Информационный бюллетень АСДГ

Редактор бюллетеня
Шлегель А.С.

(383-2) 27-11-52
E-mail: Shlegel@asdg.ru

Исполнительная дирекция АСДГ находится по адресу: 630099 Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16
Тел:(383-2) 23-85-00
Факс:(383-2) 27-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

Тел: (383-2) 27-11-16

 

Информационный бюллетень АСДГ
№ 4 (232) от 5 февраля

Правительство Российской Федерации
- 6 февраля в Доме Правительства состоится второе заседании Совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве Российской Федерации.
На повестке дня три вопроса:
1. О наделении статусом, определении территорий и установлении границ муниципальных образований в рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Доклад представителя Минэкономразвития России).
2. О работе органов местного самоуправления по развитию системы ипотечного жилищного кредитования и формированию доступного рынка жилья (Доклад представителя Госстроя России).
3. О ходе выполнения протокольного решения от 28.11.2003 г. (Доклад ответственного секретаря Совета и представителя Конгресса муниципальных образований Российской Федерации).

- Все новации в Налоговом кодексе правительство намерено завершить весной.
Решения по снижению налогового бремени (снижению единого социального налога), по введению спецсчетов и снижению ставки налога на добавленную стоимость правительство намерено внести в виде поправок в НК в весеннюю сессию. Об этом на 5 ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты в РФ сообщил министр экономической торговли и развития Герман Греф.
Он отметил, что стремление снизить налоговое бремя связано с желанием "вывести легальные зарплаты, чтобы обеспечить защиту гражданских прав". В частности, пояснил министр, это касается реформирования пенсионной системы, в которой будущая пенсия напрямую зависит от отчислений в федеральный бюджет.
"Мы планируем значительное снижение ЕСН. Есть несколько вариантов. Окончательное решение будет принято правительством в конце февраля", - сказал Греф. По его словам, в аналогичные сроки правительство примет решение и по введению спецсчетов НДС, и по снижению ставки НДС. "Преступный бизнес по возврату НДС достиг опасных масштабов, - подчеркнул министр. - Кто-то платит, кто-то оптимизирует эти затраты, да еще и получает компенсации по этому налогу из федерального бюджета". В связи с этим, как считают в правительстве, введение спецсчетов НДС при одновременном снижении ставки этого налога могло бы решить основные проблемы. Кроме того, Греф не исключил, что в России будет проведена налоговая амнистия. "Но в ближайших планах этого нет", - заметил он. По его словам, правительство изучает сейчас зарубежный опыт проведения налоговой амнистии и пока останавливается на бельгийской модели проведения амнистии, считая ее наиболее результативной. Однако, по мнению министра, эта мера даст наибольший эффект, если будет являться комплексной. Греф считает, что она требует комплексной либерализации экономики. Он выразил надежду, что "бизнес-сообщество будет довольно налоговыми новациями", которые в конце февраля правительство планирует вынести на публичное обсуждение. "Это будут решения, которые могут быть приняты в весеннюю сессию", - сказал Греф. Комментируя недавнюю отмену налогу на прибыль и снижение НДС с 20 до 18%, Греф объяснил, что уровень цен в экономике зависит от баланса спроса и предложения. "Если бы мы не снизили налоговую ставку, цены выросли бы еще больше", - заметил он. В то же время прямых зависимостей снижения налоговой нагрузки и цен правительство не видит, однако считает, что "определенный эффект это дает".
"Что касается скачка инфляции в январе, - это связано с мерами правительства, направленными на стабилизацию в стране", - пояснил он. В первую очередь, речь идет о ежегодном однократном повышении тарифов в системе жилищно-коммунального хозяйства. "Субъекты перестраховались и подняли тарифы с запасом", - пояснил министр.

- Правительство намерено в 2004 году провести масштабное разграничение полномочий между уровнями власти.
В этом году правительство примет "самые краеугольные нормы" по административной реформе и проведет разграничение полномочий между уровнями власти. Об этом сегодня на конференции заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он рассказал, что по разграничению полномочий готовятся поправки в более чем 100 законов и разрабатываются 160 нормативных актов. "Такого разграничения в истории России никогда не существовало, в результате крайним всегда оставался гражданин", - отметил он. Министр подчеркнул, что сейчас правительство хочет обеспечить гарантию прав гражданина и их осуществления. Для этого, считает Греф, необходимо, чтобы за каждую функцию отвечал один уровень власти. В крайнем случае, должны утверждаться сферы ответственности и механизмы взаимодействия, заметил министр. По его словам, правительство намерено обеспечить надлежащее финансирование каждой функции из бюджета. До конца года кабинет министров надеется получить основу конструкции разграничения полномочий между уровнями власти, чтобы она начала действовать уже в 2005 году, подчеркнул он.
В тоже время правительство пытается определить область компетенции государства и степень его вмешательства в развитие страны. Как сказал Греф, сейчас одна и та же функция закреплена за десятками ведомств, что "зачастую приводит к гибели хороших инициатив". "Деятельность госвласти не прозрачна, а отсутствие конкретной ответственности объясняемое демократичностью межведомственных согласования порождает коррупцию", - заметил он. В этой связи правительство считает необходимым сократить государственные функции и перенести их на поле рыночного регулирования экономики. Кроме того он обратил внимание на то, что государству следует запретить вмешиваться в бизнес-среду. Как подчеркнул министр, наличие таких полномочий не спасает от нарушений. По словам Грефа, свыше 30 ведомств сейчас имеют право приостанавливать предпринимательскую деятельность. "Надо ввести обязательность судебных процедур и исключить это право у госвласти", - заявил министр. Одновременно, считает он, необходимо модернизировать систему судов, чтобы такого рода дела рассматривались в срочном порядке.
"Самое тяжелое - реформировать себя. Это создает очень много намерений и очень мало результатов, всегда есть возможность эти результаты утопить в межведомственных согласованиях", - признал он.
Однако Греф заметил, что настрой исполнительной власти таков, чтобы принять "самые краеугольные нормы" по административной реформе в этом году. "Пока бизнес более конкурентоспособен чем чиновничество, мы должны создать адекватное соотношение, чтобы избежать конфликта, который затормозит развитие российской экономики", - подчеркнул он.

- Правительство намерено решить проблемы природопользования в этом году.
Правительство в весеннюю сессию примет Водный и Лесной кодексы, а осенью планируется завершить реформы в законодательстве о недрах. Об этом сообщил министр экономической торговли и развития Герман Греф на ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты в РФ .
По его словам, правительство намерено завершить в весеннюю сессию обновление законодательства, связанного с природопользованием. Он отметил, что в настоящее время проводятся публичные обсуждения Водного и Лесного кодексов. "Мы планируем принять максимальное количество законов в весеннюю сессию с тем, чтобы не оставлять это на осень, когда необходимо решать бюджетные вопросы", - объяснил он. Греф заявил, что в апреле-мае правительство намерено решить вопросы, связанные с законом о недрах. Нам следует утвердить процедуры предоставления прав недропользователям и гарантии этих прав, отметил он. Предполагается, что два соответствующих законопроекта будут также приняты до конца этого года. Кроме того он отметил, что правительство будет рассматривать проблемы реформирования налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин. Это будут изменения, не носящие радикальный характер, пояснил он. "Мы не предполагаем проводить работу по изъятию десятков миллиардов долларов, как настаивают некоторые политики, - сказал Греф. - Речь идет о 2-3 миллиардах долларов". В феврале правительство остановится на окончательном варианте этих вопросов, и потом уже трансформировать их власть не должна, подчеркнул Греф. "Бизнесу нужна стабильность, чтобы он мог что-то планироваться на среднесрочную перспективу", - сказал он. Министр также заметил, что Россия не собирается сокращать инвестиции в добывающие отрасли, однако намерено проводить политику, ориентированную на динамичное развитие промышленных отраслей с целью ликвидации сырьевой зависимости российской экономики. "На это уйдут долгие годы, но небольшие сдвиги уже есть", - заметил он. Он уверен, что через 10 лет в структуре российского ВВП можно ожидать существенные изменения, в частности, в сторону развития сфер образования и науки (Приложение 1).

- Госстрой России, Министерство жилищного строительства и городского развития США и Всемирный банк при организационном сопровождении ОАО "Центр инвестиционных, финансовых и международных программ" с 9 по 11 февраля 2004 года в г. Дубна проводят Международный семинар на тему: "Жилищное финансирование и ипотечное жилищное кредитование".
В рамках семинара при участии зарубежных экспертов будут обсуждаться следующие темы:
1. Развитие первичного рынка ипотечных жилищных кредитов.
2. Формирование и развитие вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов.
3. Меры государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования.
4. Развитие инвестиционно-строительной деятельности.
Семинар проводится в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Госстроем России и Министерством жилищного строительства и городского развития США, подписание которого состоялось в рамках встречи на высшем уровне Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Президента США Джорджа Буша в сентябре 2003 года. Основной задачей семинара является обобщение положительного зарубежного и российского опыта в области жилищного строительства и городского развития с целью его использования в Российской Федерации. Семинар должен способствовать активизации региональных и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в решении вопроса обеспечения граждан жильем, привлечения в жилищную сферу внебюджетных средств, включая средства граждан, путем использования механизмов ипотечного жилищного кредитования.
В работе семинара предполагается участие Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Яковлева, представителей Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, членов рабочей группы по выработке согласованных решений для реализации основных задач, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 года, возглавляемой заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации И.И. Шуваловым, ведущих международных экспертов по вопросам жилищного финансирования и ипотечного жилищного кредитования, профессиональных участников ипотечного рынка, представителей российских и зарубежных деловых кругов.
По итогам настоящего семинара в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Госстрой России при участии Министерства жилищного строительства и городского развития США и Всемирного банка подготовит доклад Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о перспективах и путях развития жилищного финансирования и ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации. Кроме того, будет выпущен сборник выступлений участников семинара с аналитической справкой по итогам семинара.

- Закончилась работа Координационного совета Госстроя России в федеральных округах.
Как сообщил заместитель председателя Госстроя России, председатель координационного совета Анатолий Петраков, участники совещания обсудили итоги деятельности стройкомплекса России в 2003 году, перспективы развития строительного комплекса на 2004 год и задачи по удвоению валового внутреннего продукта до 2010 года в субъектах Российской Федерации. Что означает для строительного комплекса необходимость вдвое увеличить объемы строительства, строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, объем ввода жилья.
Последний координационный совет завершился 23 января в Хабаровске. Из 10 регионов края лучшей оказалась республика Саха (Якутия). Значимыми результатами признан рост ввода жилья на Чукотке: на 22 тысячи кв.м. больше, чем в прошлом году. В Анадыре проведен газопровод, установлена газотурбинная станция. Все участники совещания выразили благодарность Госстрою за поддержку ссудой во время подготовки к текущему отопительному сезону.
По итогам работы координационного совета лучшим признан Центральный федеральный округ, за ним следуют Северо-Западный, Приволжский и Уральский. В целом по стране сохранена численность работающих в строительстве, несмотря на то, что в результате упорядочения регистрации с рынка "вытеснены" неработающие организации.
Общероссийские итоги работы строительного комплекса в 2003 году Анатолий Петраков назвал "обнадеживающими": объемы ввода жилья возросли на 7%, на 14 % относительно этого же периода прошлого года вырос общий объем инвестиций, на 13% - объем строительно-монтажных работ. Если удастся сохранить подобные темпы в последующие годы, тогда задача, поставленная Президентом России, выполнима.
Стратегия развития строительной отрасли до 2010 года предусматривает не менее 10% ежегодного прироста по всем объемным показателям. Прогнозируемая эффективность развития стройкомплекса невозможна без координации совместной деятельности и использования научного прогноза.
В результате работы координационного совета Госстроя в округах сформирована четкая картина по кадровому составу отрасли, выявлен реальный сектор экономики, в котором развивается стройкомплекс России, создана большая база для дальнейшей работы.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Совет Федерации на ближайшем заседании рассмотрит проект закона "О теплоснабжении в РФ", сообщил во вторник глава комиссии по естественным монополиям СФ Михаил Одинцов.
Законопроект устанавливает правовые основы организации, функционирования и развития теплоснабжения на территории России, - отметил сенатор в интервью "Интерфаксу".
По его словам, действие закона в случае его одобрения Госдумой и правительством РФ будет распространяться на производство, передачу, распределение и продажу теплоэнергии и теплоносителя, за исключением производства для собственного потребления. "Предметом регулирования закона являются гражданско-правовые отношения, которые складываются в теплоснабжении и отношения, связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения", - добавил Одинцов. Целью закона, подчеркнул глава комиссии, является обеспечение производителем доступного, качественного, надежного теплоснабжения при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдение принципов энергетической и экономической эффективности. В законопроекте дается определение таких понятий, как "теплоснабжение", централизованное теплоснабжение", "децентрализованное теплоснабжение", "теплофикация", "тепловая энергия" и ряда других. Документ также, по словам Одинцова, будет регламентировать и порядок отключения потребителя от системы централизованного теплоснабжения. В соответствии с этими статьями законопроекта, теплоснабжающая организация будет вправе ограничить отпуск тепловой энергии (вплоть до полного отключения) в случае, если потребитель более чем три месяца не оплачивал или оплачивал не полностью теплоэнергию. Сенатор также обратил внимание на то, что в документе предусмотрен и порядок регулирования тарифов теплоснабжения. Его суть сводится к обеспечению единства тарифного регулирования, разумной политики в области тарифообразования на природный газ, а главное, защиты потребителей от неоправданного завышения цен.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Госдума 4 февраля приняла в первом чтении законопроект "О порядке перевода земель из одной категории в другую".
Представляя законопроект, председатель Комитета по аграрным делам Геннадий Кулик сообщил, что его основная идея заключается в урегулировании правоотношений между федеральным центром, региональными властями и органами муниципальной власти, возникающими при решении вопросов об изменении целевого назначения земель. Документ регулирует порядок инициирований перевода земель из одной категории в другую, условия, сроки их рассмотрения, а также основания для отказа в переводе. Кулик пояснил, что сейчас порядок перевода земель из одной категории в другую в федеральном законодательстве практически не урегулирован. Продажа земельных участков, используемых в сельхозпроизводстве, производится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ только в соответствии с указом президента, добавил глава думского комитета. В остальных случаях на практике перевод земель в другую категорию произвольно осуществляется органами местного самоуправления, что приводит к необоснованному сокращению сельхозугодий, хаотичной застройке, нерациональному использованию земель, отметил Кулик. Глава думского комитета также уточнил, что к наиболее незащищенной категории земель относятся земли сельхозназначения. В частности, за последние 13 лет земли, относящиеся к сельхозугодьям, сократились на 10% (40 млн га). Начиная с 90-х годов, площадь пашни также сократилась более чем на 30 млн га. В связи с этим Кулик высказал мнение комитета, что перевод земель сельхозназначения из одной категории в другую должен быть прописан в законе отдельной статьей. В то же время он отметил, что подобные поправки депутаты смогут сделать ко второму чтению законопроекта. В итоге, при необходимых 226 голосах за принятие закона проголосовали 317 депутатов, "против" - 84, воздержались шесть депутатов.

- Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки в закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Законопроект уточняет редакцию 12-й статьи закона "О бюджетной классификации РФ" и дает право правительству РФ в ходе исполнения федерального бюджета вносить изменения во все уровни функциональной классификации расходов бюджетов РФ: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов. Поправки вносятся в классификацию доходов бюджетов РФ, в функциональную и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, в классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, а также в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
В заключении бюджетного комитета на законопроект отмечается, что внесение поправок в классификацию доходов бюджетов РФ обусловлено изменениями налогового законодательства и изменениями названий отдельных позиций классификации доходов, имеющими редакционный характер. В связи с образованием стабилизационного фонда РФ в состав показателей классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ вводится новая позиция "Изменение остатков средств стабилизационного фонда федерального бюджета".

- Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем, окончательном чтении поправки в закон "Об акционерных обществах".
Представляя документ депутатам, глава профильного комитета по собственности Виктор Плескачевский отметил, что данный законопроект представлен в защиту прав акционеров, в том числе миноритарных.
"Документ предоставляет право миноритарным акционерам, используя кумулятивное голосование, входить в состав совета директоров компании", - пояснил Плескачевский.
Депутат отметил, что при использовании кумулятивного голосования число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров акционерного общества. Акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами.
По мнению Плескаевского, принятие закона "будет способствовать повышению капитализации российских акционерных обществ, что повысит их инвестиционную привлекательность".
Далее закон будет направлен на рассмотрение Совета Федерации, и в случае его принятия сенаторами поступит на подпись президенту. При необходимых 226 голосах для принятия соответствующего закона "за" проголосовало 352 депутата, 28 - "против", воздержавшихся не было.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
- 26 января в Новосибирске прошло II заседание Совета АСДГ 17-го созыва.
Доклад "О первоочередных задачах городов по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представил вице-президент АСДГ Бабун Роальд Владимирович. "Об изменении состава и функций муниципального имущества" выступил вице-президент АСДГ, мэр Иркутска В.В. Якубовский, "О системе Союзов и Ассоциаций муниципальных образований Российской Федерации в контексте реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ И.Я. Даровин. По обсуждаемым вопросам приняты соответствующие решения (Приложения 2-9).

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 10-12).

- Отдел Мониторинга СМИ предлагает обзор центральной прессы на тему: "Публичные обсуждения Водного и Лесного кодексов" (Приложение 13).

Союз городов Центра и Северо-Запада России
- 3 февраля в Архангельске состоялось отчетное годовое собрание союза городов Центра и Северо-Запада России.
Кроме традиционных вопросов об итогах работы за 2003 год и задачах на 2004, мэры обсудили волнующую их проблему ипотечного жилищного кредитования. С докладом выступил представитель фонда "Институт экономики города" Александр Копейкин.
По словам Александра Борисовича, сейчас в большинстве регионов России спрос на жилье превышает предложение. Как следствие, растут и цены на квартиры. Ситуация в целом по стране такова, что качество жилья зачастую не соответствует его цене, квартиры продаются значительно дороже. Еще одной проблемой является отсутствие подготовленных земельных участков под ипотечное строительство.
"Институт экономики города" разработал концепцию формирования рынка доступного жилья на муниципальном уровне. Она включает в себя следующие аспекты: формирование фонда жилья для временного поселения, выделение земельных участков под строительство на конкурсной основе, оказание помощи некоторым категориям граждан в приобретении жилья и привлечение источников ипотечного кредитования.
Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, мэр Ярославля Виктор Волончунас отметил, что в настоящее время на федеральном уровне готовится целый ряд документов, которые позволят развиваться системе ипотечного кредитования. Объемы жилищного строительства неуклонно возрастают. Но на первый план выходит проблема отсутствия подготовленных площадок, т.е. участков с подведенными к ним коммуникациями. Самим муниципалитетам решить ее очень сложно, так как требуются крупные финансовые вложения. Руководству городов необходимо добиваться долевого участия федерального бюджета.
Главы городов также ознакомились с системой ипотечного жилищного кредитования в городе Иваново, которая успешно реализуется уже с 2000 года. Как заметил глава города Александр Грошев, благодаря действующей у них системе жилье стало доступно не только состоятельным людям, но жителям со средним достатком - учителям, врачам. Объемы жилищного строительства в Иваново ежегодно растут.
Участники собрания одобрили концепцию формирования рынка доступного жилья, разработанную Институтом экономики города. Президенту Союза городов Центра и Северо-Запада России Виктору Волончунасу поручено довести позицию Союза до всех членов Совета по вопросам местного самоуправления при правительстве РФ.

Ассоциация муниципальных образований Иркутской области
- 3 февраля состоялось Общее собрание Ассоциации.
В октябре 2003 года принят Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который положил начало формированию законодательной системы, при которой полномочия по решению важнейших вопросов жизнеобеспечения населения, ответственность за их реализацию четко разграничиваются между уровнями государственной власти и местного самоуправления.
Ожидаемый эффект от принятия нового Федерального Закона разработчики видят в приближении местной власти к населению, привлечению жителей к решению вопросов местного значения, совершенствовании механизмов прямой демократии на местном уровне.
Закон касается муниципальных образований, которые станут его исполнителем на местах. Некоммерческая организация "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области", c 1996 года принимающая самое непосредственное участие в становлении и развитии местного самоуправления в России, собрала своих членов на общее собрание, основным вопросом которого стало обсуждение задач Ассоциации по организации взаимодействия муниципальных образований по реализации нового Федерального Закона.
Председатель ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр г. Иркутска В.В. Якубовский в своем докладе предложил утвердить план мероприятий Ассоциации на 2004-2005 гг., в котором акцент делается на мероприятия по реализации Закона, как при поддержке администрации Иркутской области, так и Законодательного собрания.
В.В. Якубовский видит работу Ассоциации в активном участии в подготовке Законов Иркутской области, которые определят территориальную, организационную, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, в разработке Уставов муниципальных образований области, рекомендаций по структуре органов местного самоуправления.
Так же В.В. Якубовский подчеркивает что, для того, что бы весь объем законотворческой работы позволил эффективно осуществлять местное самоуправление, необходимо решить главную задачу - законодательно обеспечить необходимые финансовые и экономические возможности для реализации муниципалитетами полномочий по решению вопросов местного значения, создать стимулы для участия органов местного самоуправления в комплексом социально-экономическом развитии территорий.
Ассоциацией муниципальных образований уже проделана работа в этом направлении: внесены предложения по проектам Федеральных Законов "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" и "О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ и признании утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так же исполнительной дирекцией Ассоциации направлено 30 предложений и замечаний в администрацию Иркутской области, смысл которых заключается в том, что основой формирования местных бюджетов должны стать бюджетные источники, образуемые за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иных объектов муниципальной собственности.
По словам В.В. Якубовского, исполнительная дирекция Ассоциации направила в администрацию области 30 предложений и замечаний по формированию местных бюджетов будущих муниципальных образований. В плане работы Ассоциации на 2004-2005 годы приоритет отдан также мероприятиям по реализации федерального закона. Так, до 1 января 2005 года необходимо установить границы муниципальных образований, наделить соответствующие муниципалитеты статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. До 31 марта 2005 года должна быть установлена численность представительных органов первого созыва вновь организованных муниципальных образований и сроки их полномочий, назначить дату выборов. Согласно решению Ассоциации, всем муниципалитетам Иркутской области рекомендовано разработать мероприятия по реализации закона внутри каждого образования, участвовать в разработке новых законов области, касающихся реализации федерального закона. В рамках Ассоциации будут проведены семинары по разъяснению положений закона.

Новости муниципалитетов

Ангарск (АСДГ)
- В нынешнем году начнет действовать муниципальная программа "Новая квартира - в кредит" .
Муниципальная программа "Новая квартира - в кредит" начнет действовать в нынешнем году в городе Ангарске Иркутской области. Об этом сообщает пресс-служба администрации Ангарска.
По условиям программы, покупатель оплачивает 30% стоимости строящейся квартиры. Остальные 70% составит банковский кредит сроком на пять лет. При этом около 20% погашаются за счет средств местного бюджета. На реализацию программы в 2004 году из местного бюджета выделены 5 млн рублей.
По словам сотрудников пресс-службы, кредиты на покупку жилья будут предоставляться не только жителям города, но и высококлассным специалистам, приглашаемых для работы в Ангарск. По мнению разработчиков программы, такие меры позволят продолжить и поддержать строительство нового жилья в городе, улучшить жилищные условия бюджетникам-очередникам, а также привлечь и закрепить в Ангарске высококвалифицированных специалистов - врачей, управленцев муниципальных учреждений и предприятий, строителей.
Как сообщает агентство "Телеинформ", в настоящий момент в Ангарске действуют программы "50 на 50 и "Строительство жилья для бюджетников". Программа "50 на 50" предполагает 50% предоплату. Оставшуюся сумму владелец новой квартиры выплачивает в течение пяти лет. По условиям второй программы бюджетники оплачивают 30% стоимости квартиры. Еще 70% компенсируется за счет местного бюджета.
Как отметил мэр Ангарска Евгений Канухин, губернатор Иркутской области Борис Говорин на недавнем совещании подчеркнул, что муниципалитетам необходимо разработать программы, предусматривающие погашение процентов банкам по кредитам на приобретение нового жилья. "На сегодняшний день Ангарск - едва ли не единственный город в области, где создана такая программа и под нее предусмотрено финансирование", - сказал Евгений Канухин.

Барнаул (АСДГ)
- Реализация программы энергосбережения в 2003 году сэкономила миллионы рублей для бюджета города.
Итоги выполнения городской программы энергосбережения были подведены на совещании у заместителя главы администрации города Михаила Шипицина.
Реализация целевой муниципальной программы по энергосбережению только по учреждениям бюджетной сферы обеспечила за 2003 год экономический эффект в 9,7 млн. руб., а установка трехфазных счетчиков на муниципальном жилищном фонде приносит ежемесячно городскому бюджету экономию в размере 3,5 млн. руб. Главные инженеры и руководители технических служб ОАО "Алтайэнерго", МУП "Барнаульские тепловые сети", ОАО "Барнаульская горэлектросеть", МУП "Барнаулгорсвет", МУП "Барнаульский водоканал" информировали о создании технической базы для реализации энергосберегающих мероприятий, которые включают широкий комплекс работ, характеризуются быстротой внедрения и небольшим сроком окупаемости. Как сообщает официальный сайт Барнаула, было рекомендовано активнее внедрять автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии, переходить на двухставочные и зонные тарифы, оптимизировать режимы работы систем отопления, использовать современные теплоизоляционные материалы, внедрять рациональные схемы теплопотребления на центральных тепловых пунктах с целью обеспечения минимального потребления сетевой воды.
По итогам совещания всем энергоснабжающим предприятиям и городским службам даны поручения скорректировать планы мероприятий, разработать механизмы экономического стимулирования и привлечения внебюджетных финансовых средств, без которых невозможна эффективная реализация намеченных мероприятий программы, а так же подготовить предложения по разработке городской целевой программы по энергосбережению на 2005-2008 гг.

Владивосток (АСДГ)
- Столичный статус города может быть определен в марте.
Депутаты Законодательного Собрания Приморского края и Думы города Владивостока на заседании круглого стола приняли программу совместной деятельности.
Сотрудничество начнется с момента внесения в Законодательное Собрание проекта закона "О статусе города Владивостока - административного центра Приморского края".
Вопрос о присвоении Владивостоку статуса приморской столицы будет рассматриваться краевым Законодательным Собранием в марте. Закон привлечет в бюджет города дополнительные средства, как минимум 300 миллионов рублей ежегодно из краевой казны. Но прежде депутаты городской Думы должны объяснить, на что пойдут дополнительные средства. На встрече была достигнута договоренность об организации для депутатов Думы города Владивостока семинаров по проблемам реализации реформы местного самоуправления. Кроме того, депутаты Законодательного Собрания обеспечат правовую экспертизу нормативных правовых актов, подготовленных депутатами Думы города Владивостока. Игорь Пушкарев, заместитель председателя Законодательного Собрания Приморского края, в своем выступлении сказал: "Мы ждем, что представительный орган города Владивостока начнет работу, начнет принимать решения, будет ясный и понятный бюджет в городе, будут ясные программы. Мы приглашаем Думу города к сотрудничеству".

- ОАО "Коммунальные системы Владивостока" приступило к заключению договоров на поставку тепловой энергии.
В соответствии с Постановлением Администрации города Владивостока №3088 от 31.12.03 "О сборе платежей с населения за тепловую энергию", функции сбора платежей с населения, проживающего в муниципальном жилом фонде, переходят к ОАО "КСВ". Абонентами ОАО "КСВ" во Владивостоке стали 43 юридических и 9 тысяч физических лиц. В соответствии с утвержденным графиком "Коммунальные системы Владивостока" приступили к заключению договоров снабжения с юридическими и физическими лицами на поставку тепловой энергии и горячей воды от котельных, переданных в аренду дочернему обществу ОАО "РКС". Формы соответствующих договоров прошли согласование в Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
По условиям договоров ОАО "КСВ" как энергоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию, соответствующую нормативным требованиям, а абонент - своевременно оплачивать принятую теплоэнергию исходя из действующих тарифов, утвержденных региональной энергетической комиссией Приморского края. Потребителям муниципального жилого фонда начисления производятся с учетом дотационной части из бюджета, компенсацией разницы в тарифах и льгот, предусмотренных действующим законодательством РФ. Своевременная оплата абонентами потребленной тепловой энергии даст возможность компании в полном объеме закупать энергоресурсы, осуществлять ремонтные работы, успешно пройти отопительный сезон, вовремя производить выплату заработной платы работникам предприятия. В соответствии с Постановлением Главы Администрации Владивостока №670 от 22.06.95 в случае снижения качества услуг теплоснабжения ОАО "КСВ" будет производить перерасчет в квитанциях следующего месяца. Напомним, что в июне 2003 года было создано дочернее предприятие ОАО "РКС" - ОАО "Коммунальные системы Владивостока". 3 июля Управление муниципальной собственности г. Владивостока подписало договор о передаче муниципальных котельных, тепловых пунктов и теплотрасс в аренду дочернему предприятию ОАО "Коммунальные системы Владивостока". В частности, "КСВ" взяли в аренду 57 котельных, располагающихся в основном в пригороде г. Владивосток и на о. Русский. 11 ноября был подписан договор об оказании услуг по эксплуатации, обслуживанию и ремонту тепловых сетей и оборудования. В январе 2004 года образована оперативная диспетчерская служба ОАО "КСВ".

Красноярск (АСДГ)
- 3 февраля состоялось заседание внеочередной сессии Красноярского городского Совета.
Основным вопросом сессии стало утверждение бюджета города на 2004 год. Данный вопрос был внесен главой города П.И. Пимашковым.
С основным докладом по проекту бюджета выступила начальник главного финансового управления администрации Красноярска Г. Н. Фазлеева. Она отметила, что основной финансовый документ города на 2004 год имеет несколько принципиальных отличий от бюджетов прошлых лет. Прежде всего, в два раза возросла зависимость от финансирования из бюджета края, которая составляет 33%. Это связано с переводом на региональный уровень обеспечения образовательного процесса в школах, в том числе заработной платы учителям, а также с принятием нового краевого закона "О межбюджетных отношениях", по методикам которого нормативы для Красноярска оказались ниже прошлогоднего уровня. Тем не менее, бюджет не только сохранил, но и увеличил свою социальную направленность. В целом расходы на социальную сферу составят 48,5% от общего объема расходной части бюджета, учтены затраты на все направления социальной сферы. Около 300 миллионов рублей предусмотрено на различные выплаты для детей и молодежи. Администрация города сочла необходимым и рациональным изыскать средства и предусмотреть в бюджете 31 миллион рублей на городские целевые программы, в том числе 23,5 млн. руб - на программы социальной направленности. 3 миллиона рублей в 2004 году будет выделено на мероприятия по подготовке к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, 6 миллионов рублей из бюджета города будет направлено на улучшение жилищных условий ветеранов войны.
По предложениям депутатов, высказанным на комиссиях, изменены суммы средств, которые планируется направить на капитальные расходы. В результате расходная часть бюджета была несколько увеличена. Вынесенный на сессию и утвержденный депутатами документ имеет следующие параметры: доходная часть -- 9 миллиардов 185 миллионов рублей, расходная - 9 миллиардов 805 миллионов рублей.
Комментируя итоги сессии, глава Красноярска П.И. Пимашков подчеркнул, что он благодарен депутатам, которые очень скрупулезно подошли к изучению представленного администрацией города документа, тщательно в нем разобрались и приняли бюджет на 2004 год. Петр Иванович также оценил собственно финансовый документ, по которому предстоит жить городу в наступившем году.
- Считаю, что бюджет 2004 года напряжен, но он позволит решать основные проблемы Красноярска, -- отметил П. И. Пимашков, - мы для того и утверждаем бюджет и целевые программы, чтобы жить в городе с каждым годом становилось лучше. В этом году впервые, наверное, за последнее время бюджет имеет социальную направленность даже в соотношении трат. Впервые выделено 100 миллионов рублей на снос ветхого и аварийного жилья. Это очень важно: переселение красноярцев из ветхого жилого фонда является одной из самых острых для города проблем. Но в то же время на краевом уровне Красноярску пока фактически не предусмотрены средства на капитальные расходы, хотя у города очень много проблем. В том числе это отсутствие воды на улице Базайской, в поселке Лалетино, недофинансирование лечебных учреждений.
В 2004 году на краевые программы по здравоохранению запланировано выделить 135 миллионов рублей. Для Красноярска в этой сумме пока предусмотрен только 1 миллион. Нас это не устраивает. Но мы конструктивно работаем с администрацией края по всем вопросам, и, я уверен, решим и эту проблему.

Находка (АСДГ)
- Продолжается реализация проекта "Эхо-Восток", направленного на профилактику поведения высокой степени риска в подростково-молодежной среде.
Его совместно проводят комитет по делам молодежи администрации Находки и Владивостокская молодежная общественная организация "Жизнь".
На этой неделе на базе находкинского филиала ВГУЭС представители общественной организации "Жизнь" провели очередной семинар-тренинг для студентов вузов и профучилищ города. В течение пяти дней 22 молодых добровольца прошли интенсивный курс занятий по различным темам, после чего они смогут распространять полученные знания в подростковой и молодежной среде. Как рассказала руководитель общественной организации "Жизнь" Елена Войтовская, направлениями проекта "Эхо-Восток" являются профилактика наркозависимости, ВИЧ-инфекции и СПИДа, заболеваний передающихся половым путем, опасного сексуального поведения, алкоголизма, а также приобретение навыков в области разрешения конфликтов и кризисных ситуаций. Особенностью проекта является то, что распространение полученной информации в дальнейшем происходит по системе "равный-равному". Преподаватели-добровольцы, прошедшие занятия по проекту "Эхо-Восток", и те, кого они в дальнейшем обучают, относятся к одной возрастной группе, что создает доверительную атмосферу и помогает легко устанавливать связь между сверстниками. Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет Находка является опорным центром по реализации на территории городов и районов южного Приморья проекта "Эхо-Восток" и состоявшийся семинар-тренинг уже второй по счету. Однако, если в ноябре 2002 года занятия проходили для педагогов и лидеров добровольческих группы из нескольких муниципальных образований и финансировались за счет средств полученного гранта, то сейчас обучение прошли только представители Находки, а все расходы взяла на себя городская администрация. По словам Елены Войтовской, местные власти уделяют большое значение профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции и СПИДа, и важную роль видят в первичной профилактике этих заболеваний именно среди подростков и молодежи.

Новосибирск (АСДГ)
- 5 февраля состоялось традиционное собрание общественности города.
В театре "Глобус" встретились депутаты, руководители и работники органов власти, представители всех отраслей городского хозяйства, бюджетной сферы, промышленного производства, бизнеса, органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций, политических партий, многие известные и уважаемые в городе люди. Участники собрания обсудили итоги социально-экономического развития Новосибирска за последние 4 года. Предложения горожан будут учтены при формировании очередных планов социально-экономического развития и бюджета города, целевых программ, а также при принятии управленческих решений мэрией и районными администрациями.
Собрание общественности города - одно из последних крупных мероприятий Владимира Городецкого перед уходом в предвыборный отпуск (Приложение 14).

Новый Уренгой (АСДГ)
- Мэр города провел заседание Попечительского Совета Фонда "Развитие ипотечного жилья".
Вопросы повестки дня касались деятельности Фонда в 2003 году, организации работы Фонда и основных положений, по которым осуществляется ипотечное кредитование в Новом Уренгое. Решением Попечительского Совета были внесены изменения в Правила продажи жилья и в Положение о порядке привлечения инвестиций в долевое строительство. Размер кредита, займа или рассрочки для граждан, проживающих в аварийном или ветхом жилье, а также работникам бюджетной сферы теперь увеличен с 25% от стоимости жилья до 35%, сообщает пресс-секретарь администрации города. Данное изменение значительно увеличивает шансы бюджетников на покупку собственной квартиры, на сегодняшний день около 30% очередников Фонда - работники бюджетной сферы. Кроме того, снизился объем целевого взноса до 2% от стоимости квартиры, ранее он составлял 20% от размера рассрочки. Таким образом, финансовое обременение гражданина по этому пункту сократилось почти вдвое. Еще одно существенное изменение, теперь первоначальный взнос при вступлении в долевое строительство будет составлять не 50% от стоимости жилья, а 40%. Также для всех участников программы ипотечного кредитования введена новая норма - обязательное страхование приобретаемого имущества и здоровья покупателя. Все эти изменения вступят в силу после составления новых списков граждан, участвующих в программе ипотечного кредитования. Попечительским Советом согласованы сроки формирования новой очереди в Фонде. С 9 февраля специалисты начнут принимать документы от граждан, желающих улучшить свои жилищные условия с использованием системы ипотечного кредитования. Этот процесс займет 30 дней, в течение всего периода Фонд будет работать в усиленном режиме, без праздников и выходных.
Руководство Фонда "Развитие ипотечного жилья" прогнозирует повышенный интерес к той форме приобретения жилья, которую предлагает Фонд. Во-первых, доходы новоуренгойцев в последние годы стабилизировались, и наблюдается постоянная тенденция к росту. Во-вторых, условия участия в программе ипотечного кредитования в Новом Уренгое становятся более привлекательными для граждан.

Норильск (АСДГ)
- Мэр города одобрил создание единых управляющих компаний в сфере ЖКХ.
Глава Норильска Валерий Мельников рассказал журналистам о некоторых ключевых моментах его встречи с гендиректором "Норильского никеля" Михаилом Прохоровым. Так, Мельников признал необходимость поднятия уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг до 90%, но считает, что надо уточнить затраты, которые лягут на плечи норильчан в результате ожидаемого повышения квартирной платы в мае этого года. Для сохранения уровня благосостояния норильчан Михаил Прохоров предложил рассмотреть варианты компенсационных механизмов, в частности, он гарантирует полную компенсацию возросших затрат на оплату услуг ЖКХ работникам компании. Глава Норильска отметил, что подобный вариант возможен и для работников бюджетной сферы, но лишь при условии, что в городской казне будут найдены дополнительные средства. Также генеральный директор "Норникеля" предложил городской администрации рассмотреть предложение о создании совместных управляющих компаний в сфере ЖКХ, что позволит повысить ответственность коммунальников и улучшить качество предоставляемых горожанам услуг. Комментируя это предложение, Валерий Мельников отметил: "Администрация Норильска не нашла причин, чтобы отвести эти вопросы".

Омск (АСДГ)
- В феврале стартует общегородская социальная паспортизация.
Формирование социального паспорта городских территорий в первую очередь позволит создать базу данных о семьях, имеющих право на целевую адресную поддержку, определить потребности населения в том или ином виде социальной помощи, повысить эффективность программ и мероприятий социальной защиты населения. Управлением социальной поддержки администрации г. Омска разработана анкета, которая в целях защиты информации не содержит личностных данных, а предусматривает идентификационный номер (код округа, код КТОСа, личный код каждой семьи). Опрашиваемым предстоит ответить на восемь вопросов. Так, несмотря на сокращение доли населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума (1957 руб.), сегодня около 20% омичей имеют право на получение жилищных субсидий. Одна из целей программы - доведение информации о предусмотренных законодательством мерах социальной защиты до населения, определение количества семей, которые при изменении условий могут попасть в зону неблагополучия.
Социальный паспорт территории включает данные о численности населения, общую социальную характеристику (количество неблагополучных, многодетных семей, инвалидов, ветеранов и т.д.), социальную характеристику несовершеннолетних, информацию об оказываемых видах социальной поддержки и количестве граждан, в ней нуждающихся, и т.д.
Сегодня ведется работа по сбору статистической информации. В работе по распространению и сбору анкет примут участие администрации округов, департамент городского хозяйства, управление социальной поддержки населения, комитеты территориального общественного самоуправления.
Подведение итогов социальной паспортизации и подготовка программы социальной поддержки населения намечены на март текущего года. Структурными подразделениями администрации г. Омска при участии Главного управления социальной защиты населения, Омского отделения пенсионного фонда РФ, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Омской области уже в мае будет сформирован общегородской банк данных о социальной поддержке населения.

Ростов-на-Дону
- Мэр города Михаил Чернышев встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Болгария в Российской Федерации Илияном Василевым.
Приезд в столицу Дона Полномочного Посла Республики Болгарии И. Василева продиктован намерениями Болгарии открыть в городе консульство этой страны и наладить внешнеэкономическую деятельность. По словам И.Василева, выбор города Ростова-на-Дону для открытия мини-посольства Болгарии не случаен. Экономическая стабильность донской столицы позволяет болгарам рассчитывать на серьезный поток туристов в эту страну. Что касается внешнеэкономической деятельности, то в болгарском посольстве рассчитывают на скорое подписание межправительственного соглашения о поддержке межрегиональных отношений. Болгария также заинтересована в развитии Ростовского порта, т.к. доставка товаров морским и речным путем является самой оптимальной из-за ее невысокой цены. Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев считает, что развитие порта - одна из важных составляющих развития экономики города. Несмотря на то, что Министерство транспорта России не оказывает должной поддержки по данному вопросу, администрация города помогает предпринимателям в строительстве около одного километра мощной причальной стенки. Реконструкция и развитие порта позволит Ростову получать большое количество качественных и недорогих товаров, как из других регионов России, так и из-за рубежа.
Чрезвычайный и полномочный Посол Республики Болгария в России Илиян Василев посетил также ряд ростовских предприятий.

Томск (АСДГ)
- Программа "Народный счетчик" готова к работе.
"Дело осталось за малым: передать узлы учета на баланс жилищно-эксплутационным предприятиям и разработать положение о правилах учета теплоэнергии" - такими словами подвел итог встречи с генеральным директором ОАО "Томскэнерго" Сергеем Кожемякой спикер гордумы Николай Николайчук.
Глава Томскэнерго познакомил первого руководителя городского парламента с работой диспетчерского пульта управления технологического комплекса, продемонстрировал работу полного цикла. Главный инженер Энергосбыта ОАО "Томскэнерго" Александр Кодин напомнил присутствующим, что программа "Народный счетчик" стартовала в феврале 2003 года. На её реализацию из областного и городского бюджетов было выделено 196 млн. руб. Главным подрядчиком или исполнителем программы на территории Томска стало ОАО "Томскэнерго".
В настоящий момент в Томске установлено 1899 приборов учета, ими охвачено 2 600 жилых домов в городе. Создана автоматизированная система учета: с каждого прибора информацию считывает сервер, который в свою очередь, передает её серверу расчета, который и проводит необходимые вычисления. Сегодня гостям диспетчерского пульта продемонстрировали всю процедуру расчета: от прибора учета до конкретной квитанции. Кажется все готово к работе, даже кража 25 узлов, не меняет картины в целом. Но вот незадача у приборов учета до сих пор нет хозяина. По мнению специалистов ОАО "Томскэнерго" узлы учета должны взять на свой баланс ЖЭУ и ПЖЭРТ. Последние не торопятся пополнить свое хозяйство, более того, в конце декабря прошлого года специалисты городской администрации вышли на думу с предложением перейти от балансовой методики расчета потребленной теплоэнергии к нормативной. О приборах учета нет ни слова.
"Я категорически против подобного рода проектов. Нам предлагают не только жить вчерашним днем, но и выбросить 200 млн. бюджетных рублей. Томичи с таким нетерпением ждут начала реализации проекта "Народный счетчик", а нам предлагают поставить крест на их ожиданиях и принять нормативы потребления тепла. Все разговоры о том, что горожане станут больше платить, считаю необоснованными, не подкрепленными экономическими расчетами. Мы должны платить за то количество тепла, которое получили" - резюмировал председатель Томской городской Думы Николай Николайчук.


Приложения к бюллетеню

в начало