Информационный бюллетень АСДГ

Редактор бюллетеня
Шлегель А.С.

(383-2) 27-11-52
E-mail: Shlegel@asdg.ru

Исполнительная дирекция АСДГ находится по адресу: 630099 Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16
Тел:(383-2) 23-85-00
Факс:(383-2) 27-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

Тел: (383-2) 27-11-16

 

Информационный бюллетень АСДГ
№ 11 (239) от 1 апреля

Президент Российской Федерации
- Владимир Путин назначил своих советников.
Владимир Путин назначил советниками президента России Асламбека Аслаханова, Андрея Илларионова, Геннадия Трошева, Анатолия Приставкина, Сергея Самойлова, Александра Бурутина и Владимира Шевченко. Об этом сообщает пресс-служба главы Российского государства.
Владимир Путин своими указами также освободил Игоря Сергеева и Евгения Шапошникова от должности помощника президента РФ.
Асламбек Аслаханов с 2003 г. являлся помощником президента России и курировал "проблемы Юга". Андрей Илларионов с 2000 г. советник президента России по экономическим вопросам. Геннадий Трошев 25 февраля 2003 г. был назначен советником президента РФ по вопросам казачества. Анатолий Приставкин с декабря 2001 г. являлся советником президента и курировал вопросы, связанные с деятельностью комиссий по вопросам помилования в субъектах Федерации. Сергей Самойлов, также с 2001г. советник президента, ранее курировал проблемы госстроительства. Александр Бурутин с 2003 г. являлся советником президента по военно-технической политике. Владимир Шевченко был советником президента с 2000 г.
Напомним, что 25 марта Владимир Путин подписал указ "Об администрации президента РФ". В соответствии с этим указом была полностью изменена структура администрации президента.
Отныне администрация формируется в составе руководителя, двух заместителей руководителя администрации - помощников президента РФ, помощников президента РФ, пресс-секретаря президента РФ, руководителя протокола президента РФ, полномочных представителей президента РФ в федеральных округах, советников президента РФ, полномочных представителей президента РФ в Совете Федерации и Государственной думе Федерального собрания, Конституционном суде, старших референтов, референтов президента РФ и иных должностных лиц.
Главой администрации остался Д. Медведев. Замами стали Владислав Сурков и Игорь Сечин. Пресс-секретарем президента РФ вновь назначен Алексей Громов. Руководителем протокола назначен Игорь Щеголев. Джахан Поллыева, Сергей Приходько, Александр Абрамов, Игорь Шувалов, Виктор Иванов и Лариса Брычева назначены помощниками президента России.
Полномочными представителями президента в федеральных округах назначены: Георгий Полтавченко (в Центральном ФО), Сергей Кириенко (в Приволжском ФО), Владимир Яковлев (в Южном ФО), Петр Латышев (в Уральском ФО), Леонид Драчевский (в Сибирском ФО), Илья Клебанов (в Северо-Западном ФО), Констатин Пуликовский (в Дальневосточном ФО).

Правительство Российской Федерации
- Если новая структура федеральных органов власти будет эффективной, то она может быть перенесена на региональный уровень.
Об этом сообщил глава аппарата правительства РФ Дмитрий Козак. По его словам, "навязывать такую же структуру, как у федеральных органов, регионам не будут, однако если схема будет эффективной, то она может быть распространена и на субъекты РФ".
Д.Козак напомнил, что целью административной реформы является более эффективное, ответственное правительство в целом, а также более эффективный и каждый федеральный орган. Реформа направлена на устранение "многозвенности" при принятии решений. В связи с этим Д.Козак напомнил, что у министров теперь будет только по два заместителя, произойдет существенное сокращение численности аппарата, а роль департаментов возрастет.
При этом Д.Козак сообщил, что он будет курировать все вопросы административной реформы. Комиссия по административной реформе, а также межведомственная комиссия по структуре федеральных органов исполнительной власти, по его словам, будут преобразованы в одну структуру.
Кроме того, глава аппарата правительства заверил, что в ближайшие две-три недели аппарат правительства претерпит такие же преобразования, как и другие федеральные министерства. По словам Д.Козака, аппарат правительства "будет более компактным, эффективным, динамичным и ответственным". При этом роль его в процессе документооборота останется прежней - федеральные министерства будут направлять законопроекты в аппарат правительства, где они будут рассматриваться и согласовываться. В настоящее время между министерствами и ведомствами нет разногласий относительно распределений функций.
По словам Д.Козака, в течение недели все федеральные министры определятся с кандидатурами своих заместителей, и, возможно, к следующему заседанию правительства все 18 заместителей министров будут назначены или "по крайней мере, их кандидатуры будут внесены в правительство".
В рамках административной реформы кабинет министров сократит до 10 количество правительственных комиссий. На заседании 8 апреля, сообщил Д.Козак, будет рассмотрен вопрос об упразднении существующих 220 правительственных комиссий. Также, по словам Д.Козака, всем учреждениям, осуществляющим надзорные функции, будет присвоен статус госслужб. Д.Козак особо отметил, что в течение 2-3 лет необходимо создать механизм, принуждающий чиновников к эффективной работе и исполнению своих служебных обязанностей. По мнению Д.Козака, после того как будет детально прописан регламент деятельности чиновника, можно будет требовать исполнения прописанных обязанностей. Глава аппарата сообщил также, что в скором времени должны быть реформированы силовые министерства и МИД. "Данный процесс не заставит себя долго ждать". Министр финансов РФ Алексей Кудрин также полон оптимизма в отношении правительственной реформы. Он сообщил журналистам, что 100 руководителей департаментов девяти министерств станут "ведущими менеджерами страны, которые будут вырабатывать правила регулирования экономики". Как заявил глава Минфина по итогам заседания правительства, в девяти реформируемых министерствах общее количество департаментов будет равно 100. Среднее число сотрудников в остающихся департаментах будет составлять 80-100 человек. По словам А.Кудрина, в новой структуре ведомств департамент станет ключевым звеном. В Министерстве финансов, по словам его главы, количество департаментов сокращается с 20 до 10, в МЭРТ РФ - с 42 до 16. Заработная плата руководителей департаментов, отметил глава Минфина, будет существенно выше существующей сегодня зарплаты заместителей министров. В течение пяти дней Министерство финансов окончательно выработает предложения по заработной плате чиновников. В первую очередь, по словам министра, будет учитываться объем работы чиновника. "Что касается качества работа, то заработная плата должна повышаться не у конкретного человека, а у всего министерства и должна коррелироваться с заработной платой работников бюджетной сферы", - сказал А.Кудрин. Он отметил, что повышение зарплаты чиновникам не выйдет за рамки общего фонда заработной платы. Министр также указал, что на сегодня насчитывается 46 руководителей служб и агентств и 123 их заместителя. Таким образом, "169 человек становятся ведущими менеджерами по исполнению решений", - подчеркнул А.Кудрин.

- Правительство РФ предлагает увеличить размер пенсий за счет отмены льгот для пенсионеров.
Такое заявление сделал вице-премьер правительства РФ Александр Жуков в эфире телеканала "Россия".
По его словам, в настоящее время на льготы для пенсионеров расходуется 40 млрд. руб., правительство предлагает за счет федерального бюджета увеличить пенсии на общую сумму в 170 млрд. руб. В результате, прибавка пенсии может быть "довольно ощутимой" - для пользующихся максимальными льготами пенсионеров (например, инвалиды Великой Отечественной войны) она может составить 900 руб., пояснил А.Жуков.
Кроме того, отметил вице-премьер, для работающих пенсионеров, желающих увеличить размер своей пенсии, предлагается следующий вариант: выплачивать ежемесячно 4% от заработной платы на накопительные пенсионные счета. В этом случае государство гарантирует выплату 2% от размера заработной платы, но не менее 2 тыс. руб., в качестве прибавки к пенсии.
Ранее А.Жуков сообщал, что на 1 января 2005 г. намечено очередное повышение пенсий. По его данным, повышение размера пенсий таким категориям граждан, как инвалиды Великой Отечественной войны составит 800 руб.
Со своей стороны министр финансов Алексей Кудрин уже сообщал об идее повышения пенсий за счет отмены льгот. По его словам, правительство стремится "уйти от многих форм помощи, которые не всегда доходят до населения". В частности, планируется отменить ряд льгот, и на эту сумму увеличить размер пенсий.
А.Кудрин отметил, что в настоящее время средняя пенсия составляет 30% средней заработной платы. Задача правительства - в ближайшие годы выйти на показатель 40%, а при реализации реформы накопительной части пенсии - более 50%, указал министр финансов РФ.

- Новая редакция Лесного кодекса нуждается в серьезной доработке, считает замминистра природных ресурсов Юрий Шуваев.
По его мнению, в законопроекте "недостаточно четко урегулированы отношения собственности на леса". В частности, не установлен порядок и критерий разграничения собственности на леса, на федеральную собственность, субъектов РФ и муниципальную собственность. Кроме того, документ устанавливает право передачи участков леса в собственность арендатора по истечении 15 лет. При этом предполагаемая выкупная цена участка, равная десятикратному размеру арендной платы, занижена, как минимум, в два раза. Законопроект, по мнению замминистра, не определяет критерии экономически обоснованного начального размера арендной платы и, тем самым, не стимулирует организаторов аукциона к увеличению размера платы за предоставление правом пользования лесными участками по результатам торгов. Эти обстоятельства не позволят государству, как собственнику леса, извлекать максимальный лесной доход от лесопользования, уточнил Шуваев. В законопроекте, по мнению замминистра, также необходимо определить порядок финансирования лесохозяйственных предприятий за счет средств федерального бюджета. Без учета реальных возможностей государства и определения возможных источников финансирования законопроект исходит из подрядного способа ведения лесного хозяйства на участках, не предоставленных в пользование, отметил Шуваев. Он пояснил, что в настоящее время затраты на ведение лесного хозяйства покрываются средствами федерального бюджета в размере 5.6 млрд. руб., средствами региональных бюджетов - 1.3 млрд. руб. и средствами лесхозов - в размере 13.4 млрд. руб. "Выполнение лесохозяйственных мероприятий на контрактной основе потребует, по расчетам экспертов, дополнительно из федерального бюджета порядка 20 млрд. руб.", - сказал Шуваев. Он также высказался за более четкое определение структуры платежей за лесные ресурсы и их распределение по финансовым потокам. По мнению замминистра, эти платежи должны определяться нормативными актами, утверждаемыми правительством РФ, сообщает РИА "Новости".

- Валерий Рощупкин назначен руководителем Федерального агентства лесного хозяйства при Министерстве природных ресурсов РФ.
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение правительства о назначении Валерия Рощупкина руководителем Федерального агентства лесного хозяйства при Министерстве природных ресурсов РФ. Об этом журналистам сообщили в Департаменте правительственной информации.
Рощупкин родился 5 марта 1945 года в Московской области, окончил Московский энергетический институт по специальности "инженер-электромеханик" в 1969 году, кандидат экономических наук, трудовую деятельность начал в 1962 году слесарем-монтажником строительного управления в Майкопе (Краснодарский край). В 1969-1983 годах - мастер, инженер, начальник производственного отдела, главный инженер, начальник трамвайно-троллейбусного управления исполкома Омского городского Совета; в 1983-1991 годах - главный инженер управления жилищно-коммунального хозяйства, затем первый заместитель генерального директора территориального производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства исполкома Омского областного Совета; 1991-1994 - заместитель главы администрации Омской области. В январе 1994 года был назначен главой администрации Омска; в декабре 1995 года избран мэром Омска, в сентябре 1999 года был повторно избран на эту должность. В ноябре 2000 года назначен на должность заместителя председателя Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. С февраля 2002 года - первый заместитель министра природных ресурсов РФ, руководитель Государственной лесной службы.

- Министерство экономического развития и торговли выступает против социальной ипотеки.
Об этом в ходе Второй Всероссийской конференции "Ипотечное кредитование в России", организованной информационным агентством АК&М, заявил руководитель Департамента муниципальной экономики и хозяйства Минэкономразвития Александр Широков. "Социальная ипотека - это псевдоипотека, которая вредит развитию ипотечно-рыночного кредитования", - сказал он. "Ипотека должна быть рыночной. Давайте поможем конкретным людям, но это не должно затронуть рынка", - подчеркнул представитель министерства. А.Широков отметил, что после вступления в силу закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" право на бесплатное жилье получат только малоимущие.
Помимо этого, он сказал, что степень износа инфраструктуры коммунального хозяйства превысила 70% и у государства нет ресурсов, чтобы развивать ее из бюджетных средств. А.Широков подчеркнул, что сектору необходим частный инвестор. Однако, по его словам, "все переговоры показали, что никто в муниципальные объекты инвестировать ничего не хочет, поэтому следует изменить отношение к собственности в коммунальном хозяйстве". Он сказал, что Минэкономразвития выступает за передачу инфраструктуры коммерческим компаниям. Только сетевые структуры - вода, газ - останутся в муниципальной собственности, но и они позже будут переданы в концессию инвесторам. "Нам не нужна монополия на коммунальную систему, в этом смысле мы поддерживаем передачу всей инфраструктуры коммерческим предприятиям, пусть они конкурируют на общих основаниях", - добавил он.

- Председатель правительства РФ Михаил Фрадков дал согласие на представленный Минфином порядок разработки прогноза социально- экономического развития России и проекта федерального бюджета на 2005 год, параметров прогноза социально-экономического развития России и перспективного финансового плана на период до 2007 года.
Как сообщает сегодня департамент правительственной информации, Фрадков поручил Министерству финансов, Министерству экономического развития и торговли, другим федеральным органам исполнительной власти обеспечить подготовку материалов в соответствии с указанным порядком. Проект бюджета-2005 будет разработан и поступит на рассмотрение Государственной Думы в установленные сроки. Таким образом, глава правительства дал старт бюджетному процессу на будущий год. В свою очередь, министр финансов Алексей Кудрин направил в правительство доработанный совместно с Минэкономразвития проект порядка разработки прогноза социально- экономического развития России и проекта федерального бюджета на 2005 год, а также параметров прогноза развития России и перспективного финансового плана на период до 2007 года (Приложение 1).

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Новая редакция Лесного кодекса пока не доработана до той стадии, чтобы вносить ее в Госдуму, считает председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Об этом он заявил журналистам накануне обсуждения Лесного кодекса на Совете законодателей (объединяет глав законодательных органов власти субъектов федерации). С.Миронов подчеркнул, что его позицию разделяют многие сенаторы и члены Совета законодателей. По мнению председателя Совета Федерации, принципиально важно убрать из проекта новой редакции Лесного кодекса норму, которая вводит частную собственность на лес. "Я принципиальный противник частной собственности на лес и считаю, что в Лесном кодексе такой нормы быть не должно", - подчеркнул С.Миронов.
В свою очередь, его заместитель Александр Торшин считает, что главная идея новой редакции Лесного кодекса РФ - передача в ведение регионов максимального количества полномочий в лесном хозяйстве. "Сегодня становится очевидным, что лесу нужен настоящий хозяин, собственник, который бы отвечал за его использование и охрану", - сказал А.Торшин. Он полагает, что "сейчас иначе как грабительским отношение к лесу назвать нельзя". Кроме того, по словам сенатора, недостаточно четкая организация управления отраслью из-за рассредоточения полномочий и функций среди разных министерств приводит к слабому контролю за использованием лесных ресурсов страны. По мнению А.Торшина, представленный МЭРТ проект Лесного кодекса "еще не идеален, над ним предстоит работа, в том числе с учетом мнений регионов". Он считает целесообразным принять обсуждаемый проект кодекса за основу Лесного законодательства РФ, а в каждом отдельном регионе принимать свой кодекс с учетом специфики каждого субъекта РФ. Сенатор подчеркнул, что на сегодняшний день отсутствует внятная экономическая стратегия обустройства лесного хозяйства в ближайшие 20 лет. Он полагает, что эта стратегия должна быть увязана с другими индустриальными программами, с которыми связана лесная отрасль.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Госдума на пленарном заседании в пятницу рассмотрит законопроект "О прожиточном минимуме", предусматривающий поэтапное повышение минимального размера труда до уровня прожиточного минимума.
Об этом сообщил в четверг после Совета нижней палаты парламента спикер Госдумы Борис Грызлов.
Он пояснил, что повышение уровня МРОТ до величины прожиточного минимума - это та задача, которая ставилась "Единой Россией" в ходе предвыборной кампании. "Мы будем последовательно решать эту задачу", - сказал Грызлов. Он также сообщил, что в пятницу депутаты рассмотрят во втором чтении законопроект "О гражданской службе", относящийся к блоку административной реформы. Кроме того, по словам Грызлова, Госдума завтра утвердит план календарной работы на апрель. Грызлов уточнил, что после 8 апреля правительством будет внесен в Госдуму пакет поправок по налоговому и пенсионному законодательству. Среди наиболее важных законопроектов по налоговой реформе - законопроект по снижению единого социального налога. Спикер Госдумы добавил, что часть этих вопросов будет рассмотрена депутатами в апреле. В целом пакет поправок по налоговой и пенсионной реформе планируется рассмотреть в течение весенней сессии парламента.

- Госдума приняла в первом чтении поправки в УК, устанавливающие уголовную ответственности за незаконную миграцию.
Госдума приняла в первом чтении поправки в ряд законодательных актов РФ, устанавливающие уголовную ответственность за создание организованной группы в целях незаконной миграции и злостное нарушение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории страны. Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях", внесенный депутатом Госдумы, зампредом комитета по законодательству Госдумы РФ Валерием Гребенниковым, предусматривает включение в Уголовный кодекс РФ двух новых статей - 322.1 и 322.2. Эти статьи устанавливают уголовную ответственность за создание организованной группы в целях незаконной миграции, а также за злостное нарушение законодательства РФ в области защиты госграницы РФ и за обеспечение режима пребывания иностранцев или лиц без гражданства на территории страны.

- Новый проект Жилищного кодекса разрешает выселять неплательщиков по ипотечным кредитам из заложенных квартир без предоставления им социального жилья.
В апреле документ будет отправлен на согласования в министерства. Об этом сообщил один из разработчиков нового Кодекса председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников в интервью газете "Ведомости", опубликованном в понедельник. Он считает, что муниципалитеты и региональные администрации не обязаны предоставлять временное жилье обанкротившимся заемщиков ипотечных кредитов. Вовлекать их в коммерческие отношения между банками и клиентами неправильно, пояснил депутат. В то же время, считает Крашенинников, возможность выселять неплательщиков по кредиту из жилья, купленного по ипотеке, устраняет главное препятствие развития ипотеки. Согласно законодательству об ипотеке, после выселения квартира может быть реализована на аукционе, а первоначальный взнос и часть погашенного кредита возвращается заемщику. В случае, если жилье продается по более высокой цене, чем его оценили при кредитовании риэлторы, заемщик получает и эту разницу, поясняет Крашенинников. В ряде случаев банкрот может приобрести жилье меньшей площади.
Эксперты опасаются, что эта норма в Жилищном кодексе увеличит "напряженное" отношение населения к ипотеке. Решать проблему выселения лучше с предоставлением социального жилья, уверен председатель правления Городского ипотечного банка Николай Шитов.
В свою очередь председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский полагает, что в ЖК будет оговорена возможность выселения в муниципальное жилье на условиях коммерческого найма без права приватизации. Разработчики кодекса полагают, что решение этого вопроса является прерогативой правительства. Они также отмечают, что принципиально вопрос предоставления социальных квартир неплательщикам по кредиту правительством уже одобрен.
В России в данное время действует Жилищный кодекс, разработанный в 1983 году. Согласно ему, несостоятельного должника можно выселить из купленного в кредит жилья при условии предоставления ему "жилого помещения из фонда жилья для временного поселения". Если у муниципалитета не может предоставить такое жилье, банк фактически лишается возможности вернуть свои средства за счет продажи ипотечного жилья неплательщика. Риск невозврата банковских средств в случае нарушения заемщиком условий договора погашения и выплат процентов по кредиту закладывается в процентную ставку и мешает банкам участвовать в ипотечном кредитовании более активно. Ранее предполагалось, что для таких случаев будут создаваться фонды временного поселения, из которых будут выделяться квартиры нарушителям ипотечных договоров.

- Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон "О государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним".
Целесообразность предлагаемых поправок обусловлена необходимостью устранить противоречия между ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Градостроительным кодексом РФ, так как нормами данного закона по существу предусматривается "огосударствление" функций техучета и техинвентаризации. В то же время в соответствии с Градостроительным кодексом проведение данных процедур относится к компетенции муниципальных образований. По мнению профильного комитета по собственности, следует учитывать, что органы местного самоуправления, компетенция которых включает проведение инвентаризации недвижимого имущества, не относятся к госорганам власти.

- Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении поправки в ряд законодательных актов РФ, направленные на приведение их в соответствие с Земельным кодексом России.
Как сообщил глава профильного комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, документ внесен в нижнюю палату правительством РФ и носит технический характер. Законопроект приводит в соответствие с Земельным кодексом нормы более чем 50 правовых актов. По словам Плескачевского, хотя комитет одобрил концепцию предложенную правительством РФ, у депутатов есть ряд замечаний к законопроекту, которые предлагается учесть ко второму чтению. Плескачевский подчеркнул также, что в настоящее время и сам Земельный кодекс нуждается в доработке, чтобы "перевести его на следующий уровень детализации". Глава комитета сообщил, что сейчас разрабатывается поправки в Земельный кодекс РФ, чтобы кодекс не был декларативным.

- Госдума планирует в ближайшие два года заменить земельный налог и налог на имущество физлиц и организаций налогом на недвижимость.
Госдума согласна отменить НДС с продажи земельных участков и жилья по ипотеке и готова перейти к единому налогу на недвижимость. Об этом сегодня заявил на конференции, посвященной ипотечному кредитованию, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ильдар Габдрахманов.
Он считает, что отмена НДС с продажи земельных участков и жилья по ипотеке создаст равные условия для строительных организаций, реализующих недвижимость через ипотеку и долевые схемы. Габдрахманов пояснил, что при использовании долевых схем (строительство при участии средств строителей и потенциальных покупателей) НДС с жилья и земли не уплачивается. Вместе с тем, подчеркнул депутат, никаких потерь для бюджета не предвидится, поскольку сегодня строители используют схемы ухода от уплаты НДС по ипотеке через софинансирование при долевых схемах. После отмены налога на недвижимость, реализуемой по ипотеке, граждане будут стремиться приобретать ее именно по ипотеке, поскольку закон о защите прав инвестора защищает их интересы. В долевых схемах, объяснил он, гарантии защиты интересов в таком софинансировании практически отсутствуют. Депутат также сообщил, что Госдума планирует внести поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят муниципалитетам направлять доходы от продажи жилья по ипотеке в местные бюджеты. В свою очередь, местные власти смогут направлять дополнительные средства на развитие инфраструктуры под строительство ипотечного жилья. Также Габдрахманов сообщил, что в ближайшие два года планируется перейти на единый налог на недвижимость, который заменит земельный налог, налог на имущество физлиц и организаций. Сейчас, сообщил он, рассматривается вопрос введения налога на недвижимость жилого фонда. Предполагается, что ставка его будет зависеть от рыночной стоимости жилья, в то же время граждане смогут уменьшить налоговую нагрузку с помощью налогового вычета. Расчет налогового вычета будет вестись в соответствии с разницей между рыночной стоимостью и стоимостью аналогичного жилья, находящегося в собственности муниципалитета. Таким образом, налоговые органы смогут учитывать при расчете ставки уровень старения жилья и заставлять собственников более дорого жилья платить больше, чем сейчас, пояснил депутат.
Рабочая группа по ипотеке под руководством замруководителя администрации президента Игоря Шувалова внесла в Госдуму пакет поправок в законодательство, который призван снять ограничения для развития массовой ипотеки. В частности, предлагается отменить НДС для юридических лиц, осуществляющих операции на рынке недвижимости. Кроме того, Минфин 2 апреля внесет поправки в Налоговый кодекс, изменяющие ставку и порядок расчета налога на имущество физлиц. Ставку налога планируется снизить с 2% до 0,1%. При этом расчет должен вестись с учетом рыночной стоимости, а не БТИ.

Конституционный суд Российской Федерации
- Конституционный суд РФ во вторник приступил к рассмотрению запроса Мурманской областной думы по проверке Земельного Кодекса России.
Запрос был направлен в КС в марте 2003 года. Заявитель полагает, что Земельный кодекс следует признать противоречащим Конституции по порядку принятия, поскольку он был принят не только без учета, но и вопреки воле более трети региональных законодательных органов. Выступая на заседании КС, председатель Мурманской думы Павел Сажинов заявил, что на проект кодекса поступило 35 отрицательных отзывов из субъектов РФ. Он указал, что, принимая этот документ, депутаты Госдумы были обязаны учитывать мнение региональных законодателей, так как он затрагивает сферу совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Однако вместо создания согласительной комиссии для доработки проекта кодекса Дума ограничилась лишь согласием органов исполнительной власти тех субъектов РФ, чьи законодатели высказались против этого документа, отметил Сажинов. В свою очередь представители Госдумы и Совета Федерации в ходе заседания просили отложить рассмотрение дела. Они указывали на то, что нет достоверных данных о количестве субъектов, высказавшихся против принятия Земельного кодекса. По их словам, в Госдуму поступило 33 региональных заключения, по которым однако не возможно определить однозначное отношение к кодексу, отметили представители нижней палаты парламента. В Совете Федерации в свою очередь, находятся только девять отзывов на кодекс из субъектов РФ. Однако суд решил продолжить заседание и рассмотреть дело по существу. Заявитель, кроме прочего, считает неконституционными нормы, разрешающие продавать иностранцам земельные участки. Постановление по этому делу будет оглашено в месячный срок (Приложение 2).

ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК)
- ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК) планирует начать размещение облигаций серии А2 на сумму 1.5 млрд. руб. со сроком погашения 1 февраля 2010 года во втором квартале текущего года.
Об этом в кулуарах Второй Всероссийской конференции "Ипотечное кредитование в России", организованной информационным агентство АК&М, сообщил генеральный директор АИЖК Александр Семеняка.
А.Семеняка сказал АК&М, что проспект эмиссии уже внесен в ФКЦБ. "После его регистрации будем наблюдать за конъюнктурой рынка", - отметил он.
Напомним, что Наблюдательный совет АИЖК утвердил решение о выпуске этой серии облигаций 5 марта. Планируемый выпуск включает 1.5 млн. ценных бумаг номиналом 1 тыс. руб. По облигациям предусмотрена государственная гарантия Правительства РФ в размере до 2.5 млрд. руб., обеспечивающая исполнение обязательств эмитента по выплате номинальной стоимости облигаций и купонного дохода по ним. Облигации будут размещаться по открытой подписке по номиналу.
На сегодняшний день в обращении находятся облигации первой серии на 1.07 млрд. руб. 1070 ценных бумаг номиналом 1 млн. руб. были размещены на ММВБ 24 апреля 2003 года. Цена размещения составила 106.5% от номинала. Облигации выпущены под государственную гарантию, которая обеспечивает исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости бумаги купонного дохода по ним в размере до 2 млрд. руб. Дата погашения облигаций - 1 декабря 2008 года.
Уставный капитал АИЖК составляет 690 млн. руб., все 100% акций принадлежат государству. Агентство было создано для развития на федеральном уровне ипотечного кредитования в России.

- ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК) призывает региональные органы власти активнее регулировать цены на местных рынках жилья.
Об этом сообщил гендиректор АКЖК Александр Семеняка в ходе Второй Всероссийской конференции "Ипотечное кредитование в России", организованной информационным агентством АК&М.
По его словам, региональные власти могут регулировать цены на жилье путем перераспределения средств по различным направлениям финансирования. Среди таких целевых направлений, являющихся инструментами регулирования данного рынка, А.Семеняка назвал субсидии и льготы на покупку жилья, ставки кредитования, налоговые льготы (вычеты из базы подоходного налога), инвестиции бюджета в обустройство земельных участков для строительства жилья. По словам А.Семеняки, основные нормативы по регулированию рынка недвижимости региональными администрациями прописаны в ныне действующем законодательстве. Как добавил замгендиректора АИЖК Александр Черняк, АИЖК совместно с МГУ и РАГС начала реализацию программы по обучению сотрудников региональных администраций в области ипотечного кредитования: в ходе первого этапа данной программы прошли подготовку представители 10 регионов.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
- Отдел Мониторинга СМИ предлагает обзор центральной прессы на тему: " Основные события недели. Мнения. Комментарии" (Приложение 4).

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 5-14).

Ассоциации муниципальных образований Ростовской области
- 29 марта прошло заседание Ассоциации муниципальных образований Ростовской области под председательством мэра города Ростова-на-Дону М.А. Чернышёва в городе Таганроге.
В обсуждении нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приняли участие главы 55-ти муниципальных образований Ростовской области. Руководители городов и районов области рассмотрели все аспекты нового закона: правовые, финансовые, организационные. Основной целью принятия данного Федерального закона является развитие местного самоуправления, четкое разграничение полномочий между местным самоуправлением и государственными органами власти, усиление контроля за деятельностью муниципальных образований. Наиболее важное требование нового Федерального закона состоит в том, что в установленные полномочия муниципалитетов будут гарантированно обеспечиваться финансами либо за счет собственных налоговых и неналоговых доходов, либо за счет дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов. Вводится обязательное разделение представительной и исполнительной власти, установлены положения, регулирующие отзыв населением депутатов и публичного обсуждения проектов бюджетов муниципальных образований, гарантии осуществления гражданами законотворческой инициативы. В настоящее время принято постановление Главы Администрации РО от 12 февраля 2004 года № 66 "О первоочередных мерах по проведению реформы местного самоуправления в РО", в соответствии с которым в области развернута работа по реализации нового Федерального закона. Предварительные подсчеты показывают, что в Ростовской области число муниципальных образований может вырасти более чем в 8 раз (сегодня их 55).

Новости муниципалитетов
Бийск

- В административном аппарате - кадровые изменения.
По сообщению пресс-службы администрации города, распоряжением нового главы города Ивана Кичмаренко на должность заместителя главы города, курирующего вопросы жилищно-коммунального, газового хозяйства и инфраструктуры, эксплуатации автомобильных дорог, мониторинга и охраны окружающей среды назначен Александр Китов, на должность управляющего делами администрации - Игорь Юдин, директором Управления по благоустройству и озеленению - Валерий Юрьев.

Губкинский (АСДГ)
- С 1 апреля плата за жилье и тепловодоснабжение в городе увеличится в среднем на 10-12%.
Об этом заявили представители городской комиссии по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Принятию такого решения предшествовала независимая экспертиза экономически обоснованных и фактических затрат, проведенная ФГУП "Центр нормирования и информационных систем".
По мнению сотрудников городской комиссии, увеличение тарифов - это результат роста общероссийских цен на электроэнергию, топливо и увеличение минимальной рабочей ставки первого разряда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением. Теперь, например, Губкинская семья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире, с апреля за удобства проживания будет платить около 3 тыс. рублей. На 12% больше станут платить и жители общежитий. Нефтяники не так болезненно воспримут этот факт - в 2003 году зарплата у них выросла на 41%, а к концу нынешнего года она должна подняться еще. А вот работники бюджетных организаций это повышение почувствуют болезненно, так как их средняя зарплата значительно отстает от заработной платы газо- и нефтедобытчиков.

Екатеринбург
- Проект бюджета Екатеринбурга на 2004 год принят во вторник во втором, окончательном чтении.
Обсуждение проекта главного финансового документа уральской столицы на этот год прошло спокойно, без дискуссий. Депутаты, участвовавшие в заседании Думы, одобрили его единогласно. Как сообщил член бюджетной комиссии Думы Александр Шляпин, солидарное решение депутатов поддержать проект бюджета обеспечило предоставление администрацией города полной экономической и ведомственной классификации, что позволит более тщательно следить за расходованием бюджетных средств. "Именно поэтому сегодня голосовать за бюджет мне было не стыдно", - заявил Александр Шляпин. Никаких принципиальных изменений в бюджет после первого чтения внесено не было. Основные параметры остались прежними: доходы определены в размере 8 млрд. 619 млн. 141 тыс. рублей, расходы - 9 млрд. 132 млн. 685 тыс. рублей. Дефицит в этом году составит 513 млн. 544 тыс. рублей или 5,96%. Впрочем, по мнению Александра Шляпина, в этом году бюджетного дефицита можно было избежать. "В проекте главного финансового документа остались неучтенными доходы от аренды муниципального имущества (300 млн. рублей), платежи от рекламной деятельности (около 50 млн. рублей), неучтенными остались доходы от платных услуг. В целом эта сумма составляет порядка 1,5 млрд. рублей", - заявил депутат.
Во всех социальных разделах проекта главного финансового документа Екатеринбурга с учетом инфляции заложены стопроцентные расходы на зарплату бюджетникам и коммунальные услуги. По словам начальника финансово-бюджетного управления администрации города Андрея Корюкова, одной из главных особенностей бюджета этого года является выделение средств на ремонт детских садов. На эти цели предлагается выделить более 20 млн. рублей. На предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий утверждена сумма в размере 69 млн. 968 тыс. рублей. Расходы на поддержку средств массовой информации запланированы в размере 12 млн. 342 тыс. рублей. Резервный фонд главы города в этом году составит 8 млн. рублей. На жилищно-коммунальное хозяйство выделено 1 млрд. 965 млн. 916 тыс. рублей, на транспорт, связь и информатику - 296 млн. 510 тыс. рублей, на охрану окружающей среды и природных ресурсов - 24 млн. рублей. "Кроме того, - говорит Александр Шляпин, - в бюджете этого года заложено 60 млн. рублей на ежемесячные выплаты пенсионерам и инвалидам".

Иркутск (АСДГ)
- Бюджет 2003 года утвержден сегодня депутатами на заседании городской Думы.
В течение года в городскую казну поступило свыше 3 миллиардов 940 тысяч рублей. Все деньги были освоены. По словам председателя комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска Галины Зюбр, успешное исполнение бюджета, прежде всего, связано с перевыполнением на 9,5 миллионов рублей плана по доходам и, в частности, поступлений в бюджет по собственным доходным источникам. Однако это обстоятельство все же не спасло бюджет от дефицита. Недопоступление средств по налогам на прибыль, на доходы с физических лиц, земельного налога и ряда других, "выручающих" бюджет до введения нового налогового законодательства, а также недофинансирование города из областной казны в размере 140 миллионов рублей и помогли появиться дефициту. Но, несмотря ни на что, все городские программы профинансированы в полном объеме. Выплачена зарплата бюджетникам (на нее пошло более 1,3 миллиарда рублей), проведен запланированный ремонт учреждений здравоохранения и образования, приобретено новое оборудование. Расходы на социально-культурную сферу составили львиную долю расходной части бюджета или 1 миллиард 818 тысяч рублей. Почти 300 миллионов понадобилось на исполнение в городе федеральных и областных законов. Депутаты одобрили исполнение бюджета 2003 года, при этом, отметив, что ряд нерешенных проблем все же остается. Однако вины городских властей в этом нет. Их можно было бы решать, не будь сакраментального перераспределения средств в бюджеты высших уровней. Пока же из тех средств, которые поступили, профинансировано максимум городских нужд. Об этом красноречиво говорит сложившийся дефицит и те проблемы, которые в 2003 году существовать перестали.

Ишим (АСДГ)
- Устав города зарегистрирован в новой редакции.
Среди ставших официальными изменений - и новое название должности руководителя городского самоуправления. Название "мэр города Ишима" заменяется на "глава города Ишима".
Эта и другие поправки к Уставу города были утверждены Ишимской городской думой в январе этого года. Затем изменения были внесены в текст документа. Новая редакция Устава Ишима зарегистрирована в администрации Тюменской области, что подтверждает специальное свидетельство NМ-303 и распоряжение вице-губернатора области Владимира Якушева.

Красноярск (АСДГ)
- Депутат горсовета Анатолий Матюшенко возглавил "Водоканал".
С 1 апреля депутат горсовета Анатолий Матюшенко возглавил "Водоканал". Об этом нам сообщили в пресс-службе "Водоканала". А бывший директор "Водоканала" Валерий Поздняков теперь будет руководить советом директоров общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс". Как отметили в пресс-службе "Водоканала", сейчас Анатолий Матюшенко входит в курс дела и знакомится с работой предприятия.

- Петр Пимашков вылетел в Казань для участия в сессии регионального отделения Всемирной организации объединенных городов и местных властей.
Мэр Красноярска Петр Пимашков примет участие в работе сессии регионального отделения Всемирной организации объединенных городов и местных властей. Как сообщили нам в пресс-службе городской администрации, главной темой учредительной сессии, которая состоится в Казани, станет образование регионального отделения Всемирной Организации по России и СНГ. Всемирная Организация создается Международным союзом местных властей и Объединенной организацией городов. Идея поддержана генеральным секретарем ООН.

Красноярский край
- В минувшее воскресенье в ряде территорий края прошли выборы в органы местного самоуправления.
В Канске свой статус главы города подтвердил Сергей Гуров, набравший 58,21% голосов. Его соперника Владимира Радюшкина поддержало 36,36% активных избирателей.
Главой Минусинска вновь стал Анатолий Кекин, который заручился поддержкой 51% горожан, принявших участие в выборах (за Георгия Метляева высказалось 25,25%).
На выборах главы Шарыповского района победу праздновал Геннадий Качаев (54,91%), оставивший позади Евгения Колосова (38,15%).
Главой Манского района избран Николай Кустовский (49,45%), от которого совсем ненамного отстал Юрий Мрачек (46,85%).
В Уярском районе на выборах главы с солидным преимуществом финишировал Юрий Медведев - 63,18% голосов, у Владимира Соломатова - 29,55%.
В Саянском районе досрочные выборы главы будут продолжены во втором туре, где "выяснят отношения" Сергей Воробьев (46,22%) и Сергей Ишаков (23,77%).

Находка (АСДГ)
- На базе находкинского филиала ДВГУ прошел двухдневный семинар по проведению конкурсов муниципального заказа, организованный Дальневосточным центром экономического развития по инициативе управления экономики администрации города.
В семинаре приняли участие предприниматели и представители всех подразделений городской администрации, занимающихся проведением конкурсов муниципального заказа, в том числе руководители администраций поселков муниципального образования. Мероприятие открыло серию семинаров, разработанных кафедрой "Муниципальное управление" Приморского института переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы. Цель семинара - увеличить доступ предприятий малого и среднего бизнеса к государственному и муниципальному заказу, а также привести практику проведения конкурсов в соответствие с действующим законодательством, подготовить участников семинара к успешному участию в конкурсах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно закону, на конкурсной основе выполняются все заказы администраций, стоимость которых превышает 200 минимальных оплат труда. В Находке конкурсы муниципального заказа проводятся третий год, и с каждым годом число их участников увеличивается. Сегодня конкурсы проводятся городской администрацией в различных сферах деятельности - это закупка продуктов и медикаментов для бюджетных учреждений, строительство и ремонт муниципальных объектов. Участники семинара смогли получить интересующую информацию о способах размещения таких заказов, особенностях правового регулирования закупок для муниципальных нужд, заключении договоров. После лекций им было предложено пройти тест на закрепление полученных в ходе тренинга знаний, а представители малого и среднего бизнеса приняли участие в деловой игре.

- Горожане выступают за всенародные выборы главы города.
Более 2,5 тысяч жителей Находки высказались за проведение всенародных выборов главы муниципального образования. Обращения от горожан поступают в комиссию по внесению изменений в Устав города, в состав которой входят представители городской администрации и Думы. На состоявшемся внеочередном заседании Находкинской городской Думы депутаты вновь вернулись к обсуждению вопроса о формировании органов местного самоуправления. 17 марта этот вопрос впервые был вынесен на рассмотрение депутатского корпуса, и тогда основная дискуссия развернулась вокруг порядка избрания главы муниципального образования.
Новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусматривает несколько вариантов избрания главы муниципального образования. Глава города может избираться на всенародных выборах и входить в состав городской Думы с правом решающего голоса, являясь ее председателем, или избираться населением и возглавлять местную администрацию так, как это существует в городе сегодня. Другой вариант - это избрание главы муниципального образования из состава городской Думы. Фактически ставится вопрос: кому будет предоставлена возможность избиратель главу города? Населению на всенародных муниципальных выборах или депутатам из числа депутатов же Думы. Обсуждая этот вопрос десять дней назад, депутаты не пришли к единому мнению, и решили отложить принятие решения, предоставив возможность населению высказаться по данной теме.
Как сообщил заместитель председатель Думы Анатолий Черновол, за прошедшее время в комиссию по внесению изменений в Устав поступило более 2,5 тысяч обращений от горожан в поддержку избрания главы города на всенародных выборов. По мнению населения, только в этом случае жители сами решают, кто достоин быть главой исполнительной власти, и точно знают, с кого спрашивать. Такой руководитель отвечает перед всем городом и перед каждым своим избирателем. Нужно сказать, что параллельно была организована "горячая линия", также собиравшая мнения горожан по данному вопросу. За всенародные выборы главы города высказались 1 634 человека, за выборы из числа депутатов - лишь четверо.
Пока что депутаты Находкинской городской Думы решили на два месяца отложить принятие решения по вопросу о формировании органов местного самоуправления. Тем более, как было отмечено, вопрос об избрании главы города опережает другой, касающийся изменения границ муниципального образования в соответствие с новым закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Решение по нему на уровне краевого Законодательного Собрания пока не принято.

Нижневартовский район
- Главой района стал Виктор Пичугов.
Исполняющий обязанности главы Нижневартовского района ХМАО Виктор Пичугов победил во втором туре выборов главы местного самоуправления, состоявшемся накануне. Как сообщили "УралПолит.Ru" в территориальной избирательной комиссии, за Пичугова проголосовало 63,44%.
Его оппонент во втором туре инструктор Центра соцобслуживания Андрей Савельев получил 19,74% голосов. При этом вторым результатом в итоге повторного голосования оказался результат "против всех кандидатов" - 19,74%.
Как отмечают наблюдатели, победа Виктора Пичугова не была неожиданной. На протяжении всей избирательной кампании он был несомненным ее лидером. Кроме того, накануне второго тура его поддержала партия "Единая Россия".

Новосибирск (АСДГ)
- Мэр Владимир Городецкий отстоял свой пост во втором туре выборов.
В первом туре выборов Городецкий набрал 42,2% голосов, а его главный оппонент, Яков Лондон, - 24,04%. Третье место занял кандидат "против всех", которого поддержали 16,15% избирателей (явка составила 57,49%).
Владимир Городецкий избран мэром Новосибирска в 2000 г. в первом туре. До этого занимал пост первого заместителя мэра. Яков Лондон - бывший председатель ГТРК "Новосибирск", основатель и совладелец телекомпаний НТН-4 и НТН-12, гендиректор "Сибирь-ТВ".
По данным горизбиркома, Владимир Городецкий набрал 58,91% голосов, Лондон - 28,88%. Против всех проголосовало 11,30%. Явка составила 41,05%, что, по мнению представителей горизбиркома, высокий показатель для второго тура.

- В мэрии создано муниципальное учреждение "Отдел технического надзора и развития материально-технической базы образовательных учреждений".
Новое учреждение будет заниматься планированием и проведением текущего и капитального ремонта школ, контролем за их техническим состоянием, экспертизой зданий и сооружений, технологического и учебного оборудования. Задачами отдела станут обеспечение функционирования энергетических систем образовательных учреждений, проведение мероприятий по противопожарной и иной безопасности, благоустройство пришкольных территорий и контроль за их санитарным состоянием. В ведение новой структуры также войдет учет потребления тепло- и электроэнергии, разработка мер по их экономии. Помимо прочего, отдел будет ответственен за закупку материалов и оборудования, планирование и организацию работ и услуг, в которых нуждаются муниципальные учреждения образования.

- За первый квартал 2004 года департаментом земельных и имущественных отношений привлечено в бюджет города 20,4 млн. рублей от продажи объектов муниципальной собственности на конкурсах и аукционах.
Из этой суммы 19,2 млн. рублей получено от продажи нежилых помещений и 1,2 млн. - от продажи земельных участков под приватизированными нежилыми помещениями.
Кроме того, в 2004 году департаментом проведены торги по предоставлению в аренду 6 нежилых помещений. В результате, в бюджет города дополнительно (сверх планового задания) привлечено 175,6 тыс. рублей арендной платы ежемесячно. В среднем, начальная цена аукционов и конкурсов по предоставлению в аренду нежилых помещений увеличивается в 2,5 раза. А на последнем из аукционов, состоявшемся 25 марта, начальная цена нежилого помещения в Советском районе выросла в 6,5 раз.

- На следующей неделе в мэрии состоится совещание, посвящённое упрощению процедуры оформления документов на право открытия летних кафе.
Управление потребительского рынка и услуг, в преддверии летнего сезона, стремится максимально облегчить предпринимателям процедуру регистрации и предельно сократить сроки оформления документов, необходимых для организации летних кафе. В совещании примут участие специалисты департаментов мэрии, главы администраций районов и другие заинтересованные стороны. Сейчас специалисты управления уточняют схемы расположения сезонной мелкорозничной торговли. Уже через месяц в нашем городе откроются около двух тысяч летних кафе. Порядок организации работы летних кафе определяется Положением "Об организации работы летних кафе и летних торговых площадок в городе Новосибирске" (Приложение 15).

Новый Уренгой (АСДГ)
- В рамках проведения реформы жилищно-коммунальной системы с 1 апреля в городе начнет работать новое муниципальное унитарное предприятие "Новоуренгойские энергетические сети".
29 марта мэр города Виктор Казарин провел организационное совещание с представителями всех заинтересованных и ответственных сторон. Цель создания предприятия - повышение надежности функционирования энергосистемы Нового Уренгоя, обеспечение прозрачности деятельности, улучшение качества услуг, повышение эффективности управления и снижение себестоимости энергоресурсов в городе. Устав предприятия уже прошел юридическую регистрацию, принято решение о назначении руководителя. Им стал Гревцов Юрий Константинович. МУП "Новоуренгойские энергетические сети" образовался путем выделения соответствующих функций и перевода специалистов из МУП ЖКХ. Почти 140 специалистов нового предприятия, в соответствии с нормативами региональной энергетической комиссии, будут обслуживать, а также и эксплуатировать энергообъекты, находившиеся до этого в оперативном управлении МУП ЖКХ. В их числе котельные, трансформаторные подстанции, сети электро-, водо-, теплоснабжения и канализация. Таким образом, со следующего месяца договоры на поставку тепла и электроэнергии потребители будут заключать уже не с МУП ЖКХ, а с МУП "Новоуренгойские энергетические сети". Кстати, субабоненты, которые в настоящее время имеют задолженность перед МУП ЖКХ за ранее предоставленные услуги, смогут заключить договор с МУП "Новоуренгойские энергетические сети" только при условии погашения всех долгов перед МУП ЖКХ.

- 26 марта мэром города подписано распоряжение о создании рабочей группы для разработки мероприятий по реализации окружной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей".
Мэр города поставил перед специалистами задачу создать эффективную систему поддержки молодых семей в решении жилищных проблем, которая должна основываться на четком механизме учета и определении критериев отбора молодых семей для оказания им государственной поддержки. До 1 апреля необходимо будет сформировать постоянно действующую комиссию по реализации окружной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на территории Нового Уренгоя. Работа по формированию общих списков семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Нового Уренгоя, начата Управлением жилищной политики в начале 2004 года и должна быть завершена к 30 марта. Параллельно из этого реестра будут выбраны семьи до 30 лет, которые после составления соответствующих списков, а работа над ними идет, смогут принять участие в программе. Участниками программы могут быть признаны молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающие и состоящие в очереди на улучшение жилищных условий в муниципальном образовании город Новый Уренгой. При составлении списков учитываются степень нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровень обеспеченности на каждого члена семьи, количество детей. Списки новоуренгойских молодых семей затем будут направлены в окружную комиссию на рассмотрение, на основании данных списков окружной комиссией будут сформированы учетные дела молодых семей, претендующих на получение государственной поддержки, которая предусматривает следующие виды помощи:
- погашение процентной ставки кредита на приобретение (строительство) жилья;
- предоставление безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям;
- предоставление молодым семьям при строительстве (приобретении) жилья компенсации части стоимости в случае рождения детей;
- предоставление жилья с рассрочкой оплаты;
- другие виды помощи, предусмотренные действующим законодательством.
Программа начнет "работать" после утверждения Губернатором ЯНАО Положения "Об оказании государственной поддержки молодым семьям в строительстве или приобретении жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета". В начале апреля в Салехарде Главное управление по обеспечению жилищной политики администрации ЯНАО планирует провести совещание по вопросам реализации окружной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей". Специалисты на местах ожидают, что, возможно, после совещания им будут вручены конкретные инструменты для работы с документом.

Ноябрьск (АСДГ)
- Город отдает предпочтение малоэтажному жилью.
В Ноябрьске решают проблему строительства малоэтажного жилья. По словам первого заместителя главы города Юрия Гуторова на сегодня уже накоплено много заявлений по строительству домов подобного типа. В него готовы вкладывать средства и крупные компании, и предприниматели средней руки. Многие жители города готовы выкупить участки земли под индивидуальное строительство. На сегодняшний день в Ноябрьске существует проблема застройки городского центра. Запасы мощности тепло- и энергосетей позволяют содержать только уже существующие строения. Ввод дополнительных зданий будет наносить вред существующей системе, а следовательно повлечет существенные денежные затраты для городского бюджета. Городские власти склонны решить эту проблему путем "освоения" микрорайонов: "А", "Д", "Г". В первую очередь на их территории начнут сносить ветхое жилье, на месте которого можно строить новые дома без проведения дополнительных инженерных сетей. Инициативу городских предпринимателей власти рассматривают как еще один вариант решения проблемы переселения поселков и пополнения рынка жилья новыми квартирами. Взамен создания выгодных условий для строительства, город сможет рассчитывать на 10-15% вводимых метров. Кроме этого, планируется продажа земельных участков под коттеджное строительство.

Омск (АСДГ)
- Концепция развития территориального общественного самоуправления в городе была вынесена на обсуждение участников Совета по территориальному самоуправлению при Мэре.
Активное привлечение населения к решению вопросов местного значения, участию в разработке и осуществлении инициатив на уровне микрорайона, жилого дома, подъезда самостоятельно или через создаваемые органы территориального общественного самоуправления (ТОС) имеет целью повышение уровня жизни омичей, совершенствование системы управления городом и обеспечение социальной поддержки граждан. Документ подготовлен в соответствии с Концепцией социально-экономического развития города Омска на 2003-2010 гг.
Один из разработчиков стратегии развития города, профессор, зав. кафедрой ОмГУ Олег Рой отметил необходимость совершенствования схемы управления КТОСов. Представляя интересы населения, привлекая жителей к участию в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, охране общественного порядка, участвуя в организации общественных работ, проведении культурно-массовых мероприятий, КТОСы являются связующим звеном между гражданами и властью. При этом с каждым годом нагрузка на территориальное общественное самоуправление возрастает. Так, сегодня усиливается роль ТОС в структуре ЖКХ. Это требует повышения профессионального уровня специалистов - к примеру, сегодня в ОмГУ проводятся семинары с председателями КТОСов.
Также на заседании был рассмотрен вопрос привлечения подростков и молодежи к участию в общественных работах в 2004 году. КТОСы формируют списки участников работ - подростков 14-17 лет. В первую очередь муниципалитет трудоустраивает детей-сирот, подростков из малообеспеченных и многодетных семей, несовершеннолетних, состоящих на учете в ОППН, КДН.
КТОС определяет объем и виды работ, назначает ответственного за технику безопасности и соблюдение норм охраны труда, устанавливает график работы и обеспечивает ребят инвентарем. По предварительным подсчетам, заработная плата подросткам от 14 до 15 лет (2 часа работы в день) составит 348 рублей, подросткам от 16 до17 лет (3 часа работы) - 522 рубля.

- Повышение уровня жизни омичей - цель соглашения между муниципалитетом, профсоюзами, работодателями.
Очередное заседание Омской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений состоялось 30 марта. Выполнение мероприятий по шести направлениям - в сфере экономической политики, развития рынка труда и отраслей социальной сферы, защиты интересов и гарантий работников, в области развития социального партнерства и охраны труда - имеют конечной целью повышение качества жизни омичей. Координаторами сторон выступают представители администрации г. Омска, Федерации омских профсоюзов, руководители предприятий.
В прошлом году рост объема промышленного производства достигнут почти во всех отраслях промышленности и составил 10% по отношению к 2002 году, в том числе в машиностроении - 18,5%, в пищевой отрасли - 10%. Оборот розничной торговли составил более 47 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2002 г. на 19%. Замедлился темп роста потребительских цен - 10,9% против 15,2% в 2002 г.
Городской Адресной инвестиционной программой капитальных вложений на 2003 год в первую очередь было предусмотрено финансирование программы работ по газификации города Омска. В соответствии с Соглашением муниципалитет принимал участие в финансировании социальных программ. В текущем году осуществляется финансирование строительства социальных объектов в размере 40,5 млн. руб. (жилой дом по ул. Туполева, инженерные сети по ул. Сейфулина-Чукреевка, м/р "Куйбышевский-2" и т.д.). 31,3 млн. руб. будет выделено на коммунальное строительство. Продолжатся работы по реконструкции стадиона "Красная звезда", городской больницы №12 под родильный дом, строительству школы на территории 14 военного городка. Предусмотрено финансирование Программы развития физкультурно-спортивной работы по месту жительства "Спортивный город" (2004-2007 гг.) в сумме 8,5 млн. руб. Продолжается реализация программы строительства муниципального социального жилья и расселения ветхого и аварийного жилого фонда на территории города.
Импульс к дальнейшему развитию получила система муниципального заказа. В первую очередь размещение заказов производилось на предприятиях города и области. В 2003 году администрацией города проведено более 250 торгов на общую сумму 813,3 млн. руб.
В настоящее время требуются дополнительные меры поддержки предприятий легкой промышленности, продолжающих сокращать производство. Помощь городским товаропроизводителям всех форм собственности основной целью имеет снижение уровня безработицы в городе, рост благосостояния населения. Стороны участвуют в разработке и реализации муниципальных программ содействия занятости населения.
По инициативе профсоюзов заключаются коллективные договоры и соглашения. Профсоюзы добиваются принятия работодателями обязательств по развитию производства. В большинство соглашений и коллективных договоров включены показатели развития территорий, отраслей и предприятий, обязательства по индексации заработной платы, установлению социальных выплат работникам. В прошлом году в Омске не было допущено реорганизаций, массовых сокращений работников.

Ростов-на-Дону
- Мэра возмутила плохая работа "Донских коммунальных систем".
"Нельзя допускать, чтобы жители города страдали из-за непрофессиональных действий тех, кто отвечает за работу с населением. Уверен, что менеджмент компании "Донские коммунальные системы" должен пересмотреть свое отношение к делу", - такое заявление сделал Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев. Поводом для столь резкого выступления главы администрации города стало ограничение поставок газа предприятиям МУП "Теплокоммунэнерго", что привело к остановке сразу четырех ростовских котельных. "Мы воспринимаем это, как настоящее ЧП, - подчеркнул Мэр. - У нас не было отключений последние четыре года".
Сегодня теплоснабжением в Ростове занимается компания "Донские коммунальные системы" (ДКС). Еще в конце 2003 года она подписала договор об аренде объектов "Теплокоммунэнерго" и с 1 января этими объектами управляет. В администрации города этот шаг восприняли позитивно, ведь приход ДКС, как дочерней структуры компании "Российские коммунальные системы", потенциально был направлен на привлечение в ростовское ЖКХ современного менеджмента, инвестиций, передовых технологий. Все это должно было привести к повышению качества оказываемых услуг. Однако пока на деле все вышло иначе.
ДКС до сих пор не оформило лицензию на производство тепла и поэтому не смогло заключить договор о поставках газа с ООО "Ростоврегионгаз". Ранее такой договор газовики заключали с "Теплокоммунэнерго", которое не рассчиталось за потребленное голубое топливо (долг составляет миллионы рублей). Однако, вернуть долг МУП самостоятельно не может, поскольку с 1 января все финансовые потоки организации переведены в "Донские коммунальные системы". Возникшая ситуация и заставила "Ростоврегионгаз" ввести ограничения на поставку топлива предприятию-должнику.
В результате несогласованных действий отдельных лиц пострадали люди, которые исправно платят за тепло в своих квартирах. Именно это до глубины души и возмутило Михаила Чернышева. "Мы очень хорошо подготовились к нынешнему сезону. Отопление запустили в рекордные для города сроки- за неделю. У нас практически не было аварий и сбоев. И, вдруг, за две недели до окончания отопительного сезона, такое происшествие". Городские власти готовы были даже пойти на жесткие меры, лишь бы вернуть тепло в квартиры горожан. Но к счастью, к таким мерам прибегать не пришлось. "Часть газового долга мы оплатили из средств бюджета, - пояснил мэр, - мы понимаем, что это неправильно. Отвечать должны те, кто действительно виноват. Но вынуждены были пойти на этот шаг, потому что на муниципалитете лежит ответственность за налаженный быт ростовчан, за нормальную работу социальной сферы". 26 марта деньги были перечислены. В этот же день котельные заработали и в дома ростовчан снова вернулись тепло и горячая вода. "Сегодня мы не говорим о том, что поторопились заключить договор с "донскими коммунальными системами". Однако при заключении нового соглашения о сотрудничестве с ДКС мы будем настаивать на обязательном включении в него пункта, запрещающего отключение домов и социально значимых объектов Ростова. Причем такой запрет будет действовать при любых условиях", - пообещал Михаил Анатольевич. По мнению мэра, данное событие - это повод задуматься над тем, как грамотно завершить и нынешний отопительный сезон, а самое главное, подготовиться к следующему сезону. Для этого должна произойти мобилизация всех предприятий и организаций, работающих в сфере ЖКХ, отвечающих за комфортное проживание в Ростове-на-Дону. А городская власть, со своей стороны, обеспечит жесткий контроль за слаженной и эффективной работой этих компаний.

Свердловская область
- Второй тур муниципальных выборов на Среднем Урале: поражение действующих глав.
Сразу десять действующих глав муниципальных образований Среднего Урала, где 28 марта проходило повторное голосование по выборам руководителей муниципалитетов, потерпели поражение. Как сообщили "УралПолит.Ru" в Избирательной комиссии Свердловской области, среди кандидатов, которым проиграли прежние руководители, оказались даже пенсионер и безработный.
Поражением действующего главы администрации Новоуральска завершилась упорная борьба между Валентином Фельдманом, ранее занимавшим эту должность в течение двух сроков, и кандидатом от партии "Единая Россия" - генеральным директором ОАО Научно-производственное объединение "Восточный институт огнеупоров" Леонидом Пенских, который, по оценке экспертов, является ставленником депутата Государственной думы Валерия Язева. Пенских выиграл с небольшим отрывом: за него проголосовало 47,14% избирателей, в то время как Фельдман набрал только 44,66%. Надо отметить, что по итогам первого тура наблюдалась противоположная картина: по результатам выборов 14 марта лидировал действующий глава, набравший на 3% голосов больше, чем его основной конкурент.
"Единая Россия" также выиграла выборы в Каменском районе, где симпатии населения оказались на стороне руководителя исполкома местного районного отделения партии Виктора Щелконогова, выигравшего у действующего главы муниципалитета Виктора Четыркина.
В Красноуфимске действующий мэр Александр Стахеев с 43,63% голосов проиграл начальнику Красноуфимской дистанции электроснабжения Владимиру Малахову. за которого высказались 50,72%. Стоит отметить, что в 2000 году Владимир Малахов проиграл выборы Александру Стахееву.
Не смогли сохранить своих постов баллотировавшиеся на новые сроки: глава Красноуфимского района Александр Кузнецов, глава Новолялинского района Сергей Бондаренко, глава Пригородного района Василий Шаров, глава Волчанска Виктор Кривулин, глава Камышлова Борис Чигрин, глава рабочего поселка Верхнее Дуброво Константин Логинов, глава поселка Верх-Нейвинский Григорий Бабенко.
В Волчанске главой муниципалитета стал представитель ФГУП "ПО "Уралвагонзавод", в Новолялинском районе - директор холдинговой компании "Лобва" Владимир Коноплев.
Сохранили за собой посты главы трех муниципалитетов. Среди них - глава Первоуральска Виталий Вольф. В горизбиркоме сообщили, что 28 марта за него проголосовало 50,22% избирателей. Его оппонент директор металлургического колледжа Эльфер Исламгалиев набрал вдвое меньше - 23,65%. Однако второй тур прошел при очень низкой явке - на участки для голосования пришло всего 23,99% избирателей.
Всего повторные выборы прошли в 18 муниципалитетах. В Алапаевском районе, где глава администрации не баллотировался на новый срок, представитель "Единой России" заместитель главы администрации Олег Торсунов проиграл председателю колхоза Ивану Мельникову.

Томск (АСДГ)
- 5-6 апреля в городской администрации состоится семинар по социальному проектированию. Мероприятие проводится для потенциальных участников конкурса муниципального социального заказа для некоммерческих организаций (НКО).
Главная задача конкурса, проводимого в рамках целевой программы городской администрации "Развитие общественного самоуправления в Томске в 2004г." - вовлечь некоммерческие организации Томска в решение социально - культурных проблем города. Во время семинара его участники - органы ТОС, ТСЖ, другие НКО любой правовой формы, а также муниципальные учреждения получат информацию о конкурсе, их научат правильному оформлению заявки. Условия конкурса, проекты-победители которого предполагается реализовать в течение второго полугодия 2004 года, будут объявлены в средствах массовой информации дополнительно.

- Экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги и нормативов холодного и горячего водоснабжения будет проведена в ближайшее время.
Экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги и нормативов холодного и горячего водоснабжения будет проведена в ближайшее время - такое предварительное решение принято накануне депутатами-членами комитета по социально-экономическому развитию города. О необходимости проведения независимой экспертизы стоимости жилищно-коммунальных услуг городские парламентарии говорили давно. Основной аргумент - "тарифы растут как грибы после дождя, кошельки томичей трещат под их бременем", а внятно объяснить, почему это происходит не может никто. И если цена на тепло, свет, канализование проходит экспертизу Региональной энергетической комиссии, в рамках которой поставщику приходится защищать цену своей услуги, то стоимость техобслуживания жилья, вывоз мусора и т.д. устанавливается мэром Томска. Именно поэтому решено в ближайшее время провести экспертизу тарифов на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, на вывоз твердых бытовых отходов, на содержание лифтов и на водоснабжение и водоотведение. Кто именно будет её проводить покажет конкурс, который по действующему положению, должна инициировать и провести дума. В целом предполагается следующий алгоритм действий: 20 апреля депутаты решают провести конкурс, публикуют объявление о нем в СМИ. Затем в течение месяца в думу поступают предложения от соответствующих организаций, потом конкурсная комиссия выбирает самое достойное, на её взгляд, учреждение. Ему, в свою очередь, предстоит в течение одно-двух месяцев провести экспертизу тарифов и представить результаты на думу. По прогнозу спикера Николая Николайчука результаты экспертизы депутаты получат в июне-июле. А вот отбора организации для проведения экспертизы нормативов потребления холодной и горячей воды конкурса по всей видимости не потребуется. Дело в том, что в нашем регионе есть всего одно лицензированное учреждение - Институт проблем ЖКХ в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, остальные находятся в Москве. Поэтому депутаты решили не проводить конкурс, а просто согласовать на апрельской думе эту организацию как исполнителя.

Тюмень (АСДГ)
- Мэрия предлагает новый способ снижения цены на хлеб.
Вопросы стабилизации рынка хлебопродуктов и предупреждения роста цен на хлеб массового спроса обсуждали на совещании у заместителя главы Тюмени Валерия Федоренко 31 марта.
В начале года мэр Степан Киричук подписал план мероприятий, направленных, на стабилизацию цен на хлеб. В соответствии с документом департаменту имущественных отношений и управлению по защите прав потребителей необходимо было подготовить предложения, направленные на ограничение торговой надбавки на хлеб пшеничный из муки первого сорта и дарницкий в магазинах, арендующих площади в муниципальных помещениях. Специалисты структурных подразделений администрации города провели анализ и пришли к выводу, что можно стимулировать предпринимателей, устанавливающих торговую надбавку на хлеб не выше 15% введением поправочного коэффициента на аренду. Тюменским депутатам необходимо будет принять соответствующее решение и внести изменения в методику аренды муниципальных помещений. В ближайшее время пакет документов будет подготовлен и внесен на обсуждение в городскую Думу.

Челябинск
- Депутаты городской думы не согласились с предложением профинансировать передачу общежитий муниципалитету за счет жильцов.
Предложение максимально сократить траты городского бюджета при переводе челябинских общежитий в муниципальную собственность и возложить часть финансовой нагрузки на тех, кто в них проживает, высказал депутат Челябинской городской Думы Николай Саевец. Депутат, в частности, подверг критике доклад по проблемной теме перевода городских общежитий в муниципальную собственность, подготовленный начальником управления ЖКХ администрации Челябинска Сергеем Сихуралидзе. По словам Саевца, наиболее важный момент во всей технологии перевода зданий на баланс муниципалитета и наделения их жильцов правами собственников заключается в тратах бюджетных денег. По мнению депутата, этот процесс должен быть обязательно организован с привлечением денежных средств самих жильцов. По выражению депутата, "нужно разобрать этих людей", чтобы внимательно изучить возможности каждого жильца на оплату части услуг специалистов из бюро технической инвентаризации, а также услуг регистрационной палаты. Однако коллеги Николая Саевца напомнили депутату, что сама городская Дума в свое время уже постановила, что все затраты на перевод общежитий в муниципальную собственность должна взять на себя городская казна. Причем не исключено, что депутат Саевец когда-то также голосовал за эту норму. Депутаты посчитали, что уровень доходов живущих в городских общежитиях людей и без того невысок и любые поборы за оформление документов могут вызвать волну социального протеста. В то же время для городского бюджета эти затраты будут не столь существенны, кроме того, финансирование всех мероприятий из одного источника позволит сэкономить немало нервов и времени людям.

Приложения к бюллетеню

в начало