет на управление Томском квалифицированного менеджера.
Согласно третьему варианту городом будет также управлять менеджер, нанятый депутатами представительного органа. А вот глава муниципального образования будет выбираться из состава депутатов.
Очевидно, что вторая и третья модели предполагают внесение серьезных изменений в основной закон Томска. Проще, как говорится, написать новый устав, чем внести поправки в действующий.
На каком из трех вариантов остановятся депутаты городского собрания сегодня сказать сложно, очевидно одно, каким бы не было решение, жить по-новому томичи будут только после того, как закончится срок полномочий недавно выбранного мэра Томска Александра Макарова, т.е. с марта 2009 года.
Правда, есть, пусть и небольшая, вероятность того, что в следующем году власть в городе сменится вместе с изменением границ Томска. По новому закону перевыборы мэра и представительного органа назначаются, если количество избирателей увеличится на 10 %, в нашем случае в списке голосующих должно появиться 48 тысяч человек.
Подводя итог обсуждению, депутаты заметили, что пока будущее Томска покрыто мраком, известно, только одно, что в следующем году томичам придется выбирать не 18 депутатов, а минимум 25 - именно столько думцев положено иметь Томску по новому закону.

Хабаровск (АСДГ)
- Разговор о том, как наиболее рационально использовать городские земли, повысить поступления земельных платежей в бюджет, состоялся на заседании коллегии при мэре.
В прошлом году доля земельных платежей в доходной части городской казны составила 7%, но в будущем поступления от использования земли должны стать одной из главных составляющих бюджета. И сегодня доходы от использования земли могли бы быть более весомыми - так, проблемой по-прежнему остается взыскание недоимки. А она на начало года составляла солидную сумму - 224,2 миллиона рублей. Доля недоимки промышленных предприятий в этой цифре составляет 99%, хотя для них арендная плата за землю во многих случаях не превышает земельного налога. Промышленники зачастую и готовы сдать городу ненужные земли, взятые еще в советские времена, но все объясняют сложностью оформления документов. Что же касается земельного налога, то в Хабаровске на учете состоят 33,5 тысячи плательщиков, из которых 13 тысяч имеют различные льготы в соответствии с законодательством. Причем, по данным налоговой службы, сумма предоставленных льгот превышает поступления от земельного налога. Поэтому на коллегии обсуждался вопрос о необходимости более тщательного рассмотрения механизма предоставления льгот. Большие опасения вызывает ход начавшегося разграничения земель. Может оказаться, что в муниципальной собственности останется лишь 34,5% городских земель, что, конечно же, не может не отразиться на поступлениях в бюджет города. В то же время в федеральную собственность должна отойти почти половина хабаровских земель. Так, в собственность Федерации отнесены участки, давно брошенные Министерством обороны, хотя за это время город начал их осваивать, вложив немалые средства. И одной из задач мэрии в сфере землепользования должна стать работа по вопросам разграничения земель и отнесения в муниципальную собственность территорий, необходимых для развития города. В числе поручений, данных вице-мэром города Валерием Казаченко, также введение еженедельной системной отчетности по земельному делу, широкое информирование предпринимателей и горожан о свободных землях в Хабаровске, завершение работ по инвентаризации всех земель. По итогам работы коллегии в подготовленный проект постановления мэра города будут внесены необходимые дополнения и изменения.

Челябинская область
- На Южном Урале появится Озерский городской округ.
В связи с реализацией федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на Южном Урале появится Озерский городской округ. Между тем, сообщили "УралПолит.Ru" в администрации ЗАТО "Озерск", границы муниципального образования до сих пор не определены: город никак не может договориться с соседним Кыштымом. Суть конфликта - в 2100 гектарах. Согласно ряду правительственных и областных постановлений, принятых в период с 1946 по 1966 годы, все оспариваемые администрацией Кыштыма территории были изъяты и переданы "Маяку" еще 50 лет назад. Однако в Кыштыме с этим не согласны. В Озерске заявляют, что вся надежда только на появление "долгожданного" указа президента РФ по границам ЗАТО.
Между тем администрация Озерска до 15 мая должна представить в Законодательное собрание области нормы, касающиеся наименования муниципального образования, границ города, структуры органов местного самоуправления, правового положения главы, численности представительных органов местного самоуправления и сроков полномочий органов МСУ.
В мэрии отметили, что при решении этих вопросов больших проблем возникнуть не должно (кроме вопроса о границах). В уставе Озерска уже прописана структура органов местного самоуправления: ее составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация. По закону, необходимо создать контрольный орган муниципального образования. В мэрии уверены, что появление структуры, призванной контролировать исполнение местного бюджета и порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, возражений у депутатов не вызовет. О необходимости создания такой ревизионной структуры в горсовете говорилось неоднократно. В администрации ЗАТО отметили, что нынешний правовой статус главы, закрепленный в уставе Озерска, является самым демократичным: глава избирается на муниципальных выборах и руководит местной администрацией на принципах единоначалия.

Приложения к бюллетеню

в начало